Олег Кулагин – Московский лабиринт

4 февраля 2012-го года мир в очередной раз необратимо изменился - в центре Лос-Анджелеса была взорвана ядерная боеголовка. Ответственной за этот бесчеловечный террористический акт была “назначена” Россия. Теперь завоевание страны не мог остановить даже статус ядерной державы. Оккупация прошла по сценарию, отработанному раньше на Югославии, Афганистане и Ираке. “Точечные” удары по базам террористов, постепенно превратились в ковровые бомбардировки и тотальные зачистки местности. С лица земли исчезло множество древних городов. Но подобные карательные меры лишь больше разожгли костер партизанской войны. О ней и написал свою книгу Олег Кулагин.
Место действия – обращенная в руины Москва. Повстанцы тут в буквальном смысле ухолят в подполье. Ареной боевых действий становятся метро и система подземных коммуникаций. Надежды подполья связаны с новейшим сверхоружием, разработанным нашими учеными в секретных лабораториях. Но и по ту сторону фронта не дураки сидят. ЦРУ проводит операцию по вживлению в ряды сопротивления своих агентов. Подвергшиеся ментальному зомбированию, они даже не подозревают, что работают на врагов. Тем временем в борьбу вступает третий “игрок”. Люди, чей организм подвергся изменениям на молекулярном уровне. Они могут “замедлять” время, управлять животными и людьми, а также знают много других чудес. Кто они? Мутанты? Представители следующего витка человечества? Или жертвы незаконных научных опытов?
Роман Кулагина порождает сразу массу аллюзий. Тут тебе и главная героиня, похожая разом на Элис из “Обители зла” и матричного Нео. Сюжетная эквилибристика своими неожиданными решениями напоминает совсем недавний “Дом летающих кинжалов” Джана Имоу, а стиль изложения – раннего Лазарчука, но без его фирменной недосказанности. В целом же текст смахивает на описание сюжета некого постапокалипсического компьютерного шуттера. Перестрелки с превосходящими силами супостатов. Мрачные подземелья и туннели метро. Горы трупов и реки крови. Что еще нужно любителю игр такого плана для счастья? Если только интерактивность.
К сожалению “Московскому лабиринту” так и не удается выйти за рамки “тупого” боевика и достичь планки, установленной теперь для книг подобного плана “Войной за Асгард” Кирилла Бенедиктова. Конечно, нельзя сказать, что позитивных моментов в романе нет совсем. Отлично получилась сцена в компьютерном клубе, когда геймеры принимают реальность за очередной уровень игры. Полное изменение психики, при котором нервная система не реагирует на огнестрельные ранения, несовместимые с жизнью. Как лучшие киношные зомби они порождают разом улыбку и страх.
Или трагедия руководителя одной из групп сопротивления – Влада. Тот никак не может осознать, что уже нет страны, которой он присягал на верность, и все ждет приказов командования, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. Вернуть в жизнь предопределенность. Влад боится признать, что рассчитывать теперь можно только на свои силы.
Только моменты такие можно сосчитать на пальцах одной руки. А жаль. Аннотация и предисловие обещали так много.

Хранитель Лёлик
11.04.2005