Дмитрий Веприк – Карты рая

История имеет шанс стать интересной, если в ней заведется жуткий монстр. В качестве сюжетообразующего элемента чудовища вообще удобнее людей. Почему? Да хотя бы потому, что, приписав ему целую кучу пакостей и безобразий, не надо беспокоиться о психологической мотивации их поведения и даже об элементарном здравом смысле.
Дмитрий Веприк – “Карты рая”

Монстр в наличии действительно имеется. Большой Квидак. Большой не потому, что имеются еще и маленькие, а просто ему (Квидаку) так хочется. Помните об отсутствии здравого смысла? Еще ему хочется подчинить себе весь обитаемый космос. Зачем? Это сложно объяснить. У него ведь иная психологическая мотивация поведения. Да и само это стремление не так важно для истории, а важно, что в лапы к Квидаку попадает могущественный артефакт. Правильное, (или не правильное, с какой стороны глядеть) применение этого артефакта может привести к уничтожению всего сущего. В борьбу за право обладать им вступает группа авантюристов.
Параллельно с этой историей, на втором, третьем и других планах повествования происходят и вовсе невероятные вещи. Черный человек – капитан Улисс, – повторяет одиссею своего тезки, но уже в межзвездных декорациях. Некий полицейский, как заправский супергерой графической новеллы Френка Миллера, очищает Лас-Вегас от наркоторговли. В глубоком космосе происходит первый контакт между двумя гуманоидными цивилизациями, чьими предками явно были земляне. Военные обнаруживают на необитаемом острове девушку, живущую в обществе разумных лошадей. Самих лошадей они при этом не находят. Зато заключенный встречает говорящую крысу, а некий Малыш – настоящего дракона, и других сказочных существ.
Вся эта смесь жанров и приемов, кажется, никак не сложится в общую картину, и тем не менее эффектной концовкой Веприк все расставляет на свои места. В этом компоненте “Карты” очень напоминают “Маленький, большой” Джона Краули, но если тот, меняя финалом твое общее представление об истории, заканчивал вместе с тем и множество мини-рассказов, то Дмитрий просто обрубает ставшие ненужными линии. Они сыграли огромную роль уже тем, что существовали. Само повторение общераспространенных, легко опознаваемых сюжетных ходов, резонирующих с финальным разоблачением, позволяет автору открыть другую сторону книги. Это исследование человеческого стремления к некоему мифическому, идеальному месту обитания, потерянному раю, что красной нитью проходит сквозь всю литературную традицию. Исследование, которое покажет несовместимость человеческой натуры со статичным состоянием благополучия. Животным счастьем.

Хранитель Лёлик
08.07.2005