Анджей Сапковский. "Башня шутов"

О, новая книга Сапковского в нашем магазине! О, да это же «Башня шутов», та самая, которую так ждали, которая в Архивах в рейтинге читаемости. О, да она первая из цикла! Такая удача выпадает не часто. Так рассуждала я два месяца назад. Два месяца назад я начала ее читать. Сегодня дочитала. Или домучила. Скорее второе.

Первая глава – и сразу шок. Это история или фэнтези? Или это латино-немецко-польско-французск-русский словарь? Или пособие по теологии? И не религиозный ли это вообще-то трактат? Зачем это? Да, читая, я вспоминаю замечания Васильева, вспоминаю его слова об аналитическом взгляде критика. Вслед за Дж.Мартином в Мире Семи Королевств я не рассмотрела за жестокостью фэнтезийного Мира, так похожего на наш, средневековый мир, Мира Просвещения. И здесь, в «Башне шутов» как раз есть и то и другое. И книга – это встречи весьма просвещенных людей. Герои книги – школяр и епископ, узник и инквизитор – они образованны. И не только теология - главный предмет их бесед и споров. Тут и астрономия с математикой, и алхимия с медициной. Да и поэтов здесь знают и чтят. А чего стоит изобретение нового способа печатания книг. И вслед за этим взгляд через века и обрисовка будущего книгоиздания. А уж сколько языков тут звучит, в самом центре Европы – и не передать.

В тоже время эта книга – противостояние, борьба очень жестоких людей. Да, они все по своему умны, эти персонажи. И как же упорно они воюют за свои убеждения. И у каждого своя правда. «Все на этом свете творится под лозунгом борьбы за правду. И хоть обычно о разных правдах идет речь, выигрывает на этом только одна – истинная».

Одна правда – католиков. Другая - папистов. И для одних – это способ сделать карьеру, для других награбить и уйти. И вопрос веры тут только на словах. Кому какое до нее есть дело. «Крестовый поход – это большая война. А на большой войне люди шибче богатеют». Вот и вся мораль. И идти сражаться не за веру, а с тем, кто больше платит. Как сражаться? Да как угодно. Извечное: цель оправдывает средства. Кто не со мной, тот против меня. Все равно конец один. Что с той стороны, что с другой. Убийство, пытки и костер. Убить человека? Да нечего делать. А если невиновного? А там уж Бог с ним разберется сам.

Эх, вымышленный Мир Геральда и Цири был интереснее, чем реальный исторический мир Рейневана. Да, это красиво, литературно красиво. Но на мой взгляд, на мой вкус, Сапковский переступил ту грань, на которой держалась красота и своеобразие Мира Геральда. В «Башне шутов» все опошлилось, стало отталкивать.

Что все-таки заставило дочитать? Дань уважения к Автору? Или все же стремление узнать до конца, как же выпутается главный герой из очередной передряги. А передрягам не видно конца. Герой знает, что попадется в руки к врагам. Но упорно лезет в пасть ко львам. Что это? Тупость, прикрытая красивыми фразами, о том, что отвратительна мысль ему о подлости и ничтожестве духа? И если нет, то что же тогда?

А дело в Любви. У Сапковского, как и цикле о Геральде, среди всего ужаса бытия опять звучит эта тема. Да, она порой опошлена в устах героев. Но среди всего этого проскальзывает: «У любви много имен. Любовь. Спасет жизнь, когда ты даже знать не будешь, что это сделала именно она. Ибо много имен у Богини. А еще больше – обличий»

И в этом мире не все негодяи и фанатики. Есть друг Шарлей. Впрочем, не друг он, нет. Так, сопровождает Рейневана по поручению. Но если не друг, то почему не может бросить его, сославшись на ослиное упрямство подопечного. И вот он упорно вытаскивает его из всех его злоключений. Где хитростью, ведь этот герой откровенно плутоват, а где и немалой силой и боевыми умениями. И не смотри, что он монах.

Жестока книга, но нет-нет, да и появится в повествовании человек, как будто и не от мира сего. Человечный. «Почему я, добрый христианин и католическое духовное лицо, должен взять на телегу жида? Проститутку? И бродягу? Потому что я был бы последним чулем, если б вас не взял»

И все же, фэнтези это или нет? Ведь магическое здесь определенно есть. Но это не приближает книгу к фэнтези. Кажется наоборот, история приближается к фэнтези. А почему бы этого и не могло быть? «Сущее – не только substantia, Сущее – это одновременно accidens, нечто происходящее непреднамеренно… Порой магически… Магическое же в человеке стремится к слиянию с магическим во вселенной.»

Читать? Что ж можно. Вдумавшись, серьезно подготовившись. Быть может, да нет, скорее всего, и знания языков совсем не повредит. Но я не хочу. Будет продолжение цикла? Увольте, уже без меня.

Хранитель Тия
20.10.2004