Чайна Мьевилль - Крысиный король

Жил-был в Лондоне паренек по имени Сол. Мать Сола умерла, и его растил только отец. Конечно, они иногда ругались, но чтобы хладнокровно выбросить родителя из окна многоэтажки и затем пойти спать, нужны какие-то более веские причины в сумме с воздействием «озверина» или веществ-заменителей. Ни того, ни другого у Сола не было, но это мало волновало лондонскую полицию. Было бы дело, а мотив и доказательство найдутся.
Сола заключили под стражу, и там произошло одно сказочное событие. В камеру Сола прокрался человек представившийся Крысиным королем. Рядом с ним герой стал как будто невидимым и выбрался на свободу, где познакомился с остальными королями тайного Лондона и оказался втянут в их многовековое противостояние с Крысоловом из Гаммельна, ну а заодно узнал тайну своего рождения и смерти отца.

Мьевилль создал свой дебютный роман на стыке сразу трех жанров. Первый слой – реалистичный. Мир “Крысиного короля” крепко привязан к топологии и социуму Лондона, а также к зародившемуся в Англии музыкальному жанру драм-эн-бэйс (Мьевилль даже строит композицию романа аналогично правилам построения драм-эн-бэйс трека). Второй слой – фэнтези, проявляющееся в использовании мифических персонажей, и полном отсутствии рациональных объяснений происходящего. Третий слой – хоррор. От него книге досталось больше всего: впечатляющие сцены насилия и общая непривлекательность «тайного Лондона». Именно написанные в стилистике хоррора сцены скрепляют собой первые два слоя, наполняя мрачные урбанистические пейзажи красками (преимущественно различными оттенками кроваво-красного).
Но карьера Мьевилля настолько ярко «разукрашена» номинациями на всевозможные жанровые премии, включая престижнейшие Хьюго и Небьюлу, что поневоле ожидаешь от такого сплава жанров чего-то большего, чем он оказывается в итоге на самом деле. Ждешь какой-то глобальной и бескомпромиссной финальной битвы. Ждешь хитроумных планов по захвату мирового господства, нелинейных поворотов сюжета, и выхода на авансцену притаившихся до поры в тени героев. Ждешь, да так и не дожидаешься. К сожалению, автор развивает действие слишком прямолинейно и предсказуемо.
Пожалуй, единственным неоспоримым достоинством романа, помимо мастерски созданной автором атмосферы мрачности, является проецирование на героев политических взглядов Мьевилля. Воспитанный отцом-социалистом Сол не подчиняется власти Крысолова и устраивает революцию в крысином царстве! Он сопротивляется инстинктам толпы и не пляшет под чужую дудку, хотя поначалу и выглядит безвольным размазней. Такое преображение имеет отнюдь не чудесное объяснение, а обуславливается только пережитым им на страницах книги опыте. На случае, вырвавшем Сола из видимости благополучия и мгновенно сделавшем из него изгоя общества, со всеми вытекающими из этого последствиями, вроде обретения классового самосознания. И поверьте, на самом деле это вовсе не смешно, как могло показаться на первый взгляд.

Хранитель Лелик
04.05.2007