Послано - 28 Фвр 2009 : 15:21:24
tosmile, видимо, я должен был говорить конкретнее. При тираже 3-7 тыс гонорар 15-20 тыс. Профессиональный автор, не имеющий других доходов, просто не может себе позволить 2-3 месяца работать за такие деньги. А для начинающих это хороший шанс: между собой они в равных условиях, конкурируют не лит имена, а произведения.
Послано - 28 Фвр 2009 : 15:38:23
Классик Тираж в три тысячи размажется тонким слоем, сиротливо осядет на дальней полке. Никто даже не заметит автора, никакой конкуренции. Скорее это можно рассматривать как приобретение начального опыта. Хотя конечно, если о книге заговорят, шанс действительно может появиться.
Ну конечно! Чехов, Паустовский, Генри Миллер - все кропали статейки, дабы отсеять на ранних подступах к издательству конкурентов:Mrakа и Derianа.
Попробую достойно ответить, дабы честь не уронить свою, да не задеть Вашу. Чехов, Паустовский, Миллер, и иже с ними(то биш их современники и не современники, считающиеся классиками) пусть спят спокойным сном. Я их тревожить не хочу. То было другое время, другие люди, другие законы. Сейчас всё по-другому. Что-то, да, можно почепнуть и у классиков, но идти их путём и подражать.... Уваольте. Каждый графоман на пути к званию "писатель" идёт своей дорогой. Он как тот лыцарь в химзащите, с багром на перевес, выходит супротив.... Да, супротив. Ага, выходит значит, и идёт. И вот когда преодолеет путь, не повернёт назад и не свернёт в сторонку, по ходу пути поменяет резиновые бахилы на кованные сапоги, а багор на остро отточенное перо, вот тогда он герой. Слава и почёт ему и кружку пива с белой шапкой. Но это так, шутка. А на самом деле, классики давно не авторитет. Сечас всё по-другому. Чтобы стать писателем, нужно всего лишь попасть в струю, обратить на себя внимание. Заметьте, не написать шедевр, а именно попасть в струю! Вон их сколько, в струе, полки ломяться. Я не рвусь. Туда. Не таким путём. Был опыт(один), выводы сделаны. Заниматься маразмом с рассылками в издательства... Я не хожу тропами, на которых многие сломали ноги. Предпочитаю искать другой путь или вообще не искать. Такова моя натура. Писать тексты это не работа - хобби. А убиваться по поводу мнений, что поделка кустаря далека от совершенства и её не взяли на выставку? На фиг. Знаете, в спортзале, куда я хожу, тоже есть "классики". Но ни у кого не возникает и мысли повторить их путь(химия не на всех благотворно влияет). Для меня это тоже хобби. Вернёмся к нашим классикам. Еслибы они жили сейчас, то либо сгинули бы со своими текстами, либо жилы рвали, чтобы удержаться на олимпе и так же превентивно "прореживали" рябы графоманов, облегчая жизнь себе и издательству. Это же связка - писатель-издатель. И что они защищают интересы друг друга - это факт. Бизнес, политика издательств и фэндомов. Я, как пусть и мелкий, но бизнесмен, не пускаю на "свою" территорию, наношу превентивные удары(демпингую или прибегаю к более серьёзным способам), и изгоняю молодых, пусть и умных конкурентов. Это моя территория! Я пытаюсь выжить в этом злом мире. А что он злой, доказывать не нужно. Так и в литературе. Вернее в том, что она сейчас представляет из себя.
Бадей, а Вам бы, по-дружески, посоветовал не хулить энтих самых ортодоксально-чего-то-там. А ну, как отомстят и зарубят Вашу карьеру? Вы уж повнимательнее. Всем с уважением. PS С Классиком, так вообще приятно беседовать, хоть и на форуме. Наверное в живую беседа получилась бы интереснее. Ну, это так, рассуждения.
Послано - 28 Фвр 2009 : 18:04:07
Совсем забыл. По поводу статей. Самое лучшее что мне понравилось из подобных поучений, так это учебное пособие(по другому не могу назвать) Юрия Никитина "Как стать писателем" и его роман "Великий Маг". Не знаю почему, но понравилось. С уважением.
Классик Тираж в три тысячи размажется тонким слоем, сиротливо осядет на дальней полке. Никто даже не заметит автора, никакой конкуренции. Скорее это можно рассматривать как приобретение начального опыта. Хотя конечно, если о книге заговорят, шанс действительно может появиться.
Для многих даже такой способ издания уже победа. Для многих сам факт того что их издали - конечная точка их пути. Дальше можно не трудиться. А для кого-то это трамплин, короткий, слабый, но... Уже шанс. Но этот путь тернист и труден. Многие так и остались белеть своими костями на нём. С уважением.
Для многих даже такой способ издания уже победа. Для многих сам факт того что их издали - конечная точка их пути.
Да, есть такой неприятный факт. Но так, наверное и должно быть, на 20 тыс. за год работы большого удовлетворения не получишь, надо быть достаточно сильно сдвинутым, чтобы послей первой победы продолжать в том же духе.
А для кого-то это трамплин, короткий, слабый, но... Уже шанс.
Один "уважаемый" человек на другом форуме примерно так сказал по этому поводу: вот и надо им крылья подрезать, чтобы не летало тут всякое.
Послано - 28 Фвр 2009 : 19:23:49
На каждое действие есть противодействие. Каждое движение создаёт встречный порыв ветра. Но, как говорит мой отец, на каждую хитрую попу найдётся (сами знаете что) с винтом. А на (сами знаете что) с винтом, найдётся попа с закаулками. Поэтому стоит вооружится стальными башмаками(не одной парой!) дабы лупить по попам этих самых высказывателей "уважаемых", чтоб небо чище было и всякая тварь божья летать могла, как с трамплина, так и без него в своё удовольствие. С уважением.
Послано - 28 Фвр 2009 : 20:35:25
Mrak! Я не боюсь, что мне кто-то поломает карьеру, она уже давно состоялась. Правда, она состоялась в другой области. Для меня писать, как и для Вас - хобби. Тем более, я не боюсь ортодоксов. Достаточно уяснить, что у них свои взгляды, а у меня - свои. Появился определенный круг людей, которым нравится то, что я пишу. Для них я продолжаю писать. Как-то незаметно пройден тот рубеж, когда каждый негативный окрик и негативная оценка выбивали меня из седла. То, что издали, не расслабило, наоборот! Сейчас обдумываю каждую фразу и слово. Это как бы обязывает, не писать фуфло, а относиться к читателю с уважением и давать мысль объемно, чтобы и он, читатель, увидел то, что видишь ты. Нет, сейчас меня не сломать и не остановить. Главное - остаться собой.
Послано - 28 Фвр 2009 : 21:13:55
Бадей поздравляю вас с тем, что тираж разошелся так быстро и успешно. Если все сложилось так удачно, думаю будут и периздавать)) Так что творческих успехов и вдохновения)
Послано - 28 Фвр 2009 : 21:22:32
Думаю, Бадея еще очень хорошо доиздадут и переиздадут с такими успехами. Правда, "тираж разошелся" в данном случае, скорее всего означает, что он разошелся по оптовикам.
Что касается издательств, то самое муторное - после заключения договора и до окончательной передачи рукописи издателю. Когда сидишь и прааааавишь. /*Меня тут в техническом издательстве попросили к учебнику еще страничек 50-60 дописать, вот сижу уже месяц и задачи собираю, блеск!*/
Послано - 28 Фвр 2009 : 21:35:07
Delcatty. Я бы сидела и правилааа)), наслаждаясь))). Хотя сказать достоверно весьма сложно, так как опыта такого нет))).
Послано - 28 Фвр 2009 : 22:35:21
Annet! Delcatty абсолютно права. Править - это самое муторное. Одно дело, когда сам видишь недоработку, и совсем другое, когда просят исправить кусок, который кажется завершенным. Это тяжело. Честно. Кромсаешь по живому, пишешь через силу. До наслаждения ли тут? Разве что самый отъявленный мозахист будет наслаждаться.
Вернёмся к нашим классикам. Еслибы они жили сейчас, то либо сгинули бы со своими текстами, либо жилы рвали, чтобы удержаться на олимпе и так же превентивно "прореживали" рябы графоманов, облегчая жизнь себе и издательству. Это же связка - писатель-издатель. И что они защищают интересы друг друга - это факт. Бизнес, политика издательств и фэндомов. Я, как пусть и мелкий, но бизнесмен, не пускаю на "свою" территорию, наношу превентивные удары(демпингую или прибегаю к более серьёзным способам), и изгоняю молодых, пусть и умных конкурентов. Это моя территория! Я пытаюсь выжить в этом злом мире. А что он злой, доказывать не нужно. Так и в литературе. Вернее в том, что она сейчас представляет из себя.
Mrak, несколько писателей, обогнавших меня талантом и успехом, помогали мне просто потому, что видели мой интерес к литературной работе и готовность учиться. Желание передать опыт с возрастом приходит ко всем, и чем опыт удачнее, тем он сильнее жжет руки своего обладателя. А локтями толкается шантрапа.
Чтобы стать писателем, нужно всего лишь попасть в струю, обратить на себя внимание. Заметьте, не написать шедевр, а именно попасть в струю! Вон их сколько, в струе, полки ломяться.
Это так. Автор пишет для читателя. Но заметьте: у книг, где авторы явно прогибаются под низменные интересы публики, небольшие и четко очерченные рыночные ниши. Эротика, например. А широким успехом пользуются авторы, которые с читателем не заигрывают (явно во всяком случае) и этак ненавязчиво подтягивают его к своему уровню. Самая благодарная в этом отношении ниша - историческая (или псевдоисторическая) литература. Акунин: и развлекает, и дает информацию, далеко выходящую за школьные пределы. Читатель чувствует себя приобщенным к тайнам истории. Он уважает себя, потому что его уважает автор. Помню, как на Высших литературных курсах преподаватель истории, ортодокс, ругал рыночную литературу. Стандартный набор обвинений: "не то" публикуют массовыми тиражами, а "то" - маленькими. Вдруг осекся и сказал: "С другой стороны, сейчас опубликованы памятники литературы, которые не переиздавались с дореволюционных времен". Альтернатива рыночному подходу к литературе у нас уже была. Судьбу книжки решали климактерические тетки в редакции. Авторы таскали им тортики и мечтали о том, чтобы о книгах судили читатели.
Послано - 01 Марта 2009 : 09:08:28
Значит остается одно: сжать зубы, зажать все свое самолюбие в кулак и работать, работать. Писать, править, слушать критику, снова править и надеяться.
Послано - 01 Марта 2009 : 09:37:17
На мой взгляд, чтобы книга издалась нужно, соблюдение несколько условий. 1. рукописть дложна быть более или менее качественно написана (сейчас все чаще встречается менее) 2. текст (по мнению того или иного издательства) должен быть продаваем 3. у автор должн быть немного удачлив. Соотношение этих пунктов может быть очень разное, но они должны наличествовать. если не издают, значит есть недотяг по одному из пунктов. Автору всегда приятнее считать, что лично у него недотяг в п.№3, а на деле чаще хромает п.1, ну, или 2.
На мой взгляд, чтобы книга издалась нужно, соблюдение несколько условий. 1. рукописть дложна быть более или менее качественно написана (сейчас все чаще встречается менее) 2. текст (по мнению того или иного издательства) должен быть продаваем 3. у автор должн быть немного удачлив. Соотношение этих пунктов может быть очень разное, но они должны наличествовать. если не издают, значит есть недотяг по одному из пунктов. Автору всегда приятнее считать, что лично у него недотяг в п.№3, а на деле чаще хромает п.1, ну, или 2.
Delcatty абсолютно права. Править - это самое муторное. Одно дело, когда сам видишь недоработку, и совсем другое, когда просят исправить кусок, который кажется завершенным. Это тяжело. Честно. Кромсаешь по живому, пишешь через силу. До наслаждения ли тут? Разве что самый отъявленный мозахист будет наслаждаться.
Самое тяжелое, когда уважаемый критик (или ты сам) замечаешь, что в некотором эпизодике на 2-3 тысячи знаков ты написал ЧУШЬ. Причем, начинаешь править эту ЧУШЬ, а сюжет при этом начинает рушиться как карточный домик. Вот тут и надо: исправить написанную галиматью, но при этом свести переработки остального текста к минимуму, не то придется полромана переписывать %)
1. рукописть дложна быть более или менее качественно написана (сейчас все чаще встречается менее)
Ага, и при этом еще чтобы речь автора была речью рассказчика, а не вывернутым на страницы книги сознанием старшеклассника. Кому как, а я просто не перевариваю книги в стиле: "ААА! Ё-маё, куда я, блин, попал?! Ладно, придется выпутываться, только сначала я попытаюсь въехать в тему и набить морду наглому ельфу." Утрировано, но когда в тексте встречаются одни междометия - читать невозможно.
2. текст (по мнению того или иного издательства) должен быть продаваем
Послано - 01 Марта 2009 : 16:47:33
Delcatty пишет: Самое тяжелое, когда уважаемый критик (или ты сам) замечаешь, что в некотором эпизодике на 2-3 тысячи знаков ты написал ЧУШЬ. Причем, начинаешь править эту ЧУШЬ, а сюжет при этом начинает рушиться как карточный домик. Вот тут и надо: исправить написанную галиматью, но при этом свести переработки остального текста к минимуму, не то придется полромана переписывать %)
1. рукописть дложна быть более или менее качественно написана (сейчас все чаще встречается менее)
Ага, и при этом еще чтобы речь автора была речью рассказчика, а не вывернутым на страницы книги сознанием старшеклассника. Кому как, а я просто не перевариваю книги в стиле: "ААА! Ё-маё, куда я, блин, попал?! Ладно, придется выпутываться, только сначала я попытаюсь въехать в тему и набить морду наглому ельфу." Утрировано, но когда в тексте встречаются одни междометия - читать невозможно.
Это камешек в мой огород? Вроде бы мы уже на эту тему пообщались? Я писал от имени десятиклассника, как я мог вкладывать в его речь разговор образованного человека, закончившего филологический факультет?
Послано - 01 Марта 2009 : 16:52:13
Delcatty если бы я знала маркетолога армады... , , А начет того, что неудачникам даже пытаться не стоит, тут я не согласна. знаешь ли, удача, девушка очень капризная, она любит, чтобы люди верили в нее и надеялись, что она придет. Поэтому пытаться обязательно нужно)))
Послано - 01 Марта 2009 : 18:47:28
К слову, я недавно прочитал в одной альтернативке (что-то викинговско-пиратское, подробностей уже не помню) пошловатые, но забавные рассуждения на тему: если фортуна повернулась к тебе спиной, это не отказ, а просто другая любовная позиция.
Послано - 01 Марта 2009 : 19:17:33
Что раздражает на СИ: - "Пара" применительно к непарным предметам. Употребляется повально. Стало просто синонимом "двух". Один уникум пишет "пара мужиков" (не осознавая гомосексуальной подоплеки), но "триста ШТУК башмаков". - "Одеть" вместо "надеть". Одевают куклу. Надевают мундир. - обращение с числительными. Еще несколько лет назад писали как надо: "семидесятишестимиллиметровый". Сейчас сплошь да рядом: "семи десяти шести миллиметровый". Друг у друга учатся, что ли? Или "3-х" вместо "трёх". Сэкономил один знак, а читателя заставил споткнуться. Ребята,литературный текст - не бухгалтерский баланс, ВСЕ цифры, кроме дат, пишутся словами. - "Небольшой". Практически никогда не употребляется к месту. "Небольшой ручеек", "небольшой холмик" (раз есть уменьшительные суффиксы, уже ясно, что небольшой). "Небольшая котомка" (котомка по умолчанию небольшая; если у героя громадная - тогда да, стоит подчеркнуть). "Небольшой артефакт (амулет и пр.)" А вот здесь вообще туман: какой артефакт считать небольшим, средним, крупным, если читатель ни одного не видел?
Послано - 01 Марта 2009 : 19:45:40
Бадей, нет, это были общие слова =)
А начет того, что неудачникам даже пытаться не стоит, тут я не согласна. знаешь ли, удача, девушка очень капризная, она любит, чтобы люди верили в нее и надеялись, что она придет. Поэтому пытаться обязательно нужно)))
Надежда - глупое чувство. Уже надоело и верить, и надеяться, и работать над собой, не видя результата - тоже =(((
"Небольшой артефакт (амулет и пр.)" А вот здесь вообще туман: какой артефакт считать небольшим, средним, крупным, если читатель ни одного не видел?
Тут важен контекст. Если перед фразой "небольшой артефакт" было сказано, что эта штуковина легко может быть спрятана в кармане, то ясно, что большим артефакт быть не может =)))
Послано - 02 Марта 2009 : 10:36:07
Классик, в общем, все равно надо смотреть по контексту и думать - не избыточно ли. А вырванное из контекста что угодно может оказаться неверно трактовано. Если честно, то не пишу я о небольших артефактах =)
Lucky Cat, кстати, да, Я-кают слишком часто очень многие.
Послано - 02 Марта 2009 : 10:43:58
Derian, никого из присуствующих уязвить не хотел. Упомянутые мною ляпы именно повальные, идут гриппозными волнами. Видимо, авторы действительно подглядывают написание друг у друга. "Пару" о непарных предметах сейчас и многие редакторы пропускают. Но. Представьте пару туфель. Пару перчаток. Пару дуэльных пистолетов. Один выкинешь - что, из оставшегося пистолета по очереди стреляться? В одном башмаке ходить? Пара - то, что теряет ценность друг без друга. Один раз почувствуйте это слово, и употреблять его как синоним "двух" не захочется. Хотя в прямой речи - пожалуйста. Это определенным образом характеризует героя. Lucky Cat, тогда уж об избыточных личных местоимениях в целом. Заказ принят. Не хочется сочинять примеры, вот наткнусь на злоупотребляющего автора, тогда поговорим. Только читать я начну не раньше четверга: сейчас сдаю одну работу.
Послано - 02 Марта 2009 : 11:01:24
Delcatty, с "небольшим" надо поступать так. Меню "Правка" - "заменить" - в строке "найти" пишете "небольшой", в строке "заменить на" ставите пробел. Нажимаете кнопку "заменить все". Повторяете операцию с разными окончаниями. После этого читаете рукопись, и если хоть в одном месте почувствуете, что не хватает "небольшого", вписываете. Но я готов поспорить, что таких мест не найдется. Во всяком случае, читатель промахнет все места с изъятиями, не испытывая ни малейшего желания уточнить, большим ножиком кого-то пырнули или небольшим. Я так радикален, потому что с этим словом тоже эпидемия, причем гаденькая, ханжеская. Героя наделяют небольшим кошельком, небольшим вещмешком, небольшой флягой; даже запуская лапу в чужое золото, он прихватывает что-нибудь небольшое. Это, видимо, должно свидетельствовать о скромности и бывалости - налегке в путь собрался.
Послано - 02 Марта 2009 : 11:04:15
Классик да нет я не обижаюсь. Мне действительно иногда стыдно за свои ляпы. Уж как меня в школе учили, учили. В институте с этими "быстро-лекциями", когда все скорее, скорее. Все растерял. Сейчас снова учу орфографию и пунктуацию. Перечитываю написанное и порой ужасаюсь. Кстати зарегился на "Фензине", там подобное обсуждение пошло
Послано - 02 Марта 2009 : 11:08:57
Derian, снимаю шляпу. Вы перешагнули за грань, отделяющую хобби от литературного труда. Многим ведь написать роман легче, чем посмотреть в словаре, как пишется "ни при чем". Это не в упрек. Авторов можно понять: они устали на работе и расслабляются за клавиатурой, рубая в капусту плохого парня с физиономией козла-сисадмина. Какие там правила!
Послано - 02 Марта 2009 : 14:02:49
Lucky Cat, +1. Без жизненного опыта ничего не получается. Только одного опыта мало. И осмысления мало. Надо еще фантазию иметь. И уметь свой опыт, его осмысление, а такоже прочие свои мысли и переживания на бумаге изложить так, чтобы не только тебе было понятно и интересно, но и читателю. Тут еще вопрос целевой аудитории в полный рост встает + владение приемами и техниками писания. Но хуже всего то, что писанина всяческая требует уйму времени. Так что, про мозоль на попе +100.
Послано - 02 Марта 2009 : 14:23:10
Lucky Cat В результате, на Си мы встречаем следующих уродцев: сказано умело, но ни о чем; сказано неумело, но с глубоким смыслом; сказано неумело и бессмысленно. Ну, и очень-очень редко рождается нечто написанное хорошо и со смыслом :))))).
Послано - 02 Марта 2009 : 14:54:26
Lucky Cat Конечно, это не только на СИ так. Просто СИ - это квинтэссенция. На СИ всего много и бесплатно, т.е. даром (с). И большинство авторов там - начинающие. В нормальной "книжно-бумажной" жизни я никогда не покупаю нечитанных в электронке начинающих авторов. Совсем. Что до соцреализма, там тоже были хоршие книжки. И тоже мало. Хорошего много не бывает. Мне кажется, начинающему автору нужна и доброжелательная поддержка, и жесткая критика. Одно без другого не пойдет ему впрок.
Потом вдруг понял, а сказать то мне нечего. Для патетики жизненного опыта мало.
Это проходит. К сожалению. Есть такое мнение-наблюдение, что поэту к 18 годам пора иметь написанный сборник (с публикацией - уж как получится), а прозаику до 30 лет надо рассказы писать, а за крупную форму браться бесполезно. На моей памяти опроверг, пожалуй, только Дима Емец. То есть романы пишут и в девятнадцать, но это вторичная литература: прочитал сотню книжек, написал сто первую... А в последние годы и книжек не читают - пишут по компьютерным играм для таких же геймеров. Мысль о том, что и развлекательные жанры должны давать пищу для ума, вызывают возмущение обеих сторон. Автор: читатель отдохнуть хочет, а не забивать себе голову философией! Читатель: Я ищу в книжках приключения, а если захочу разумного, доброго, вечного, возьму классику... Хрен он возьмет. И автор "философию" не вставлдяет не потому, что бережет покой читателя, а потому что нету. Lucky Cat, Вы осознали, что с читателем надо делиться. А сначала приобрести то, чем делиться. За это первый плюс.
В общем писатель для меня, это человек с большой мозолью на попе, ибо все лавры берутся трудом.
С геморроем. Не шучу. Попадете на какую-нибудь тусовку с маститыми, обратите внимание на специфическую походку. Второй плюс - за то, что признали: это труд. Гораздо популярнее позиция: я могу не хуже, да некогда, пиво пить зовут.
А когда понял, что 90% размышлений о будущей книге не входят в текст в принципе, то стал задумываться, а так ли плохо графоманить для себя:)
У меня первые пять лет 90% написанного (а не просто обдуманного) уходило в отвал. Специально подсчитал: публиковали ровно один рассказ из десяти. Научился вычеркивать безжалостно. А потом - просто не писать то, что пойдет под нож. И пропорция изменилась на обратную.
Послано - 02 Марта 2009 : 15:09:53
Lucky Cat Автор "адекватно" реагирует на критику только если критикующий авторитетен в его глазах. И потом, критика - это не всегда ругань. Критика - это еще и разбор.
Послано - 02 Марта 2009 : 15:31:25
Lucky Cat Отзыв. Рецензия. Да, какая разница? Все зависит от авторитета отзывающегося-рецензирующего, отношения к нему автора. Я настаиваю :). Тому же автору, с которым ты поспорил, я тоже как-то сделала замечание. Конкретное. Оно было учтено. Герой почти оконченной книги был переименован. И никаких скандалов.
Послано - 02 Марта 2009 : 15:57:51
Lucky Cat Да, в этом тоже что-то есть. Просто я с недавнего времени решила, что спорить с автором по поводу его изданной книги бесполезно. Можно обсудить с такими же читателями. Но с автором... Книга издана. Гонорар получен. Все. Поезд ушел. О чем тут спорить? Того же Горькавого взять. Мне другое интересно: что заставило Лукьяненко сесть и переделывать Черновик-Чистовик? Или кто его заставил? ;)
Просто я с недавнего времени решила, что спорить с автором по поводу его изданной книги бесполезно. Можно обсудить с такими же читателями. Но с автором... Книга издана. Гонорар получен. Все. Поезд ушел. О чем тут спорить? Того же Горькавого взять.
Lana, душенька, от тебя такого верхоглядства не ожидал. Автор - не мать-алкашка, которая отдала ребенка на усыновление, получила гонорар и забыла. Все ровно наоборот. Ты ребеночка наряжала, цветочки купила, поставила в строй первоклассников, гордишься... и вдруг видишь, что из штанов у него торчит край обкаканной рубашки. А уже музыка заиграла, тысячи людей смотрят, и каждому не объяснишь, что ты до последней минуты его наглаживала, и когда только успел обкакаться, а может, и не сам? И всматриваешься в лица: заметили? Нет? И тут подходит доброхот. И - радостным тоном, громко: "А твой-то весь в г..." Делаешь вид, что это не к тебе. Отворачиваешься. Доброхот заходит с другой стороны: "Я говорю, твой-то..." Ты, сквозь зубы: "Это мода такая. Стиль "Гаврош". Грязь ненастоящая". Доброхот: "А почему тогда воняет? Я нюхал!" Ты, пытаясь сохранить остатки достоинства: "Каждому свое. Другие цветочки у него нюхали". Доброхот: "Да ты стесняешься, что ли?! Зря, старуха! Я ж от чистого сердца!" На твоего несчастного ребенка смотрят уже все родители, вороны с крыш и спутники из космоса. Ты понимаешь, что цветочков и крахмальной рубашки уже никто не заметит, а несчастный грязный клок ему будут поминать до старости. Дальнейшее зависит от твоего темперамента. Но точно, что доброхот заслужил чего-то в жизнерадостное личико.