Революция Джеймса Кэмерона.

03.09.2012

24 кадра в секунду - не просто скорость движения пленки. Это, можно сказать, ритм существования самого кинематографа. Шутка ли, именно на этой кадровой частоте все мировое кинопроизводство работает еще со времен Чарли Чаплина. Однако в самом ближайшем будущем нас ожидают большие перемены, и имя их зачинщика вряд ли кого-то удивит. Да, это снова Джеймс Кэмерон.

Весной прошлого года в Лас-Вегасе Джеймс Кэмерон устроил настоящую сенсацию. Выступая на форуме CinemaCon, он сообщил, что планирует снимать продолжение «Аватара» на HFR (Higher Frame Rate - повышенная кадровая частота), то есть со скоростью 48 или 60 кадров в секунду. Более того, Кэмерон приготовил собравшимся сюрприз - сравнительную демонстрацию одной и той же объемной сцены, снятой и на стандартной, и на увеличенной частоте. Отличия, что называется, говорили сами за себя.
«Если 3D-KИHO стало окном в реальность, то HFR избавляет нас от стекла в нем», - услышав такое из уст создателя самого кассового фильма в истории, присутствующие оказались изрядно ошарашены. Новость мгновенно облетела студии, и представители кинобизнеса быстро смекнули, что идея Кэмерона может породить настоящую революцию.

КРУТИТЕ БЫСТРЕЕ!
На заре кинематографа частота съемки обычно составляла от 14 до 26 кадров в секунду - именно с такой скоростью операторы крутили ручки своих механических аппаратов. Затем появились электромоторы, ну а ближе к концу 20-х годов прошлого века в кино пришел звук, потребовавший четкой синхронизации мимики актеров с их речью. Легендарный стандарт родился просто: была выбрана самая низкая (а значит, экономичная) скорость движения ленты, при которой в кадре еще возможна прямая речь.
К тому моменту Томас Эдисон уже доказал: смена изображений с частотой менее 46 герц вызывает у зрителей дискомфорт и утомляет зрение. Так что конструкторам пришлось пойти на хитрость: кинопроекторы оснастили механизмом, который во время показа каждого кадра один или два раза прерывал световой поток. В итоге получилось, что картинка на экране сменяется 48, а то и 72 раза в секунду, хотя реальных кадров по-прежнему осталось ровно 24.

ГЛАЗА В 3D НЕ ВЕРЯТ
Описанная схема быстро распространилась по миру и стала общепринятым стандартом, без проблем пережив технологические перевороты вроде появления цветной пленки или многоканального звука. Даже постепенный переход кинотеатров на цифровые проекторы особых неприятностей формату-долгожителю поначалу не предрекал.
Тучи начали сгущаться года полтора назад, когда стартовал по-настоящему массовый прокат трехмерных фильмов. После первых походов на 3D-ceaнс зрители частенько жаловались на утомление, головную боль, а иногда дело доходило чуть ли не до потери координации. Объяснений данным неприятностям нашлось несколько: несовершенство проекционной аппаратуры, неудачная эргономика очков и, наконец, мизерный опыт в сотворении объемного изображения, причем практически у всех участников съемочного процесса - от режиссеров до осветителей. Кинопрокатчики и студии, разумеется, тут же принялись указанные недостатки искоренять, однако ирония состоит в том, что о главном виновнике зрительского дискомфорта в тот момент почти не упоминалось. А ведь именно низкая частота смены кадров, а точнее, вызванные ею нестабильность и мерцание картинки послужили главной причиной, прямо скажем, далеко не идеального качества ЗD-изображения.


ЗАЯВКА НА РЕВОЛЮЦИЮ
За десятилетия абсолютного лидерства формат 24 к./сек. настолько глубоко проник во все уголки кинопроизводства, включая подсознание режиссерови операторов, что саму мысль об отказе от него мало кто мог принять всерьез.
И вот такой человек наконец нашелся.
Цель своей инициативы Кэмерон определил предельно конкретно: избавиться от мерцания и смазанности, присущих традиционной съемочной технологии, а самое главное - радикально улучшить отображение трехмерной картинки. И сам же взялся за организацию дела. Уже в сентябре 2011 года на амстердамской выставке IBC Джеймс представил собравшимся первый коммерчески доступный проектор Christie Solaria, полностью готовый к показу фильмов в 3D, снятых на скорости до 60 кадров в секунду. Ну а далее последовало сообщение, что помимо сиквелов «Аватара» появился еще один проект, который однозначно будет сделан в HFR. Речь шла о «Хоббите», которого Питер Джексон снимает на скорости 48 кадров в секунду. Первая часть фильма должна появиться на экранах в декабре.

46 РАЗ В СЕКУНДУ
Если картинка на экране сменяется с меньшей скоростью, о комфортном просмотре кинофильма можно забыть. Выяснил это еще Томас Эдисон, но вместо того чтобы увеличить частоту съемки, почти сто лет киношники предпочитали обходиться полумерами.


ЦЕНА УСКОРЕНИЯ
Итак, уже в этом году нас ожидает пришествие нового формата - нового настолько, что кинотеатров, в которых с ним можно было бы познакомиться, во всем мире лишь единицы! Есть ли при таком раскладе у технологии шансы на успех?
Все зависит от того, благосклонно ли отнесутся к переходу на HFR студийные продюсеры и владельцы кинотеатров, то есть те, кому первыми придется оплатить его появление. Насколько же дорого снять и показать эти самые дополнительные кадры?
Как ни удивительно, но с точки зрения создателей фильма, никаких трудноразрешимых, а значит, сверх¬затратных задач, похоже, не предвидится. Дело в том, что современная съемочная техника - и пленочная, и тем более цифровая - уже сейчас без проблем работает на скоростях вплоть до 60 к./сек. Другое дело, что повышение кадровой частоты неминуемо выльется в увеличение расходов на пленку или в необходимость перехода на более емкие и быстрые устройства для работы с цифровыми исходниками.
Что касается кинопроката, то и тут технические сложности не кажутся фатальными. Может, для кого-то это станет откровением, но цифровые ЗD-проекторы уже в данный момент показывают кино со скоростью 144 кадра в секунду. Все просто: каждый из 48 реальных кадров (по 24 для левого и правого глаза) для большей комфортности восприятия демонстрируется, как мы помним, по три раза. Понятно, что реальное повышение скорости съемки потребует как минимум обновления программного обеспечения серверов и проекторов, а также расширения каналов передачи данных. Однако полной смены крайне дорогостоящего «железа» владельцам кинотеатров, уже перешедших на «цифру», судя по всему, удастся избежать.

13 ДЕКАБРЯ
На экраны выйдет «Хоббит» - первый полнометражный трехмерный фильм, снятый на скорости, вдвое превосходящей стандартные 24 кадра в секунду. Правда, кинотеатры, готовые к демонстрации FHR, у нас к этому времени, скорее всего, не появятся.

МЫЛО В ГОЛОВЕ
Самое непростое препятствие для нового формата оказалось никак не связано с его высокими техническими требованиями - оно обнаружилось в головах самих зрителей, точнее, в особенностях нашего визуального восприятия. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть в HD-формате любой не слишком высокобюджетный телесериал. Чаще всего их снимают на видео с частотой именно 60 к./сек., так что специфику изображения уловить будет несложно. Если в двух словах, она заключается в ощущении нарочитой театральности, можно сказать, гиперреальности действия. Несколько лет назад такая картинка просто не вписывалась в систему наших визуальных стереотипов, теперь же она известна под названием «эффект мыльной оперы». Стоит ли говорить, что риск подсознательных ассоциаций с дешевыми сериалами продюсеров серьезных кинопроектов уж точно не обрадует.
Впрочем, в данной ситуации имеется несколько но. Во-первых, по мнению многих профи, ощущение кинематографичности картинки вызывается не столько низкой частотой кадров как таковой, сколько стилем освещения, построением сцены и тонкими настройками камеры. Во-вторых, стереотипам свойственно меняться, и непривычная для ортодоксальных киноманов гладкость картинки через несколько лет вполне может стать нормой, а стильное мерцание будет восприниматься как раздражающий дефект съемки. В любом случае старый формат никто запрещать не собирается, так что поклонникам артхауса особенно переживать не стоит.
Что же касается создателей куда более массовых экшен-фильмов, то для них лучший подарок, чем HFR, придумать трудно. В рамках классических 24 кадров творцам блокбастеров откровенно тесно: острый сюжет требует динамичной съемки, а тут приходится искусственно ограничивать скорость панорамирования и даже сознательно смазывать кадры, только чтобы сделать движение как можно более плавным. Опять-таки картинка в 3D на стандартной кадровой частоте по-прежнему смотрится далеко не идеально, и сколько бы ни бились инженеры над созданием хитрых «улучшайзеров», проблему нужно решать в корне - иначе зрительский интерес к объемному кино мо¬жет попросту тихо угаснуть.
Одним словом, очередной идейный конфликт тонких эстетов с высоко¬технологичным мейнстримом, видимо, и на этот раз закончится, как обычно: обе стороны останутся при своем мнении и при своей аудитории

НОВЫЙ ПАРОВОЗ
Итак, 13 декабря 2012 года в нашем прокате появится первый трехмерный фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду. Означает ли это, что все мы еще до конца года сможем увидеть сверхплавные ЗD-эффекты в продвинутом формате HFR? Конечно же, нет. Даже если апгрейд кинопроекторов действительно окажется настолько беспроблемным, как об этом сейчас говорят, все равно он потребует определенных инвестиций и времени. Причем имейте в виду, что речь идет только об относительно новых высококлассных цифровых аппаратах - печатать пленочные копии фильмов, которые будут в два раза длиннее стандартных, похоже, никто вообще не собирается.
Еще один тонкий момент - поддержка нового формата со стороны киностудий. Судя по всему, в ближайшей перспективе никто, кроме Питера Джексона, высокими скоростями нас не побалует, а значит, компенсировать даже относительно небольшие затраты на модернизацию кинотеатрам будет очень непросто. Впрочем, посмотреть «Хоббита» мы все равно сможем - разумеется, в стандартной версии 24 к./сек.
С другой стороны, вряд ли стоит сомневаться, что после выхода второго «Аватара» волна ЗD-фильмов в HFR просто захлестнет кинорынок. Кстати, по словам Кэмерона, Джордж Лукас воспринял идею увеличения частоты кадров с большим энтузиазмом. Так что каждый прокатчик, затевающий обновление аппаратуры, должен иметь в виду: проектор, не поддерживающий новую технологию, в скором времени может лишить его важного конкурентного преимущества. Более того, никто не скрывает надежд, что переход на новый качественный уровень в показе объема и передаче быстрого движения поможет снова заманить в большие залы тех зрителей, которые плотно обосновались у своих собственных экранов.
Правда, и производители телевизоров, в свою очередь, вряд ли упустят шанс предложить покупателям модели с поддержкой продвинутой киношной технологии, чтобы соблазнить их на очередной апгрейд домашнего кинотеатра.
Одним словом, очень похоже, что формату HFR суждено стать очередным локомотивом, двигающим вперед всю индустрию визуальных развлечений. Жан-Люк Годар как-то сказал: «Кино - это правда 24 раза в секунду». Кэмерон предлагает нам в два или даже в два с половиной раза больше правды на единицу времени - отказываться было бы просто глупо.

 

Материал подготовлен THR.

Добавление комментария к новости

12345