Майкл Суэнвик – Кости земли

Однажды, холодным октябрьским днем, в кабинет к палеонтологу Ричарду Лейстеру вошел некий Б. Джеймсон Гриффин. Администратор, сообщала скупая на информацию визитка. С собой у Гриффина был небольшой переносной холодильник. Он предложил Лейстеру работу, на которую было сложно согласиться. Никаких плюсов по сравнению с текущей, но зато куча запретов, контроль ФБР и смертельный риск. Ричард с негодованием отказался, однако незнакомец светился уверенностью в окончательном исходе переговоров. Он оставил ученому холодильник и вышел. Внутри была свежеотделенная от туловища голова стегозавра, а Лейстер еще полтора года мучался в догадках как такое возможно. Путешествия во времени - тема, появившаяся в фантастике настолько давно, что придумать в ее рамках нечто оригинальное практически невозможно. Может, вследствие этого особенно интересными получаются те произведения, где они становятся частью антуража, фоном для основных событий. Как, например, “Фантастическая сага” Гарри Гаррисона, “Врата Анубиса” Тима Пауэрса, или, вот, “Кости земли”. Конечно, в научно-фантастическом романе было бы странно обойтись вовсе без теории хронопереходов и присущих им парадоксов. Это фэнтези может позволить себе списать все на волшебство, а тут требуются факты, и автору пришлось хоть как-то закрывать вопрос. Получилось очень изящно. Парадоксы обыгрываются за счет наглядных примеров, а технологию он объявляет даром «чужих». В конце концов, его интересует не физика, а динозавры. В своей статье в “Если”, посвященной темпоральной фантастике, Глеб Елисеев «отрекламировал» “Кости земли” как сборник новых веяний в палеонтологии, дискредитирующий креационистское движение. Что же, отчасти с ним можно согласиться. Теоретической и практической палеонтологии в романе действительно хватает. Причем нет той скуки, которая неизбежно сопровождает словосочетание ученые за работой. Конечно, немалую роль в этом играет сам объект изучения, но наряду с тем, автор очень изобретательно подходит как к способу подачи материала, так и к научным методам, применяемым героями, чем сильно облегчает читателям жизнь. Креационисты тоже поначалу кажутся важной частью сюжета. Но их отрицательная роль ни в коем случае не должна восприниматься как выпад против христианства, стремящегося в очередной раз остановить прогресс. Они лишь кучка террористов. Террористов с «благими» целями. Безвольный инструмент в руках дорвавшихся до власти психов, и в руках… автора. Суэнвик мастерски использует их для поддержания динамики. У проекта появляется внешний враг. Строится детективная интрига. Если разделить все литературные произведения на написанные в соответствии со строгим планом и допускавшие импровизацию, “Кости земли” надо будет относить к первому типу. Прекрасно видно, за какие ниточки дергал автор, чтобы вызвать у читателя нужные эмоции. Но видно-то после. При чтении соответствующих фрагментов реагируешь строго по плану. Роман сконструирован из двадцати глав, каждая из которых содержит законченный отрывок. Конечно, части связаны единым смыслом, но связаны как кусочно-прерывистая функция. Вроде и видна общая картина, но это лишь иллюзия. Подобный эффект достигается благодаря разрывам истории во времени. Как в линейном, так и в личном времени героев. То есть ты никогда не можешь быть уверенным в причинно-следственной связи происходящего. При этом каждая глава содержит чуть больше, чем кажется поначалу. Текст насыщен ключами-подсказками к дальнейшему развитию событий, но действие настолько завораживает, что некогда разгадывать их значение. Таким образом, автор вроде как вовлекает тебя в игру. Он прячет «зайца», а ты ищешь. Проигрываешь раз за разом. Почему путешествия во времени доступны только палеонтологам? Почему можно переместиться только в строго определенный отрезок прошлого? Эти вопросы возникают почти в самом начале, но долго не находят ответа. Оставив их на концовку, Суэнвик загоняет себя в угол. Вместо того, чтобы заканчивать историю, он вяжет концы с концами, а это вовсе не одно и то же. И в итоге роман не оправдывает изначальных ожиданий, но и не разочаровывает вовсе. Просто хорошая книга, каких много.

Хранитель Лёлик
30.07.2005