Эврика 7: Псалмы Планет

Эврика спала и видела сон. Во сне она бежала по большой, бескрайней библиотеке, заставленной пустыми стеллажами. Она что-то искала, что-то нужное, что-то неизмеримо важное для неё. Искала - и не находила. И найти это "что-то" требовалось как можно скорее…

Хрупкая девочка-подросток с фиолетовыми глазами и короткими волосами цвета морской волны, в нескладном платье, перешитом из военной формы, бежала меж бесконечных рядов пустых полок, освещаемых лучами закатного солнца…
И когда, казалось бы, всякая надежда на успех была потеряна, она нашлась.

Книга.

Единственная во всей этой пустой библиотеке, она спокойно стояла на нижней полке. Томик в твёрдом переплёте - без каких-либо подписей или тиснений.
Эврика осторожно подняла книгу и не веря в успех, аккуратно её раскрыла. Перелистнула страницу, другую… затем быстро пролистала том до конца.

Книга была абсолютно пуста.

Пока ещё пуста.


Казалось бы, все перспективные фантастические идеи давно уже изъезжены вдоль и поперёк. Но "Eureka 7" всё же умудряется нас поразить почти сразу.
Мир, до боли знакомый, но всё же удивительно непохожий на наш. Люди живут в городах-поселениях, основой и центром каждого из которых являются гигантские башни умопомрачительной высоты и сложной геометрической формы, как бы "скрепляющие" земли вокруг себя. Меж башнями - и не только меж ними - протягиваются невидимые линии силы - лэй-лайн.

Стоит только отойти подальше - и натыкаешься на сотни, тысячи, миллионы стержней размером поменьше - вбитых накрепко в землю – стабилизирующих свай. Но даже они не спасают от постоянно происходящих землетрясений, и скаб-коралл регулярно то тут, то там разрывает израненную поверхность планеты - чтобы вознестись очередным утёсом, плато, горой - разрушив при этом всё, что создано человеком…

Воздух здесь тоже иной. Он пронизан энергией - так густо, что её можно просто черпать из ничего. Невидимые волны траппы, бьющие из-под земли, настолько сильны, что смельчаки-рефферы даже катаются на них высоко в воздухе - на своих досках - как серферы когда-то катались на гребнях волн. А многотонные воздушные корабли месяцами остаются в полёте - без посадок на дозаправку - следуя плавному течению лэй-лайн: от одной узловой точки потоков траппы - к другой.

Мир, в котором люди живут на израненной планете. Мир, в котором доступ на многие его территории полностью закрыт военными - во благо всего населения и без объяснения причин. Мир, в котором религия под запретом и приравнивается к терроризму. Мир, в котором вооруженные силы – воздушный авианесущий флот и полуэкспериментальные человекоподобные боевые машины LFO, оружие (и оружие ли?) таинственной природы и загадочных возможностей - скользят по волнам траппы, поддерживая видимость порядка, но не справляясь даже с этой задачей. Мир, не так давно переживший всеобщий Хаос, названный впоследствии "Летом Любви", - и отчаянно боящийся соскользнуть в этот Хаос вновь…

Мир безымянных героев и безликого зла…

Мир, в котором однажды старейший LFO буквально сваливается на крышу дома рядового подростка…

Что нужно мальчишке в четырнадцать лет?

Школа - это понятно.

Друзья. Вот с этим у Рентона Торнстона было куда как хуже.

Родители. А вот их не было совсем. И пусть твой отец - герой планеты и всего человечества, пусть он придумал, как именно управлять энергией траппы при помощи сознания, но… он мертв. Погиб так давно, что ты его почти и не помнишь - как не помнишь и свою мать, умершую ещё раньше.

Памятник отцу не заменит отца. Герой он или нет, но он погиб, изучая эту таинственную планету. Как, судя по всему, погибла и твоя старшая – и беззаветно любимая - сестра, продолжившая дело отца после его смерти.

Что тебе остаётся? Ходить в школу, помогать деду-механику в семейной мастерской - и грезить. Грезить о мечте: стать реффером, свободно летать в вышине, отдаться потокам траппы… и может быть… однажды… стать на равных с членами Гекко-Стейт, антиобщественного сообщества опытнейших рефферов-неформалов, недосягаемых идолов этого мира, портретами которых обклеена вся твоя спальня…

И когда однажды боевой KLF Нирвашь тип Зеро грохнется с небес прямо на крышу твоего дома, всё, о чём ты только сможешь подумать - так это насколько прекрасна та девушка с волосами цвета морской волны, которая непосредственным и звонким голосом спросит тебя:

- Мой малыш немного поломался, ты не мог бы посмотреть, что с ним?


Меха - жанр аниме, к которому многие относятся с осторожностью. Трудно убедить обыкновенного человека в том, что вот эту конкретную меху действительно стоит посмотреть. Но "Eureka 7" - это прежде всего огромное эпическое полотно, описывающее глобальный мир, планету, общество, жизнь и порядки нашего с вами отдалённого будущего. Пятьдесят серий - и ни одной, на мой взгляд, лишней - это качество шедевра. Четыре десятка персонажей - четыре десятка ярких, непохожих и несхожих характеров, придающих действию красочность и многообразие.
Даже жанр "Eureka 7" определить сложно. Формально это меха, но при этом…

- Классический сенён. Главные персонажи проходят определённые этапы взросления, сталкиваясь с миром, познавая и принимая его и при этом неоднократно изменяясь - не только внутренне - но и даже внешне.

- Сильнейшая драма. Судьбы и поступки всех персонажей закручиваются в единый узел напряжения, грозящий оборваться в любой момент совершенно неожиданным финалом.

- Оригинальная научная фантастика, построенная на популярной в последние десятилетия теории предела разумной жизни во Вселенной. До самых последних серий вы не сможете понять, что же не так с этим миром - и это при том, что все необходимые подсказки вам будут даны заранее…

- Апокалиптика и постапокалиптика в одном. Конец света будет (или уже был - это как посмотреть). Второе "Лето Любви" обязательно наступит - но что именно придёт ему на смену - это целиком во власти наших героев.

- Ретро-детектив. Жизни всех персонажей сплетены в прошлом в изрядно запутанный клубок. Каждая попытка Рентона понять хоть что-то оборачивается совершенно неожиданными для него открытиями, заставляющими переосмысливать мир - и своё место в нём.

- Эмоционально-чувственное любовное повествование. Лирические линии, коих в этом аниме в избытке, не оставят вас равнодушными.

Рентон - Эврика: любовь человека к не-человеку - а в том, что Эврика вовсе не человек, вы убедитесь довольно скоро. Любовь, живущая обещанием. Любовь, посвящённая желанию быть вместе.

Холланд - Тальхо: любовь на грани и за гранью понятия долга, любовь, превозмогающая боль и отторжение, любовь-надежда и любовь-вера.

Мэтью - Линда: дружеское подтрунивание бывших асов спецназа, мгновенно превращающееся при необходимости в стремление прикрыть спину друг друга любой ценой.

Доминик - Анемоне: всеразрушающее стремление защитить того, кто демонстративно отказывается от твоей защиты - и отвергает тебя…

К "Eureka 7" вообще трудно оставаться равнодушным - слишком ярки герои; слишком жестки ситуации морального выбора, в которые они попадают; слишком тонко и чутко переданы их чувства.

Значит, ты дал обещание всегда быть с ней - и защищать её?

И пусть даже ты активировал наследие своего отца - и сделал старейший Нирвашь тип Зеро одновременно ещё и сильнейшим из всех LFO - вплоть до момента, пока не вступит в строй последняя из вызревших боевых машин - Нирвашь тип ЗеЭнд…

Да, ты защитил Эврику, неосознанно воссоздав феномен Седьмого Вала… Но настоящая борьба будет вестись не снаружи, а внутри тебя!

Готов ли ты?

Готов ли ты к тому, что твой идеал, группа Гекко-Стейт при ближайшем рассмотрении окажется вовсе не сообществом идолов реффинга, а сборищем личностей, промышляющих контрабандой органов и прочими незаконными операциями?

Готов ли ты к тому, что станешь самым последним в этой группе, что станешь никем?

Готов ли ты отказаться от мечты летать - ради того, чтобы быть с Эврикой?

Готов ли ты встретить и полюбить детей своей любимой? Живых детей?

Сможешь ли ты добиться их любви?

Сможешь ли ты предать своих родных - во имя идеалов Гекко-Стейт - и во имя Эврики?

Сможешь ли ты принять то, что на совести твоей любимой лежат хладнокровные убийства невинных?

Готов ли ты во имя Эврики вести войну и убивать живых людей? Сам?

Сможешь ли ты понять, что любишь не-человека?

Сможешь ли ты признать, что любишь не-человека?

Сможешь ли принять Эврику такой, какова она есть?

Сможешь ли пойти за ней в то неведомое, откуда никто не возвращался? Туда, откуда не вернулись ни твой отец, ни твоя сестра?

Сможешь ли положить на алтарь всего себя? До последней капли? До последней частицы плоти?

Сможешь ли во имя любимой отказаться от человека в себе - и от человечности вообще?

И, наконец, сумеешь ли ты добиться её любви, любви не-человека, делающей её человеком?

Как далеко ты сможешь зайти? И что будет двигать тобой?

И, главное, что при этом останется в тебе от тебя самого?


Надо отдать должное авторам сериала - внутри "Eureka 7" полным-полно хитрых секретов-намёков, понятных только знатокам. Например, название каждой из пятидесяти серий - это всегда название музыкальной композиции, известной - или не очень. LFO и KLF - это имена знаковых групп в мире электронной музыки - и именно в этом стиле в целом выдержан красивейший саундтрек сериала. А серия LFO "Терминус", принадлежащих членам Гекко-Стейт, один-в-один повторяет линейку синтезаторов фирмы Roland…

Фантастику тоже не забыли: чего только стоит Dr. Greg "Bear" Igan, скрещённый из Грега Бира и Грега Игана… А если ещё и вспомнить бабушку монаха-водарек Типтри, то поневоле всплывают ассоциации с Джеймсом Типтри-младшим, (Tiptree, James Jr.) - псевдонимом Элис Хастингс Брэдли Шелдон, которую частенько в шутку и всерьёз называли бабушкой американской фантастики…

Впрочем, главное в "Eureka 7" - это вовсе не намёки и перекрёстные ссылки на наш с вами мир. Главным является нечто иное.

- Знаешь, когда Норбу позвал меня, я почувствовала, что мы наконец-то стали единым целым. Я была так счастлива!.. Ну, ты понимаешь… - Сакуя, вечная девочка - пророк - водарек с копной непослушных волос цвета небесной лазури наклонилась к столу и попыталась что-то изобразить на бумаге. – А ты, Эврика, как насчёт вас с Рентоном?

Эврика придвинула к себе книгу, на пустой странице которой Сакуя оставила десятки нарисованных сердечек, взяла карандаш - и твёрдой рукой уверенно нарисовала одно большое, на весь разворот, сердце…
Эта книга больше не была пустой.


Рецензия опубликована: 30 Aug 2006

Хранитель Andrew
22.10.2006