Олди же предложили такую модель прогресса, где деревом (ветвящимся графом без циклов) - и не пахнет. Прогресс - вначале - ветвящийся, затем - сходящийся на новом уровне. Не однородное слияние, конвергенция, нет. Сплетение плодов ветвящегося прогресса в такое целое, где не утрачивается и самоидентичность частей. После стольких великих антиутопий (да, даже Мир Полудня завершается антиутопией вертикального прогресса) - хоть какая надежда на утопию
Послано - 14 Сент 2010 : 13:50:10
Надо же... За три месяца отсутствия на форуме я почти забыл это чувство. Когда люди формально читают твой текст, но по сути видят в нём что-то своё.
Falcony
Отключить критичность - тоже совет :) Иначе может и не пойти.
Гиперкритичность. То бишь не "критичность как таковую", а "критичность завышенную". И этот совет предназначался только одному конкретному персонажу - моему персональному Требовательному Читателю. Чужих ТЧ я не знаю, советовать что-либо им не могу.
Чтобы одно очистить, нужно другое запачкать... Но можно запачкать всё, ничего не очистив...
За три месяца отсутствия на форуме я почти забыл это чувство. Когда люди формально читают твой текст, но по сути видят в нём что-то своё.
Очень странно. По-моему, так бывает всегда. Совсем всегда, без исключений. Вот я так все тексты читаю, не только тебя.
Ладно, к делу. Eki-Ra, это ты про прошлую трилогию высказался, или про новую, где только "Дитя Ойкумены"? Хотелось бы впечатлений именно про новинку, а то "Золотарь" перебил желание ознакомиться без отзывов...
Послано - 14 Сент 2010 : 19:34:15
По совету suhai взялась за Черного Баламута. Давно Олдей не читала. После моего любимого Ахейского цикла взялась за Кабирский, и все. Бросила. Попробую на вкус Грозу в Безначалье. Мало ли. Вдруг понравится?
Скрытый текст
Eki-Ra El совершенно права. То есть абсолютно. Не расстраивайся! Ты тоже такой .
Послано - 14 Сент 2010 : 20:25:08
El Ну, тогда извини. Это я по "Ойкумене" написал. О чём честно и сообщил в самом начале: Открыл «Ойкумену» с невольной опаской.
Lana "Чёрный баламут" - замечательная книга, я её жене вслух читал. Язык на именах узлами завязывался. :)
Скрытый текст
Не расстраивайся! Ты тоже такой.
Теперь так расстроился, что прям пипец. Нужно, наверное, ещё месяца три без форума пожить.
Чтобы одно очистить, нужно другое запачкать... Но можно запачкать всё, ничего не очистив...
Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В шесть лет ребенок впервые узнал сладость власти – и горечь запретов. В двенадцать она познакомилась с террором и насилием. В шестнадцать – с соперничеством и ложью. Да, космический мир Ойкумены дорожит своими менталами, как отчаянной редкостью, но и силовое поле не оградит тебя от холодных ветров реальности. Танцуй на холмах, дитя с флейтой! Детство закончилось, и надо идти дальше – в юность, полную очередных сюрпризов.
Новый роман Г.Л.Олди вновь открывает нам галактические просторы Ойкумены, уже известные читателю по приключениям Лючано Борготты, директора театра «Вертеп».
Послано - 20 Сент 2010 : 21:57:38
Eki-Ra, а "Алюмен" ты прочел уже или как? Конечно, там не чистые Олди, а Олди + Валентинов, но от этого "плетение сюжетной паутины", вписанное в альтернативную прослойку реальности - ничуть не хуже.
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Послано - 20 Сент 2010 : 22:08:59
Terminator Прочёл, да. И мне понравилось. Немножко не хватает исторических знаний об этом времени, чтобы полностью насладиться сюжетной "паутиной". Но всё равно было интересно. Сейчас вот читает жена, уже за второй том принялась.
А я теперь подожду, когда новая трилогия по "Ойкумене" полностью появится на полках магазинов - тогда буду сразу всю читать, "залпом". Зная Олди, не слишком беспокоюсь насчёт долгого ожидания. :)
Опять же, у меня всё ещё "Золотарь" не читан и "Гарпия" не куплена. Они мне скрасят ожидание.
Чтобы одно очистить, нужно другое запачкать... Но можно запачкать всё, ничего не очистив...
Послано - 23 Сент 2010 : 18:10:39
Прочитал "Дитя Ойкумены". Хочу отметить, что из четырех книг в этом мире - эта мне понравилась больше всего. Правда, честно скажу, что после того, как я не смог дочитать Куколку, Кукольного мастера я пропустил.
Послано - 23 Сент 2010 : 23:50:01
Mat Колорит, как мне кажется, чисто внешний. Не, все красиво. Брахманы там, кшатрии, Индры с Гангами. Моя знакомая - индолог - просто в восторге. Мне не достает внутреннего "колорита". Знаешь, в детстве поразил абсолютной чуждостью нашей морали и праву сборник индийских сказок, точнее притч. Мораль одной из сказок-притч про лжеца была посвящена тому, кого следует сильнее наказать - лжеца или того, кто его послушал и поступил в соответственно с услышанным. Что бы сказал человек нашей "системы"? Он бы сказал - лжеца. Сегодня выигрываются суды, если человек докажет, что был введен другим в заблуждение и.... Лошо оро, кажется, у истоков этого. Типо, не злословь, не говори гадости о... И все такое. Слушать сие тоже плохо, но говорить хуже. Впрочем, про злословие, сплетни и проч. я могу ошибаться. Суть не в этом. Суть в том, что в притче читателю говорят: лжец виновен, ему и язык за его художества можно отрезать; но еще сильнее виновен послушавший лжеца, его и прибить не жалко. На сей момент прочла где-то половину "Грозы". Нету там этого. Антураж имеется качественный, а под ним.. советский наш народ :). Параллельно прочла несколько глав из "Дитя ОЙ...". Практически приклеилась. Еле оторвалась дочитать Баламута. Домучаю его - вернусь к.
Послано - 24 Сент 2010 : 00:30:51
Lana Там отдельный плюс для читавших "Махабхарату". Фактически, небольшое смещение акцентов, а как приятно. :) Эпос целиком на стороне Пандавов, Кауравы рождены на заклание, с ними и в них должны умереть некие хтонические сущности. А разогревом сторон заведует Карна - карма у него такая, что бы с ним не произошло, хуже и ему, и всем окружающим.
Послано - 27 Сент 2010 : 18:17:10
Dayroon У Олдей везде есть "подарки" знатокам. Например, что Гераклов было двое и ты пы. Но я-то не индолог, как, впрочем, и не эллинист, и ищу в тексте не только смещение акцентов в мифологии, но и в жизни.
Скрытый текст
Вчера кино индийское смотрела. Там невинную девушку изнасиловал "золотой" мальчик. И не просто так, а на глазах 40 детей, будучи уверен, что нищая девчонка, которая в школе учительницей была, между прочим, ничего не сможет ему сделать. Суд ПО ПРОСЬБЕ жертвы приговорил преступника не к тюрьме, а к свадьбе. Мотив - несмотря на то, что она не виновата, все равно она порченая, и никто замуж не возьмет, а она замуж хочет и детей. Если же суд его на 7 лет в тюрьму упакует, то это будет ей новое наказание, которого она уж точно не заслужила. Чудно, правда? А то, что она целиком и полностью оказывается в руках своего обидчика - это награда, что ли?? Дальше она добивается любви своего насильника, спасает ему жизнь, и таки влюбляет его в себя, и они живут долго и счастливо. Причем, это не классическая ситуация, где девица подставляет понравившегося парня под женитьбу. Таки избил и напугал девушку до смерти. А потом еще и убить пытался руками наемных убийц. Такое поведение женщины показано в фильме как прогрессивное и достойное. Пример для подражания. Возможно, для индийских женщин. А для наших?
"Иной" нормативности мне в Баламуте и не хватает. Вместо этого я натыкаюсь на узнаваемые фразочки из советского времени. В результате, воспринимаю место действия и героев не как "нашу" Индию, а как очередную фэнтезюху.
Этим - уже всё сказано Очень разные они, Олди. Пытавшийся читать их книгу-другую - вообще ничего сказать о них не может, кроме разве того, что у них попадаются совершенно нечитаемые - лично для него - книги. В магическую дилогию и в Одиссею - и я с первого раза - не вчитался. Прочесть аллюминьевую трилогию не позволили имена, слишком богатые ассоциациями.
Послано - 01 Окт 2010 : 11:04:47
Почитал в сборнике ещё что-то литературоведческое и публицистическое (Олдей, натурально). В значительной мере - вокруг НФиФ тусовок вертящееся.
Вспомнили писатели, как мы (да - и я, хоть уже и нетривиально припомнить, какая из приведенных ими цитат - именно моя ) возмущались мрачным концом Армагеддона (Нам здесь Жить-а ;) ). Ужасались, что по итогам "застойных нулевых", народ - напротив - не верит больше в хэппи энды. Но...
Для меня-то лично речь идёт всё больше о внутренней логике произведения. Абстрактно, я предпочитаю хэппи-энды, натурально. И, на мой взгляд, влетевший пусть и в страшную, местами, сказку город - давал авторам простор для манёвра. В сказочной реальности, Дед Бонзай - может остановить танковую колонну, да
Если же - с другой стороны - взять Лучиано Борготту, то живёт тот - не в сказке, но в век техномагии. И его мир - по самые уши сами понимаете в чём. Именно его, личный мир Лучиано Борготты. Вот так он живёт, в таких кругах вращается, так видит жизнь. Возможно, совсем рядом с ним - во всех смыслах! - живёт продающий за два гроша сделанные собственными золотыми руками "волшебные" куклы ремесленник. И этот ремесленник живёт в сказке. В которой у него есть его талант. В которой ему ничего, практически, кроме своего таланта - и не надо в жизни. Где он ничего другого не видит. И может быть счастлив. И может стать в сто крат счастливей - просто оттого, что открыл, отточил у своего таланта новую грань.
В "Ойкумене" может быть счастлив хоть кто-то из "князей мира сего" - хоть простой крестьянин. Но удача (сочетание талантов и подхода к жизни, главным образом) ГГ - такова, что он - даже став частью эдакого СверхСуперМена (ну да, смысловая тавтология - из произведения) из Машины - должен был оказаться у того аккурат в районе прямой кишки - и ничего другого не нюхать. Такой вот реализм...
У писателя - ГГ Армагеддона - "удача" - совсем не такая, как у "кукловода" Ойкумены. Ну да, и он - человек "исторический". Но - во всех смыслах этого слова. В истории влипает, верно. Но и историю делает - помаленьку. В книге, финал просто поймал его "в депре". Согнувшегося под грузом ответственности - и не верящего в хэппи-энды. Но, на мой взгляд, его чувства - слишком быстро приняли этот груз ответственности за наш мир. Практика показывает, что и лица, рвавшиеся к власти всю жизнь, чувствуют эту ответственность далеко не всегда. Очень многие, дорвавшись, внезапно "осознают, что ошибок - не делали" Страшно, конечно. Нам. Но - не им. Маленький человек, который едва ли решился бы поставить на зелёное сукно ползарплаты (что скажет супруга - как говаривал Иван Васильевич... Бунша ) - может поставить на кон "чужую" (в смысле чувства ответственности) цивилизацию - не дрогнув.
Психика человеческая - с покон веку училась решать неразрешимые проблемы именно такого рода. Мы на уровне спинного мозга "знаем" что и кого спасать из огня, когда не успеешь потушить дом. В таких кризисных ситуациях, с нас "смывает" культуру с её "Добром" и "Злом". И мы - мгновенно принимаем "внеэтичные" решения.
Ага, выбор между одним ребёнком и всем миром - этически неразрешим, прав Фёдор Михалыч. Но то - этически. Практически, наши предки замуровывали ребёнка в фундамент... "дабы дом стоял крепче". Затем, конечно, собственным выбором можно промучиться... хоть до конца дней. Но именно - затем. Субъективно, когда "природа берёт своё", мы ощущаем себя как во сне. Подсознание - умело создаёт иллюзию, что мы - не можем повлиять на собственные действия. Нет, можем, конечно! Заикаясь, запинаясь, дёргаясь - снижая эффективность отточенных эволюционно решений. Но момент нерешительности - и в самом деле делает нас рабами собственных инстинктов. И рвавшийся в диктаторы боевой офицер - "не выходит на площадь - в тот, назначенный час". Не выходит, ибо отсутствовала приемлемая для подсознания мотивация. Умереть по приказу - вбитый рефлекс, убить защищаясь - рефлекс чуть ли не безусловный. А вот амбиции, амбиции придают силу бесстрашия лишь природному альфа-самцу Который, "в рядах" - вообще ни на что не годен - пока его не сломают в ничто. Офицер - противоположность рыцаря, офицер - согнутая в угодливом поклоне спина гаммы.
Послано - 12 Ноябр 2010 : 22:43:22
Ноябрьский дайджест Эксмо уже анонсировал выход продолжения книги "Дитя ойкумены" под названием "Королева ойкумены". Думаю что все любители Олди уже знают название книги, но появление дайджеста даёт нам надежду увидеть эту книгу уже в ноябре или первой половине декабря.
Послано - 08 Дек 2010 : 12:19:52
Вот уже три книги Олдей (стэндэлон и, пока - дилогия) - посвящены исследованию феномену агрессии. Конечно, сама агрессия играла важную роль в творчестве писателей с самого начала, со времён "бесов", "демонов", оборотней и вампиров. Но её роль в жизни, в социуме - не исследовалась толком.
Когда агрессия выдвинулась, буквально - в ГГ книги (т.е. - непосредственно до начала написания нового цикла), это всё ещё казалось "гласом вопиющего в пустыне" Ну да, "мы - осуждаем, но жизнь...". И вот, во второй книге цикла - показывается и конструктивная агрессия. Не позитивная роль агрессии разрушительной ("хорошие парни" - мочат "плохих", "На исходе века - взял и ниспроверг..."), но именно что созидательный аспект агрессии. Вопрос о "регулировании" которой - больше не сводится к принципиально простой схеме сдерживания, как в Богодельне, или убийству её смехом (Шутиха).
Это - уже анализ "состояния на момент". Хотя, конечно, в анализе агрессии, как и большинства аспектов (и атрибутов :) ) жизни и разума, рулит - эволюционный подход, а не положение дел в момент времени
Послано - 01 Фвр 2011 : 20:27:13
В сентябре на "Звёздном Мосту 2010" моя жена Таня взяла у Г.Л. Олди небольшое интервью. Наконец-то дошли руки расшифровать видеозапись с фотика, всё записать и оформить.
С любезного разрешения самого Генри Лайона интервью выложено ЗДЕСЬ.
Чтобы одно очистить, нужно другое запачкать... Но можно запачкать всё, ничего не очистив...
Чему тут завидовать? Ну не приехали они учиться… Не хотите, не нравится – не приезжайте. Почему их раздражает, когда другие учатся?
Учатся-мучатся Их раздражает эффект социальной сети. Они - заранее видят, как лет через десять-пятнадцать - "новая волна" захватит места в жюри, в критике, в издательствах и т.д. и т.п. - и пойдёт награждать друг-дружку по десятому кругу.
Что меня удивляет - так это неожиданное обилие братьев-нонконформистов. Которых, оказывается - достаточно много, чтобы даже Мастерам создать некоторый дискомфорт.
Ведь подключиться (ну, если ты - не в Палестине, скажем ;) ) - совсем просто. И учиться для этого - определённо нет нужды (нужно запомнить пару самых приметных "позиций", да они сами запомнятся - и будут работать, как сигнал свой/чужой). Всё, что нужно - приехать. Выпивать и орать пьяные песни со всей тусовкой. А на семинарах - можно просто сидеть в заднем ряду. И - чуть-чуть "светиться". Разок - всхрапнул громко, разок - чай пролил, пару раз чихнул - и тебя уже заметили и запомнили Именно "тихий увалень из заднего ряда" соберёт все бонусы социальной сети - не вызвав зависти и не огребя положенных шишек. Только истинный нонконформист так не может. Впрочем, я - смог бы, нонконформисту - достаточно хорошо относиться к ведущим (чтоб не сказать учителям) - чтобы не ловить негатив
Хм... А может, это в сорок лет - так просто представляется? Может, лет в двадцать - сам бы раздражался?
Так и мне - понравилось. Нормальные заботы хороших, талантливых людей.
Всё - суета сует. Давно отмечено - и верно. Но и по этой суете человек виден. Людей неплохих, но бездарных - гложет зависть к чужим талантам. Недобрых дурней - к чужим наградам. А когда миллионов - не награбил, а тревожат - завистники... нормальные заботы, не всем, прямо скажем, доступные
Послано - 25 Апр 2011 : 23:58:54
Наконец, прочла все 3 части "дитя Ойкумены". Раньше руки не доходили, а тут выходных 3 дня подряд. Так что, по книге в день. Читается легко, несмотря на социально-воспитательную направленность в обертке приключенческой ФиФ. Уроки педагогики, социологии, психологии и прочих полезных наук вплетены в ткань повествования на пятерку. Не пять с плюсом, но твердая пятерка. "Ограничение" как путь к счастью сначала вызывает отторжение, а потом узнавание. Социализация, освоение норм и ценностей общества, которые годятся только для данного конкретного и в строго определенный исторический период. Шаг вправо, шаг влево и слетает "шелуха" цивилизованности и ответственности, выпуская на большую дорогу свободу. И опять ограничение хватает за шкирку и на землю - мучиться от боли в чересчур длинной шее, попытавшейся вытянуться из кувшина. Метафора "Гусь в кувшине" чуть ли не полностью отражает суть трилогии, концовка которой, пожалуй, самая фантастическая ее часть. Мне понравилось :).
Послано - 29 Мая 2011 : 13:23:08
Дочитала Urbi et Orbi... И только тут удивилась. Раньше (даже еще до того, как я была испорчена дамскими романами) книги Олдей шли у меня тяжело. Я в тексте тонула, как муха в меду, чтоб не сказать хуже. А тут... первая трилогия влёт, вторая трилогия - за 5 дней, читается НАМНОГО проще. Интересно почему.
Иллюзию упрощения языка создаёт лёгкость владения им
Уже Олди времён Мессии, не говоря о Шмагии - владели языком на уровне классиков. Но "свежеприобретённый" навык - навязывает строгость и последовательность своего применения. Шаг влево, шаг вправо - побег, прыжок на месте...
В нынешней гексалогии, мы видим свободное владение языком, ни к чему уже авторов не принуждающее. В случае Мессии и Шмагии, мы отчётливо видим, как мир произведения создавался языком и соответствующей культурой. (Говорят, это видно и у Толкина... очевидно, я - просто не так владею английским, не так его чувствую, чтобы ощутить это в Войне Кольца).
На самом деле - и мир гексалогии должен был создаваться, начиная с его маго-наук и их языка. Во второй трилогии, это даже можно проследить. Тем не менее, основное действие романов - не оставляет ощущения эдакой языковой строгости и вычурности. К Олдям "разлива" конца нулевых пришла лёгкость языка
Послано - 01 Июня 2011 : 09:01:03
Eki-Ra, спасибо вам и супруге, очень интересное интервью. Заставило не раз задуматься в процессе прочтения и - не в первый раз уже - согласиться с мэтрами.
El, вот прочла интервью и нашелся термин для того, что пыталась выразить словами до этого, но как та собака - не могла ;) Развитие личности. Думаю, это относится не только к творцам миров, но и к их читателям. Не в обязательном порядке - но если человек задумывается над книгой, то почему бы нет? Да и жизненный опыт по идее должен с годами приходить ;)
Послано - 01 Июня 2011 : 09:53:27
Яна, безусловно, относится. Некоторые книги, которыми зачитывалась когда-то, читать не могу - переросла, но тут совершенно не тот случай. Ничего я из этой Ойкумены не вынесла, ни из первой, ни из второй. Мир очень классный, герои симпатичные, сюжет увлекательный. Мысли? Какие мысли? За мыслями - к Лане, а мне без ее отзыва ни про гуся и "свободу - осознанная необходимость" в голову не пришло, ни про насилие, ни про фантастичность концовки. Живенький такой боевичок, чё еще нужно?
Хм, Мату я тоже не ответила, ладно, сейчас. Вполне вероятно (даже почти наверняка) Олди стали владеть языком лучше. Только с моей, читательской, точки зрения это выглядит по-другому. Потому что есть авторы, чьи книги читаются у меня с большой легкостью с самого начала, а вот у Олдей - только сейчас. Каганов, например, или Дивов. Будем ли мы считать, что Каганов и Дивов отлично владели языком с первой книги, а Олди все эти годы шли к тому же уровню?