"Контакт"

Снятый несколько лет назад, этот фильм промелькнул на киноэкранах почти незамеченным. Его не рекламировали, не проталкивали через сеть, газеты и радио, не рецензировали модные критики. Его просто просмотрели - и забыли... Несправедливо забыли.

"Контакт" заслуживает титула самого фантастичного из фантастических фильмов десятилетия - и лишь потому, что фантастики в привычной нам форме в нём - нет ни на грош. Такая история может приключиться в любой день в любой стране мира, даже сейчас - у нас, за рубежом - неважно... Именно это в первую очередь и подкупает в фильме: действуют обычные герои, принимают обычные решения в обычных ситуациях - и страшатся того самого, фантастичного, упорно, медленно и неукротимо вползающего в их жизнь, заставляющего сделать важный выбор, действовать, жертвовать спокойствием и благополучием собственного внутреннего мирка, собственной безопасностью и верой в идеалы - и всё ради того, чтобы хоть на миг прикоснуться к той мечте, к которой стоило тянуться всю жизнь...

И столь ожидаемое посвящение фильма - "Карлу..." (конечно же, Карлу Сагану - известнейшему учёному, астроному и астрофизику, человеку чрезвычайно разносторонних взглядов и общественных устремлений, автору единственного фантастического романа, по которому и был снят одноимённый фильм) смотрится лишь данью памяти талантливого человека, всю жизнь болевшего мечтой о Контакте...

История главной героини проста и не насыщена событиями в стиле экшен, все события происходят в мире научного и духовного поиска человека. Маленькая Элли теряет маму при рождении, а отца - в детстве - и на всю жизнь где-то в потаённом уголке сознания девушки остаётся мечта: встретиться с родителями вновь - даже если для этого и придётся пройти миллиарды миль...

Работая в крупнейших астрофизических лабораториях мира, Элли интересуется проектами, так или иначе связанными с ПВР (Поиском внеземного разума). От таких тем резко шарахаются её коллеги, идёт постоянное шушуканье в научных кругах, но Элли, несмотря на регулярно вставляемые в колёса палки, умудряется каждый раз выбивать финансирование под свои исследования - и лишь группа энтузиастов поддерживает молодого доктора... И в тот момент, когда уже кончаются деньги, когда лимит доверия к амбициозным проектам будущего давно исчерпан, когда лабораторию вот-вот должны распустить - в этот момент радиотелескопы начинают принимать странный сигнал...

А дальше - радость научного открытия - и боль его потери, судорожные поиски хитроумных и многослойных алгоритмов раскодировки, интриги и диверсии, выборы и вновь поражения - но Элли находит в себе силы направиться в неизведанное - стать первым пассажиром построенной по неземным чертежам машины, могущей (могущей ли?) отправить человека неведомо куда... И она уходит... и возвращается... ибо человеку долго ещё придётся понимать всю природу Контакта.

А сам Контакт? Нет, здесь это не диалог с туземцем, как это чаще всего описывается в фантастике - это лишь намёк, это эфемерное прикосновение двух миров, мимолётное пожатие рук, краткий миг совместного движения потоков двух разумов - и всё это более субьективно, чем привыкло ожидать человечество. Элли видит Другого - но в том обличье, которое она сама способна воспринимать, она видит и ощущает лишь то, с чем она уже знакома - Контакт происходит внутри неё и недоступен всем записывающим устройствам землян... И потому по возвращении молодому астроному почти никто не верит... Но верит она. Она видит путь в будущее. Она знает...

Самая, пожалуй, сильная сторона фильма - это актерская игра Джоди Фостер. Перед нами научник-мышонок, иногда раскрывающийся в полную силу и умеющий быть прекрасным, смелым, сильным и отважным. Человек, который верен своим принципам - и в то же время человек, умеющий мечтать и отдаваться мечте искренне и самозабвенно. Человек страдающий - и страданий не боящийся. Человек идущий. Человек будущего. Ради появление такого человека и была написана книга, ради этого и был снят фильм.

Такими мы станем - верил Карл. Должны стать.

Хранитель Andrew
20.10.2004