Послано - 09 Фвр 2009 : 14:07:55
Дан, ты неправильно считала — потому что очки и всякое такое как раз ворганизм не внедряются. :-) А если Лем «имел это ввиду», то и писал бы тогда именно о том, что имеет в виду, а не о тотальном управлении нервной активностью. Да. :-)
Это по технике-то???
Да-да, именно по технике. Современная инженерно-промышленная деятельность качественно своеобразна по отношению к прежней, ремесленно-рецептурной.
Нет, все равно не понятно... Почему кибернетика формальна? Почему нельзя провести аналогии между человеческой эволюцией и техноэволюцией? Если в природе эта самая техноэволюция не реализовалась, отсюда не следует, что аналогии невозможны. Основной тезис Лема - идея о Природе-Конструкторе, и чего тебе тут не нравится?
Кибернетика формальна в той мере, в которой она часть математики. А потуги сделать из неё что-то там ощенаучненько-философичненькое просто смешны (хотя и донельзя многочисленны, — и каждый раз дефективны). Аналогии между техникой и природой вообще и в плане «эволюции» в частности всегда будут некорректны. Как в силу того, что эволюционная концепция не объясняет всё и вся в природе, так и потому что техника вообще не эволюционирует — в меру того, что она не сама по себе существует, но представляет собой часть человеческой деятельности. А человечество именно в плане своей деятельности не природно, а исторично. Разница между естественной эволюцией и историческим ходом существенна; если сбросить её со счёта, то любое рассуждение превратится в пустопорожнюю болтовню. Ещё раз. Природа не конструктор, потому что у неё «думалки» нет. Нет. Конструирование — это род мыслительной деятельности, если ты помнишь.
Первая - жестокая пародия вторично идеалогизированного общества. Которое, как у АБС в сказке о Тройке, возглавили канализаторы. В начале - занятые реальным и полезным делом. А затем - взявшиеся воспитать нового Бальдура... и Бадубина, конечно - и обводнявшие уже не пустыни, а улицы городов...
Пантийская ангелиция - Протез Вечности (Бессмертия). Жёсткая критика унификации "человека коммунистического" (у нас незаменимых - нет (ц) ).
А о вонючем драконе, подмявшим под себя континент и производящем не менее вонючий драконий пластилин - это уже конкретно, о Союзе.
Капитализм - модель эволюции. Поддающаяся, в отличие от коммунизма, усовершенствованию. В творчестве Лема, идейно от неё отказались Индиоты, помнится ;)
Дан
Во времена написания Суммы Технологий, унифицированной терминологии, связанной с ВР не существовало в природе. Лем вводит свою терминологию. Она - не слишком прижилась. Бывает :)
Как говорил пан Лем, ИИ может и на "печурках" работать :) На самом деле, техноэволюция идёт параллельно с эволюцией нашего собственного разума, миллионы лет. Вопрос лишь в том, когда техноэволюция перестанет нуждаться в эдаком симбиозе с нами...
Послано - 09 Фвр 2009 : 14:34:25
Mat, ещё раз обращаю твоё внимание на «Сумму технологии». Там содержатся прямые утверждения. Ты же апеллируешь к неким намёкам, не более того.
Иными словами, ты усматриваешь «антикоммунизм» Лема только в той мере, в которой тебе очень хочется его усмотреть. Однако это твоё желание беспочвенно.
«Техноэволюция» — это словосочетание с нулевым смыслом. Публицистическая погремушка. Нравится тебе в неё бряцать, да? Красивыми тебе кажутся параллели несуществующих эволюций? Хм, от подробного комментария воздержусь. :-)
Послано - 09 Фвр 2009 : 14:43:44
В условиях коммунистической цензуры, иносказаниями - оно как-то надёжней ;)
В самом деле, начать рытся в интервью тех же АБС времён исторического материализма, можно надёргать цитат, представляющих их чуть не главными партийными мракобесами Союза :-)
Послано - 09 Фвр 2009 : 15:18:06
duc, я же говорю, разные градации внедрения! И вообще, ты под сомнение всю "Сумму" ставишь... Надо мне с мыслями собраться и трактат тебе наваять, иначе все частные разговоры получаются. Вот время бы только найти .
Mat
Дело же не только в терминологии, а в лежащих за ней "эффектами".
Послано - 09 Фвр 2009 : 15:42:16
Дан, именно, именно — принципиально разные градации внедрения. Очень разные это технологии — физиологически внедряться в деятельность центральной нервной системы и… никуда не внедряться, а только способствовать получению дополнительных ощущений (рули-перчатки) или концентрировать внимание (шлем).
Да, я ставлю под вопрос всю «Сумму». Это я делаю начиная с первого моего сообщения о ней. «Сумма» для меня — образчик весьма тенденциозной и отчасти занятной публицистики, не более того. :-Ь
Сегодня, чистая ВР определяется, как полное погружение в синтезированную компом реальность. Наложение синтезированной компом реальности на... обыденную, носит название "аугментированная реальность" - АР. В терминологии Лема, принципиальных различий - не делалось. Оба случая относились к области фантоматики.
duc
Лем - не фиксировался на аппаратной части. Тем не менее, когда он рассуждал о проблеммах, связанных с входом в нашу жизнь продвинутой фантоматики, одними перчатками тут не ограничишься.
Но, повторяю, в аппаратную часть он не лез. Оставляя множество вариантов. Импланты, химия, движущиеся холограммы... В принципе, если подавить "критику" химически, электрически, или даже хирургически, далее эту "фантоматику" можно реализовывать и самыми примитивными интерфейсами. Вспоминается модель Лукьяненко, где реальность восприятию обычной плосской картинки придаёт предварительная, гипнотизирующая "клиента" ;)
Послано - 09 Фвр 2009 : 18:35:12
duc, по "Сумме" целиком я нескоро что-то напишу, но вот все дописываю про "Китайскую комнату", про ее разную трактовку у Лема и Пенроуза. Это Вам интересно каким-нибудь боком?
Послано - 09 Фвр 2009 : 19:06:49
Дан, если честно признаться, то мне проблематика «тестов на интеллект» не очень интересна. Ни в случае человеческого интеллекта, ни, тем более, в случае так называемого «искусственного». Меня как-то больше интересуют плоды интеллектуального труда. Да. :-)
Но это, с другой стороны, не означает, что я оставлю тобой написанное совсем без внимания. Без пристального внимания, быть может, но с дружеским вниманием — скорей всего. :-) ___________________________
Mat, ты пишешь:
Лем - не фиксировался на аппаратной части.
И потом настойчиво повторяешь об этом. Куда же ты относишь хирургию, которая предполагалась для фантоматике в «Сумме»? Не к аппаратной части? И что такое, вообще, «технология без аппаратной части»? 8-()
Далее ты предполагаешь:
В принципе, если подавить "критику" химически, электрически, или даже хирургически, далее эту "фантоматику" можно реализовывать и самыми примитивными интерфейсами.
Позволь с тобой радикально не согласиться. Потому что это «подавление „критики“» есть не простое условие, а как раз принципиально сложное. Ведь «давить» придётся так, чтобы не нарушилось целостность сознательной жизни. И успех в этом деле будет чудом из чудес. ;-)
Об этом - сложно судить :) Слишком велик терминологический дрифт...
duc
Хирургия - оценка жёсткости, серьёзности вмешательства, не более того :) С точки зрения аппаратной части, между установкой микропроектора, подающего изображение на сетчатку, прямым подключением к глазному нерву и подключением к визуальному кортексу нет практически ничего общего. Хоть все эти варианты и требуют хирургического вмешательства ;)
Подавление критики, причём избирательное - действительно непростое условие. Но это - не стандартное интерфейсное решение ;) Т.е., на соответствующий наркотик мог бы напороться хоть доисторический шаман. А вместо ВР использовать наскальную живопись и шёпот на ухо. Тоже мне - продвинутый интерфейс :-) Да, именно чудо. Не обязательно - "чудо техники".
Послано - 09 Фвр 2009 : 20:36:06
Mat, убираем слово «хирургия», ставим «физиология». (То есть предполагаем не электроды в мозг, а что-нить эдакое беспроводное.) Суть от этого не меняется. Должен быть разработан механизм обширнейшего вмешательства в деятельность нервной системы, а не просто передача картинок-звуков-запахов-вкусов-и-прочих-тактильностей. И этот механизм и будет аппаратной частью фантоматики. В том же, что сейчас называется «виртуальной реальностью», нет и намёка на иные спсобы воздействия на пользователя, чем его, пользователя, органы чувств. Сечёшь разницу? :-)
Хм, избирательное подавление «критики» — не просто «непростое условие», как ты выражаешься, а очень-очень-ОЧЕНЬ непростое условие. Баснословно непростое. Фантастически. :D
То есть у Лема его фантоматика — типичный фантастический кунштюк, но никак не «технический прогноз».
Послано - 09 Фвр 2009 : 21:46:02
Почему кунштюк? В настоящее время, на уровне "электроды в мозг", проводятся опыты по протезированию глаза (восстановление зрения). Т.е. изображение будет передаваться с камеры непосредственно в мозг. При таком подходе не составит труда модифицировать это изображение. Чем не шаг к фантоматике?
И тут на Ежика обрушилась тишина. Это был всего лишь сухой лист, но Ежик перепугался.
Послано - 09 Фвр 2009 : 22:03:56
snuff, магистр duc как Сарториус - ни во что не верит и все укладывает в свою личную схему. Несмотря на то, что в "Сумме" все прописано.
Послано - 09 Фвр 2009 : 22:28:24
snuff, это совсем не «шаг к фантоматике» именно постольку, поскольку передача картинки это только передача картинки. То есть протезирование органа есть восстановление всё того же зрительного канала, который у здоровых просто функционирует себе и функционирует. А в случае «фантоматики» нужно такое физиологическое воздействие, которое заставит поверить, что видимая картинка есть не специальная проекция данных, а твоё собственное, немодифицированное зрение. Именно в силу этого момента мы с Mat’ом и обсуждали «подавление „критики“». :-) ______________________
Дан, неча сказать по делу тебе, да? Или чё это ты вдруг на мою жалкую ничтожную личность переходишь? :D
В «Сумме» всё прописано? Да? — Да, прописано. Всё прописано. Но криво. Криво прописано. Криво всё прописано. :-Ь
Послано - 09 Фвр 2009 : 22:46:55
duc Я имею в виду, что эта "критика" забудется со временем. Если у всех будут камеры вместо глаз, на это перестанут обращать внимание. Не читали "Золотой век" Джона Райта? Когда человек к чему-то привыкает, он перестает это замечать.
И тут на Ежика обрушилась тишина. Это был всего лишь сухой лист, но Ежик перепугался.
Послано - 09 Фвр 2009 : 23:00:22
snuff, дык, там же как раз вся соль в том, чтобы не было никаких адаптационных периодов. И речь идёт не о пожизненном подключении к этой футурокрикозябле, а посеансовом, наподобие кинозрительства. ;-)
В девяти случаях из десяти - зомбоящик с подавлением критики - отлично справляется. Ну... пока хавка не кончится ;)
Кроме того, история богата различными подходами к подкреплению симулякров:
- Высокая цена входа. Замуруй в фундаменте живого младенца - и получишь надёжный храм. Приноси человеческие жертвы (врагов народа) регулярно - и, пока жертвы не иссякнут, алтарь - не треснет... - Миллион зеркал. Ведьмы за бугром, Терри Пратчетт... но механизм - не объясняется, как очевидный. Кое-что показывает и "Обыкновенное Чудо" и "Убить Дракона". Работает - примерно так: стоит показать народу большого, могучего и уродливого дракона (сытого, главное - сытого; а врагов его - поджаренных перед поеданием живьём), как полезут из этого народа маленькие - и оттого ещё более уродливые копии. В такой системе, нет нужды скрывать уродство самого дракона. Нужно лишь почаще любоваться на бургомистров и их сынков, чтобы понять, что приходит дракону на смену... - Традиция и воспитание, натурально! Один отшельник (Шекли) верил, что умрёт, если попробует говорить прозой, а не стихами. А сомневавшихся - спрашивал, мол, пробовали ли они дышать под водой? А если нет, то откуда они знают, что могут захлебнуться? ;)
waymy: Просто грустно получилось - садишься писать НФ, а Природа тебе и говорит: это не будет работать... и это... и вот это тоже. Тут надо иметь крепкие, профессиональные научные знания. Или уходить в чистый полет ума, лишь внешне связанный с наукой. Потому, что придумать НОВУЮ физику - даже не лучшую, а просто ИНАЧЕ сложную - действительно невероятно трудно. Один человек с этим просто не справится. Потому что нужны расчеты. И время на суперкомпьютере. Не знаю даже, занимался кто-то этим или нет.
Можно задать Вам еще несколько вопросов? Вы не читали лемовскую "Новую космогонию"? Вся концепция взята оттуда. Просто очень жалко, что Лем не написал на эту тему роман...
Дан: Не совсем так... Лем вот придумывал, и неоднократно, и без всяких расчетов и суперкомпьютеров - например, в той же "Новой космогонии". Просто весь, что называется, "фокус" в том, что он ограничился некоторыми узкими областями науки для описания эффектов совсем в других разделах наук: ввел математическое поянятие "игры" (есть такая теория игр в математике) к описанию динамики Вселенной. Он "нарушил" физический правила только один раз, когда ввел придуманное им фантастическое допущение, что теория игр применима в космологии (что, конечно, не так, поскольку ни одна математическая теория не применима к реальному миру в чистом виде, ни термодинамика ни даже гравитация - вопрос о границах применимости, но это уже отдельная тема). Короче говоря, Лем интерпретировал эволюцию Вселенной с помощью теории игр и, оставаясь в рамках теории игр, больше правил не нарушал. Он, если Вы обратили внимание, полностью оставил за кадром такие вещи, собственно, КАК высшие цивилизации подправляли физические законы. Он ограничился теорией игр, математической игрушкой, в которой физические вопросы уже не важны и не существенны. Вообще это один из самых плодотворных приемов написания научной фантастики - работать по правилам одной теории в рамках совершенно другой теории. Например, работать по правилам квантовой механики в теории относительности, или по правилам сложения натуральных чисел в термодинамике - это ведь таких удивительных миров наваять можно. И, повторяю, для написания научной фантастике это очень выгодно - не надо придумать новых законов физики, а можно просто перенести сферу деятельности одной науки на другую. Лем это делал в "Расследовании", в "Формуле Лимфатера"... да и очень много где еще, включая, конечно, "Сумму".
waymy: Вы не читали "Записки всемогущего" того же Лема? Там как раз про создание миров. И тоже математическая игрушка.
Дан: Читала. Я не поняла, в чем Ваш вопрос... Что я про этот рассказ думаю? Мне кажется, это не столько математическая игрушка, сколько на нее... пародия . У Лема часто так бывает - задает вроде бы один "жанр" (иногда даже свой собственный, а не какой-нибудь общепринятый), а потом переходит в другой. В "Записках всемогущего" с самого начала "жанр" математической игрушки был стилизован под некую философскую концепцию (даже термины из философии там намешаны в большом количестве) - это и помогло заподозрить какой-то подвох, т.е., вовсе не математическую игрушку, в отличие от "Новой космогони", где все по-серьезному. И действительно, в "Записках всемогущего" все свелось к тому, что все высокоумные рассуждения оказались результатом работы замкнутой на себя сверхсложной машины, к тому же еще и с дефектом (что симулировало ее умалишенность). Фантазия Лема неисчерпаема в изобретении новых способов взгляда на вещи и в огромном числе пародий и "матрешек" по мотивам своих же собственных идей.
--- Трещит земля как пустой орех Как щепка трещит броня А Боба вновь разбирает смех Какое мне дело До вас до всех? А вам до меня!
Послано - 03 Июля 2009 : 23:32:36
Попала мне сегодня в руки книга Лема "Магелланово облако". Сижу, перечитываю с удовольствием. О ком из современных авторов можно сказать так же? Сходу и не вспоминается никто. Вот, собственно, и весь комментарий - захотелось просто поделиться настроением.
Послано - 04 Июля 2009 : 13:29:09
Mat, из перечисленных Шумила в глаза не видел, по остальным:
1. как многие русские фантасты вроде Лукьяненко, Олди пишут завлекательно-развлекательные вещицы, в лучшем случае прикрытые сверху парой-тройкой пседонаучных предположений, всё это научной фантастике почти перпендикулярно 2. Пратчетт известен своим пародийным "Плоским миром", сериал этот вообше к НФ отношения не имеет. У него есть и космическая фантастика, к примеру, "Страта" - но это опять-таки развлекаловка, 3. Джордан - см. пункт один, только классом чуть повыше. 4. а какое отношения сериал Фрая к НФ имеет? Да никакое
в общем, я с stolyarsky солидарен. Из живущих ныне авторов российских авторов, что-то я не могу припомнить, кто сейчас пишет крепкую НФ
2. Пратчетт известен своим пародийным "Плоским миром", сериал этот вообше к НФ отношения не имеет.
См. трилогию "Наука Мира Диска" ;) Хоть речь, вроде и не шла только о НФ, грань - достаточно тонка.
Станислав Лем, в своей "НФ" - не перенебрегал ни сказкой, ни притчей, между прочим.
3. Джордан - см. пункт один, только классом чуть повыше.
Миры Колеса - варианты нашего будущего. Почему - нашего? См. мифы Мира Диска о Веке, предшествовавшем Веку Легенд. Полёты на Луну, ядерный конфликт между "Мерком" и... как-там оппонента Америки назвали? ;)
Век техники и техномагии, век маготехнологий (Эпоха Легенд) и век магии (время действия). Через саму концепцию техномагии, разработка магических интерфейсов фантастами - объединяется с нашими прикладными задачами по разрабоке технических (техномагических) интерфейсов. http://zhurnal.lib.ru/editors/m/mekallx_m_s/rj01.shtml
Роберт Джордан - "имплементирует" многие идеи, которых едва-едва коснулся Станислав Лем в Сумме Технологий. Виртуальность и "реал" - это не только Мир Снов Тер"Аран"Риод. Как в позних произведения Лема о наносфере, виртуальность и реальность Миров Колеса - неразличимы, неразрывно связаны.
4. а какое отношения сериал Фрая к НФ имеет? Да никакое
Фрай - столь актуален, что раскрывать актуальность рассматриваемых им проблемм не позволяют правила Форума
1. как многие русские фантасты вроде Лукьяненко, Олди пишут завлекательно-развлекательные вещицы, в лучшем случае прикрытые сверху парой-тройкой пседонаучных предположений, всё это научной фантастике почти перпендикулярно
Я тоже, в целом, не долюбливаю "Большую Литературу" Тем не менее, не Пелевиным и Сорокиным едиными жив русский язык. Харьковская школа вносит свой неоценимый вклад в поддержание и развитие литературного русского. Это могли бы оценить даже те, кому содержание их книг глубоко чуждо
См. трилогию "Наука Мира Диска" ;) Хоть речь, вроде и не шла только о НФ, грань - достаточно тонка.
"наука" Диска, развивается по одним законам, а иногда по другим, или против первых, так это всё потому, что "материя" Диска порождена и управляется сознанием. К научной фантастике Дискуолд причислить сложно. В лучшем случае, это некий альтернативный вариант развития науки, с издевкой. Вроде свифтовской пародии.
Виртуальность и "реал" - это не только Мир Снов Тер"Аран"Риод. Как в позних произведения Лема о наносфере, виртуальность и реальность Миров Колеса - неразличимы, неразрывно связаны.
такая вот деградация техносферы у Джордана - это просто уловка, чтобы втиснуть повествование магию, мечи и прочую средневековую атрибутику. Также как и другие подобные уловки вроде параллельных миров или полётов на звездолётах со скоростью выше световой. Но как только автор задейсвует подобные уловки - так сразу его повествование оживляется, но за счёт этого оживления теряется многое, и НФ в том числе. Тут темка на первой странице болтается "Звездные войны". Если вдуматься - ну какие звездные войны могут быть, если от одной звезды до другой лететь долгие годы? И произведения, в этой теме присоветоветанные - к НФ уж точно относить нельзя
Фрай - столь актуален, что раскрывать актуальность рассматриваемых им проблемм не позволяют правила Форума
вне зависимости от правил этого форума, к научной фантастике Фрай никакого отношения не имеет
Я тоже, в целом, не долюбливаю "Большую Литературу"
не могу сказать, что я недолюбливаю. Но на одну и на одну полку с Лемом не ставлю
Тем не менее, не Пелевиным и Сорокиным едиными жив русский язык.Харьковская школа вносит свой неоценимый вклад в поддержание и развитие литературного русского. Это могли бы оценить даже те, кому содержание их книг глубоко чуждо
Пелевин и раньше был сказочником, а ныне вообще исписался, Сорокин - да ну его. Харьковская школа - много шума, мало толку. Пишут на русском, потому что деваться некуда - тиражи на Украине мизерные. А некоторые из них(к Олди это не относится) уже русским языком разучились пользоваться
Послано - 04 Июля 2009 : 21:01:36
Mat, хорошие авторы были, есть и будут во все времена. Но, скажем так, философского подхода,такого, как у Лема, сейчас ни у кого не найдёшь. Чрезмерная насыщенность сторонней информацией не даёт авторам разработать целостный взгляд на жизнь и проблемы, которые они в книгах рассматривают. Однобокое всё какое-то, и торопливое - бег по верхам. Глубины не вижу, не чувствую. Наверное, это старость, когда уже хорошо только то, что было созвучно в детстве и юности. Я не ворчу, поймите. Но в книгах меня интересует мысль, а не действие - ни один поступок героя не рождается на пустом месте, а обосновать право героя на то или иное действие сейчас почти никто не старается. Герои делают, потому что делают, а не потому, что не могут иначе. Для меня это разница. Извините, если случайно был резок.
Послано - 06 Окт 2009 : 16:35:29
Очень грустно, что до самой смерти Лем так и не дождался хотя бы одной мало-мальски коммерческой экранизации своих произведений. Казалось бы - что может быть проще, чем снять зрелищный блокбастер? Ну Тарковскому простительно - советские возможности кино оставляли желать лучшего, но Голливуд!.. Я ожидала большего. Такого и снимать-то не стоило.
Послано - 06 Окт 2009 : 18:02:30
Фанатка Лема, "зрелищный блокбастер" потерял бы существенную часть того смысла, что Лем вкладывал в свои даже самые "легкие" произведения.
Мысль - "над" действием Из Непобедимого можно было бы снять хоть ужастик в духе Кинга, Трурля с Клапауцием - пустить на мульты, Йон Тихий - на приключения космотуриста пошёл бы... но, если только к тексту относиться достаточно бережно (хороший пример - мульты по Пратчетту), имеющий мозги - да сообразит!
Послано - 07 Окт 2009 : 18:59:50
Mat, в смысле? Т.е., грамошный зритель в состоянии угадать за всякой белибердовой экранизацией гениальный исходник? А на фига снимать кино тогда - это типа ребус такой, догадайтесь, типа, что этот придурок на самом деле Ийон Тихий???
Послано - 07 Окт 2009 : 23:28:18
Дан В смысле, что броская экранизация может реально на порядок увеличить продаваемость книги сегодня, поднять тиражи допечаток, обеспечить новые редакции. А ведь даже лонгселлеры - не вечны. Судьба Шекли была достаточно печальна. А ведь если бы у него были не скромные, малобюджетные экранизации, а блокбастеры... Жизненный цикл лонгселлера - не обязан заканчиваться и со смертью автора. Это нашим поколениям не надо объяснять, кто такой Лем. Уже в следующем поколении его имя, вероятно, будет на слуху у на порядок меньшей аудитории - если не "подойдут" яркие экранизации...
Послано - 08 Окт 2009 : 11:06:19
Я думаю, что лушчая экранизация "Соляриса" ещё впереди. Где-то должна сойтись глубина взгляда и понимания тем, поднятых Лемом, с современным уровнем кинопроизводства и компьютерной графики. Я могу вообразить такой многоуровневый по смыслу фильм, который достаточно динамичен, эмоционален и зрелищен, чтобы зацепить массового зрителя.
"Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен..."
Послано - 08 Окт 2009 : 11:58:09
Epsilon Хоть это и было бы полным разбоем в смысле копирайта (т.е. - заморочишься с правообладателями согласовывать), но даже просто "освежить" версию Тарковского - да не поверхностно, как в случае Семнадцати Мгновений, а добавив качественные съёмки (компьютерная графика, натурально ;)) Соляриса и космические - уже было бы неплохо.
Послано - 08 Окт 2009 : 13:24:08
Переснять Тарковского? Для этого надо быть Тарковским, не меньше. Но Другой Тарковский, мне кажется, не будет переснимать Солярис Тарковского, а снимет Другой Солярис Другого Тарковского.