Все в кают-компании было перевернуто. Словно здесь буйствовал целый полк. Следы боя видны были во всем: в перевернутой мебели, в разбитой посуде, в разгромленных приборах. И среди всего этого хаоса на полу лежала, откинув руку с анбластом, Клавдия. Салли склонилась над ней, слушая сердце. - Погоди. - Павлыш отстранил Салли. Он приподнял веко Клавдии. Реакция была. - Жива, - сказал он, - но в глубоком шоке. Павлыш быстро провел руками вдоль ее тела, стараясь понять, есть ли раны, но серьезных повреждений не нашел. - Она отстреливалась, - сказала Салли. Павлыш тоже заметил следы выстрелов на мебели и на стенах. Руки Клавдии были окровавлены - все в царапинах и ссадинах. Павлыш не мог знать, что в припадке безумия, вызванного укусом снежной блохи, Клавдия сражалась с невидимыми врагами. Павлыш решил, что враги были настоящими, что кто-то ворвался внутрь станции и чуть не убил Клавдию.
Дик видел, как опустился катер. В первое мгновение им овладела радость - они все же вернулись! Но тут же вспомнил, что должен им отомстить. Он должен убить их, потому что они виноваты в смерти Казика и в том, что умирает Марьяна. Они могли их спасти. Могли все сделать. Но не захотели. Никогда раньше Дику не приходило в голову, что можно убить человека. Людей на свете мало. Люди помогают друг другу. Без этого люди погибнут, потому что лес сильнее каждого из людей. Это эти, из чистого купола, не могут быть людьми.
Еще вспомните, какими глазами на Дика смотрела одна из прилетевших дам, и как о нем рассуждала - прямо при нем, нисколько не стесняясь. Недостаточно для столкновения? Как я полагаю, ситуацию спасло только то, что вместо третьей заболевшей дамы прилетел добрый и впечатлительный доктор Павлыш.
Было бы достаточно - оно бы случилось. К тому же между "рассуждать об одном человеке" и "вырубить всех" - дистанция огромного размера. И как раз вариант, в котором погибли бы "робинзоны" или исследователи внутренней логике книги противоречит.
И как раз вариант, в котором погибли бы "робинзоны" или исследователи внутренней логике книги противоречит.
Согласен. Но, что важно, внутренней логике книге противоречит и отсутствие конфликта между ними. Особенно, если учесть, что на контакт вышли не сами жертвы крушения, а их потомки, достаточно успешно адаптировавшиеся к новой среде обитания. ИМХО, автор сумел найти тот баланс, который удерживая сюжет на очень напряженном уровне и заставляя сопереживать "аборигенам", в тоже время сделал мирный исход конфликта вполне логичным.
Особенно, если учесть, что на контакт вышли не сами жертвы крушения, а их потомки, достаточно успешно адаптировавшиеся к новой среде обитания
Адаптировавшиеся? Несогласен. Они просто научились с грехом пополам выживать, однако это не адаптация. Адаптировались там только Дик и Казик, однако перспектива такой "адаптации" всех остальных пугает. И большая часть споров посельчан - именно об этом.
внутренней логике книге противоречит и отсутствие конфликта между ними
Тут важный момент - степень конфликта. "Некоторая неприязнь" и "мозги наружу" - разные вещи. Вспомните - поначалу Дик и Казик тоже рвутся на Землю, к людям. Да, потом Дика начинают одолевать сомнения ("а что я там делать буду?") - но он колеблется из вполне понятных опасений перед неизвестностью. Если бы не эксцесс с Казиком и шакалами, у него вообще не было бы повода для злости.
Послано - 04 Дек 2008 : 16:47:40
Денис Именно Дик и Казик, если я не путаю за давностью лет, стали главными действующими лицами первого контакта. Так что в своей первой фразе не вижу противоречия. Согласен, степень конфликта - принципиальна. "Некоторая неприязнь" для иселдователей в условиях первого контакта была невозможна - они прост не бвли готовы к контакту и инстинктивно среагировали на аборигенов как на опасность. Но после первого контакта их прямой обязанностью было снова выйти на общение, чего они были сделать не готовы. Павлыш де-факто сыграл роль "бога из машины", предотвратив агрессию (и эмоциоанльную и физическую) исследователей против "аборигенов".
Послано - 04 Дек 2008 : 18:51:20
Migel Не, Павлыш не "бог из машины" - там все повествование "заточено" именно так, чтобы он вступил в игру в самый ответственный момент. То есть автор не разруливает безвыходную ситуацию посредством доктора, а с дальним прицелом ее "под доктора" создает - куда проще было бы обойтись без снежной блохи, припадков Клавдии и так далее. Но тогда произведение в финале потеряло бы накал, а герои - убедительность:)
"Некоторая неприязнь" для иселдователей в условиях первого контакта была невозможна - они прост не бвли готовы к контакту и инстинктивно среагировали на аборигенов как на опасность
У них просто было чрезвычайно мало времени на раздумье. Небольшая пауза, тайм-аут - и все бы устаканилось даже и без Павлыша. Но почему речь только об исследователях? Минутная ярость Дика - она именно минутная, продиктованная моментом, а все предшествующие события должны были привести к совершенно иному развитию ситуации, и изменила все именно "встреча" Казика с шакалами. У него ведь даже и в мыслях не было что-то нехорошее делать с землянами до этого момента - максимум что он хотел, как мне помнится остаться на планете. Но мешать эвакуации или убивать землян... Не было такого.
Но после первого контакта их прямой обязанностью было снова выйти на общение, чего они были сделать не готовы
Да почему ж не готовы? Если бы не были готовы, Павлыша бы обкололи траквилизаторами - мол, двинулся доктор, обезьян защищает - и улетели. Однако в книжке все было совершенно не так:)
Вообще, мне кажется, тут имеет место быть определенная аберрация памяти - или как там это называется у умных людей? Фокус в том, что "Поселок" - образчик советской фантастики, пусть и поздней, и вариант смертоубийства там вообще не рассматривался. По сути, ожидая кровавой развязки, Вы мыслите с современных позиций - тогда как для людей светлого будущего в тогдашнем его представлении подобные действия просто невозможны. "Сначала стреляй, а потом думай" - не их модель. "Сначала понять, потом действовать" - вот это парвильный вариант. Причем "действовать" вовсе не значит "стрелять":)
"Сначала понять, потом действовать" - вот это парвильный вариант.
Только это вариант не советской фантастики в целом,а фантастики Кира Булычева. Вы предельно точно сформулировали кредо, которое проходит практически через все его произведения. На вскидку: "Закон для дракона" - такая-же проблема понимания и конфликта, выросшего из непонимания. А моя самая любимая вещь - коротенький рассказик "Красный олень, белый олень". И давайте не будем увлекаться: неготовность исследователей к контакту и готовность к "обкалыванию" Павлыша - вещи очень несвязанные между собой.
Только это вариант не советской фантастики в целом
М-м, а например? Герои кого из авторов так действовали - в смысле, открывали беглый огонь? Кроме, может быть, некоторых из "Школы Ефремова" образца 91-го, да и там, по-моему, еще поискать надо. В самом деле, интересно.
готовность к "обкалыванию" Павлыша
Это лишь один из вариантов - про орбитальную бомбардировку я умолчал:) В любом случае, ничего гадкого исследователи не сделали, и сделать не могли. Это я все к тому, что "мочилово" в "Поселке" - против логики.
Послано - 05 Дек 2008 : 13:33:26
Денис Очень даже могли - экстренно свернуть лагерь и улететь по причине "агрессивности местной фауны". Такой поворот просто морально сломил бы "поселок". Так что вренувшейся через год-два экспедици могли достаться только развалины поселка да одичавшие дети.
По поводу стрельбы. Герои соц. фантастики стреляли не думая по врагам, особенно по классовым ("Тайна двух океанов" - тому пример). И не рефлексировали по этому поводу.
Герои соц. фантастики стреляли не думая по врагам, особенно по классовым ("Тайна двух океанов" - тому пример). И не рефлексировали по этому поводу
Ну, приплыли. С какой радости такое сопоставление? Ситуация иная, задачу, которую автор хочет решить, иная - все другое, книжки просто о разном. Если бы вы в пример привели хотя бы "Дом скитальцев", это было бы хоть в первом приближении, с большими оговорками, но верно, а тут совсем другой коленкор.
Очень даже могли - экстренно свернуть лагерь и улететь по причине "агрессивности местной фауны"
Ну так Клавдия именно это и начала делать - запустила роботов, начала эвакуацию. Но по логике книги, спасение неминуемо, хотя посельчанам пришлось здорово попотеть. Если бы исследователи улетели, это не "Поселок" был бы, не нормальное произведение, а... ну я не знаю, хрень какая-то:(
Герои соц. фантастики стреляли не думая по врагам, особенно по классовым ("Тайна двух океанов" - тому пример). И не рефлексировали по этому поводу
ТДО - не о Коммунистическом Далеко, как Перевал :) Соответственно, соцреализм диктует разные штампы. Но даже в фантастике ближнего плана, где геноцидить буржуев - сам Маркс велел, путать социально близких с социально далёкими - ох как не рекомендовалось! Дикая крамола, подрыв догмы о невозможности войн между коммунистическими державами ;) Первобытно-общинный строй, между прочим - весьма "социально близок" :-)
Послано - 05 Дек 2008 : 16:58:25
Социально близкий статус вора для коммунистов - вовсе не означает, что коммунисты - сами себя определяли, как воров ;)
Впрочем, есть и другая догма - что демократии друг с другом не воюют.
Уже древнегреческие демократии - отлично воевали друг с дружкой и с римской республикой ;) Постулат о том, что "кто-то с кем-то не воюет" до передового учения никем, вроде, не вводился. Ну, разве социалистами - утопистами.
Ради красного словца, типа, да? Да и какой еще фантастики Вы хотели бы в 30-х, когда со всех сторон на СССР ножи вострили?
Экспорт революции "к звёздам" - расхожий штамп советской НФ - до самого её конца. ---
Булычёв, кстати сказать, не без гордости отмечал, что сам он никогда этим штампом не злоупотреблял, на строй - не упирал, его стандартный "супостат" в нынешних терминах - мировой терроризм :) Тем не менее, даже в его творчестве, от соцреализма - никуда не денешься. Уже во второй половине прошлого века явно просматривалась тенденция "развития" от крепких деревенских парней - к городским хлюпикам, с полным букетом болезней сидячего образа жизни - с самой школьной скамьи. Тем не менее, Алиса - средний подросток конца двадцать первого века - превосходит подростков двадцатого в физической подготовке - как я понимаю - без генной инженерии и прочих киберимплантов. Да, оптимизм, не смущающийся фактами - классика соцреализма. От этого было не уйти даже лучшим, но всё ещё печатным :) образцам. Скажем, Максим Камерер в ОО (АБС). Физические возможности - Алиса "десять лет тому вперёд" ;)
Послано - 11 Дек 2008 : 19:44:28
На счёт социально близкого статуса вора для коммунистов несколоько непонятно.На данный момент около 10 процентов населения РФ имеют судимости.А на момент написания?
На счёт социально близкого статуса вора для коммунистов несколоько непонятно.На данный момент около 10 процентов населения РФ имеют судимости.А на момент написания?
Это не совсем верная статистика. Около 15 миллионов осуждено за период с 1992 по 2007 год. Но из этого числа нужно вычитать повторные судимости, а это - далеко не малая часть. Лучше считать по-другому: по количеству осужденных в год. Получается, что в современной России за год осуждают примерно миллион человек. Во времена СССР цифра колебалась: она могла быть в районе трехсот-пятисот тысяч в 60-е и превышала миллион в 80-е.
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Послано - 14 Дек 2008 : 17:56:41
Все это очень хорошо, все это очень верно, и правы-то оба... Но какое все это имеет отношение к обсуждаемой теме? Вопрос был: вылилась бы ситуация в романе "Поселок" в вооруженный конфликт или нет? Я считаю, что вылилась бы, ибо исхожу из характер героев. Денис считает, что нет, ибо исходит из внутреннего строя повести. Мне это интересно.
Послано - 14 Дек 2008 : 18:34:59
В вооружённый конфликт ситуация могла бы вылиться, если бы все герои действовали по принципу "сначала стреляем, потом смотрим в кого". А я таких в "Посёлке" что-то не припоминаю.
Послано - 14 Дек 2008 : 19:41:05
Прежде всего, эпизод с кораблем, полностью соответствующий вашим словам: "сперва взрываем, потом разбираемся". Между тем: а)корабль лежит на планете уже шестнадцать лет, и заражение, если таковое возможно, успело десять таз произойти. б)в подобных случаях - если произошла авария такого или даже меньшего масштаба, положено производить раследование. в)вокруг корабля могли остаться уцелевшие (мы знаем, что именно так и произошло) или их трупы, а потому не мешало бы хорошенько обыскать окресности. Но ни о чем подобном экспедиционные дамочки даже не задумываются. Радировать на базу, сообщить об обнаружении пропавшего корабля, вызвать комиссию для расследования - никогда. Взрывай, а затем разберемся. Подобная торопливость была бы оправдана, если бы заражение действительно угрожало планете, но по этому поводу смотри пункт "а".
Клавдия, руководитель экспедиции, не столько пытается разобраться в ситуации, сколько приписывает, какой ей быть. Пример - когда Дик оказался на станции, ей не приходит в голову, что Дик - человек, так же тонко мыслящий и чувствующий, как и она. Для неё он - животное, такой космический "маугли", никогда не видевший человека. И не потому, что он себя в таковом качестве хоть как-то проявил. Нет. Это она, Клавдия, вдруг решила, что Дик - "маугли", следовательно Дик - "маугли".
Прежде всего, эпизод с кораблем, полностью соответствующий вашим словам: "сперва взрываем, потом разбираемся".
Не-а, не соответствует. Эпизод с кораблём используется начальницей для выяснения "кто в стае главный" - спровоцировать и подавить бунт. Паранойя идёт лесом.
Для неё он - животное, такой космический "маугли", никогда не видевший человека.
Ну-ну.
- Не надо! - закричала вдруг маленькая женщина. - Это я во всем виновата. Я не поняла! Когда вы прибежали, я не поняла! Она быстро пошла к станции.
Послано - 14 Дек 2008 : 21:48:11
Две цитаты, которые я уже выкладывал ранее. Теперь смотрите:
- Интересно, он видел когда-нибудь тарелку? - задала вопрос женщина. - Видел, - вырвалось у Дика. - И ложку видел. - Но он внятно говорит, - сказал мужчина. - Хоть они прожили здесь двадцать лет. - Это какая-то невероятная тайна, - проговорила большая женщина. - Сколько их, как они существуют, где? Как они умудряются сохранить человеческий облик... одежду, наконец? - Воздушный шар, - напомнил мужчина. - И разгром на складе...
Это все говорится на глазах у Дика - человека очень гордого и очень независимого. Как бы вы среагировали, если бы вас обсуждали так в вашем присутствии? И стали бы вы так говорить о человеке своего круга?
Послано - 14 Дек 2008 : 21:53:20
Люпус Эст Не на глазах, а за глаза. Есть разница?
Дик услышал, как мужчина и большая женщина разговаривают в той комнате, возле Марьяшки. Они говорили очень тихо, думали, что он не услышит. Они не знали, что Дик - дитя леса и слух его втрое чутче, чем у них.
Однажды попалась мне повесть Булычева, мною лично охарактеризованная как "триллер-катастрофа". Что-то вроде "Желтый туман" называлась она
А не "Смерть этажом ниже? Кажется, я читал её с этим названием. Интереная вещь, малофантастиеская и добротная по прорисовке прични и происходящего и самих событий.
Послано - 09 Июля 2010 : 19:53:58
"Царицын ключ" напомнил "Малую Глушу" Галиной (то есть правильно наоборот, конечно, но тут у кого как), только он более светлый. Добротно написанная вещь, но не зацепило.
Послано - 19 Сент 2010 : 04:44:06
Великий писатель. Бесспорно. Считаю его "Поселок" одним из лучших произведений русской фантастики и в литературе вообще
Послано - 23 Сент 2010 : 20:35:32
El, а "Малая Глуша" зацепила? А вообще не читать Булычёва, всё равно как ни разу не прочитать Чехова, классик он уже, и тем всё сказано.
Послано - 23 Сент 2010 : 21:00:22
Байбак, "Малая Глуша" разбивается на 2 неравные части. В первой (побольше) рассказывается о портовом городе, и она мне очень-очень понравилась. А вот во второй (поменьше), которая и ассоциируется с Булычевым, повествование перемещается в глубинку, и происходящее кажется не то чтобы бредом... но чем-то чужим и непонятным.
Послано - 24 Сент 2010 : 13:37:43
А кто помнит как у Булычева рассказ про разумных трепангов в корабле-зверинце назывался? Такая хорошая,взрослая фантастика была...
Послано - 02 Фвр 2011 : 23:12:27
Байбак, согласен со сравнением. Мне тоже не раз приходило на ум, что Булычёв чем-то похож на Чехова. Какой человек был... царство ему небесное.
А кто помнит как у Булычева рассказ про разумных трепангов в корабле-зверинце назывался? Такая хорошая,взрослая фантастика была...
У Булычева - Можейко там было две книги, в библиотеке советской фантастики. Там много рассказов. И Половина жизни и Снегурочка и Сказка про репку. По моему это лучшие его вещи. С грустью следил как деградирует цикл об Алисе. Воспоминания детства там то се. Собрал я вообще то весь этот цикл, но только из за иллюстраций Мигунова. А вещи типа Заповедник для академиков, Старый год, Вид на битву с высоты были какие то никакие.
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее других.
Цикл об Алисе Селезнёвой, "Посёлок", "Подземелье ведьм", "Любимец", цикл рассказов о Гусляре - мои любимые произведения. "Убежище" откровенно разочаровало и расстроило. Сейчас читаю "Реку Хронос". Наслаждаюсь языком.
Как всё интересно...
У Булычева была еще повесть "Агент КФ" Там тот же ГП что и в подземелье.
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее других.