Дэниел Уоллес "Крупная рыба"

Жизнь как чудо


Если приглядеться, то жизнь любого человека полна чудес, но так, чтобы вся она была их непрекращающейся чередой, бывает только в художественных произведениях. Таких как “Крупная рыба” Дэниэла Уоллеса - краткой биографии Эдварда Блума. Фантазера, балагура и более чем достойного продолжателя дела барона Мюнхгаузена. В момент его рождения, посреди засушливого лета, вдруг разразилась страшная гроза. А в день своей смерти он сбежал из больницы и, превратившись в крупную рыбу, скрылся в глубине. Эти и еще пара десятков эпизодов, связанных единым героем и сказочностью происходящего, составляют нехитрый скелет романа.

Среди буйства фантазии Уоллеса островками реальности остаются неоднократные репетиции смерти Эдварда. Трижды из комнаты больного выходит доктор и дает понять, что это конец. В комнату заходит жена Эдварда, а затем сын, который видит, что и на пороге смерти, отец продолжает носить маску веселого клоуна, не желая показать свое истинное лицо. Сына это ужасно расстраивает и даже злит, ведь у него остается последний шанс узнать, кем на самом деле был его отец. И тогда он решает собрать воедино все истории и мифы о своем отце, чтобы, взглянув после на общую картину, попытаться отделить реальность от вымысла.

Однажды Эдвард купил целый город. Сначала скупил все пустующие земли вокруг и все заброшенные строения. Затем стал приходить в дома к горожанам и предлагать купить их собственность. Причем после покупки все оставалось в точности, как и прежде. Люди продолжали жить в своих домах, возделывать землю, открывать по утрам свои магазины, а Эдвард становился формальным хозяином. Таким образом, он создал застывший в янтаре времени оазис счастья. Ему очень нравилось приезжать сюда и просто бродить по улицам, ведь здесь можно было быть кем-то большим, чем в любом другом месте. Он стал богом в отдельно взятом фрагменте пространства.

Но кем был Блум на самом деле? Скучающим коммивояжером, которому вечно приходилось зарабатывать деньги для семьи, и в жизни которого совсем не оставалось времени на приключения. Может, действительно, однажды он покинул свой родной городок, отправившись на поиски лучшей жизни. По дороге на него напали грабители и отняли все имущество. Его действительно приютил старик лавочник и взял к себе в магазин подсобным рабочим. Ну и дальше строго по тексту, только без чудес. А хотелось-то совсем другой жизни, и Эдвард просто её выдумал. Конечно, ему хотелось стать героем своих историй, но, к сожалению, он мог им только казаться. А перед самой смертью Эдвард уже не мог разобрать где выдумка, а где правда.

Конечно, возможно, что все было не так, а вовсе наоборот. Прелесть романа в том и состоит, что никаких однозначных ответов Уоллес не дает. Есть жирный намек, но его за событиями финала легко и проморгать. И этим книга в выгодную сторону отличается от одноименного фильма. Это у них, на Западе, книгу и фильм разделяют долгих пять лет, а у нас они вышли почти одновременно, причем фильм даже раньше, и сравнение неизбежно. Бертон несколько упорядочил разрозненные приключения Эдварда, для чего ему пришлось объединять, удалять и даже придумывать новое. Зато ему удалось привнести в повествование фирменную сказочную доброту. Книга Уоллеса если не злее, то уж конечно на порядок страшнее. Но, несмотря ни на что, у Бертона верно передан общий дух книги. Так что, если фильм вам понравился, смело берите в руки книгу, и вы узнаете ту же и одновременно совсем другую историю.

Не сомневайтесь, рыбку Уоллес готовит отлично!

Хранитель Лёлик
10.11.2004