Джефри Форд – Меморанда

«Меморанда» – второй том приключений физиогномиста Клэя. Напомним, что в первом томе жители Отличного города восстали против своего Создателя и правителя Драхтона Беллоу и свергли его тиранию. При этом сам город был разрушен, а Создатель, казалось, погиб под его обломками. Оставшиеся в живых бунтовщики организовали неподалеку новое поселение. Стали жить-поживать и добра наживать.

Как вскоре выяснилось, слухи о смерти Создателя оказались сильно преувеличены. Он не просто выжил, но и продолжил свои бесчеловечные эксперименты, направленные на порабощение бывших жителей Отличного города. В один погожий базарный день на центральную площадь нового поселения прилетела механическая птица. Она проскрипела голосом Беллоу какую-то речь и подорвалась, окутав присутствующих облаком едкого дыма. Люди, попавшие под действие дыма, заснули крепким сном, и ничто не могло их разбудить. Пришлось срочно организовывать экспедицию к руинам Отличного города, в надежде найти Создателя и выпросить у него формулу противоядия. Руководителем, а также единственным участником этого мероприятия оказался, как вы можете догадаться, наш старый знакомый Клэй.
Удивительно, но на протяжении обоих романов про Клэя мне так и не попалось ни одного момента, оставившего в душе негативное впечатление. Кажущимися недостатками “Меморанды” были достаточно примитивные завязка и развязка книги, резко дисгармонирующие с ювелирно проработанной сердцевиной. Просчет, который мог оказаться роковым для менее изощренного автора, но Форд не преминул воспользоваться такой возможностью в очередной раз попинать стандарты жанра. Главный герой – страдающий целым ворохом комплексов и маний наркоман и алкоголик. Жители поселения, словно поставившие перед собой задачу как можно больше усложнить герою свое спасение. Демон – символ абсолютного зла, вершащий добрые дела. Главный злодей – “безумный ученый”, павший жертвой своего коварства. Злоключения этих персонажей вызывают улыбку, но никак не раздражение.

Отдельно следует остановиться на главной женской роли. Еще в первой части Клэй страдал от неразделенной трагической любви, но только после прочтения “Меморанды” удалось увидеть систему в замыслах автора. Нет, Клэю не просто так не везет в любви. Это закономерно, учитывая, каких женщин он себе выбирает. В первом случае за любовью стоит влечение к смерти. Причем герой бьется не просто за возможность умереть, но и за возможность собственноручно создать (выбрать) свою смерть. Во втором случае вместо любви он получает зависимость. Зависимость от наркотической “Чистой красоты”. Отношения человека и наркотика блестяще переведены Фордом на отношения мужчины и женщины. Поэтому будущего у отношений Клэя и Синтии не было с самого начала. Впрочем, дело не только в этом. Они ведь к тому же выдуманные персонажи, живущие в памяти Создателя.
Позвольте, заметят уже прочитавшие роман, Синтия действительно персонаж выдуманный. Об этом в тексте говорится напрямую. Но Клэй-то живой! И выводы о мнемонической природе мира “Физиогномики” были не верны, как показало продолжение. А я скажу, что ничего оно не показало. Верить в то, что реальность Клэя это действительно реальность, пусть и фантастическая, а не очередной пласт памяти Создателя, следует с большой опаской. Форд расставил по тексту множество ловушек и разбросал кучу подводных камней, не позволяющих однозначно определить природу выдуманного им мира. Остается лишь надеяться на третью часть, которая, возможно, раскроет все тайны и объяснить, какого черта творится в мозгах Драхтона Беллоу.

Деятельность мозга и мир бессознательного представляют собой дебри, в которые рискнет войти не каждый автор, тем более сочиняющий фэнтези. Форд не просто вошел, но и прорубил сквозь них дорогу, с легкостью поведав в игровой форме, как работает мозг творческого человека, как рождаются новые идеи, создав тем самым неординарный сериал, ярко выделяющийся на фоне унылых приключений очередного однотипного героя в мире меча и магии.

Хранитель Лёлик
09.06.2006