Жан-Луи Фетжен - Сумерки эльфов

Иногда процесс погружения в книгу происходит еще до начала чтения. Как это, спросите Вы? А вот так. Гном, нарисованный для обложки “Сумерек эльфов” художником Лео Хао, точь-в-точь повторяет Толкиеновского Гимли. Аннотация намекает также на заимствования и из Артуровского цикла. Да и сам автор не скрывает, в каких книгах черпал свое вдохновение. Пары секунд будет достаточно, чтобы понять – вторичный продукт. Поставь обратно на полку и купи другую книгу, если ты конечно не безумный поклонник вышеупомянутой тематики, читающий запоем все, хоть как-то связанное с любимым миром. Но рассуждая так, вы совершите ошибку, ибо все заимствования очень плавно вписываются в совершенно иную – новую историю. Быть может менее значительную, не обреченную стать культовой, но самобытную и по-своему интересную.
Пока сложно понять, почему Фетжен позиционирует “Сумерки” и остальные романы трилогии как эльфийские. Ведь на страницах первой книги действуют и гномы, и люди. Причем большее внимание уделяется именно последним. Разве что эльфы выбраны как символ. Как квинтэссенция всего “маленького народца”, против которого люди провели геноцид. И не стоит обвинять меня в раскрытии сюжета. Прочитав только лишь авторское предисловие, понимаешь уже не только это, но и какой глобальный финал маячит в конце всей трилогии. Впрочем, не только предисловие выдает сюжет, но и некоторые детали базовых установок выдуманного мира.
Четыре больших народа поклонялись богине Дане: люди, эльфы, гномы и монстры. У каждого был свой объект поклонения. У людей – Камень Фал, символ верховной власти. У эльфов – Чаша Дагды, иначе Грааль – чаша знаний. Гномам достался меч Нуда, или Эскалибур, как называли его люди. Монстрам – Копье Луга, бога, более известного под именем Люцифера.
Жили себе все народы в худом мире, но хоть войны не было, пока Черный Властелин не повел полчища монстров против остальных. Продолжалось кровопролитье целых десять лет, и общими усилиями угроза была отведена. Внешний враг сплотил столь разные расы и ускорил процесс взаимной интеграции. А для поддержания порядка в этом «союзном» государстве и разрешения споров создали Великий Совет, включающий в свой состав королей и правителей от каждого из народов.
Прошли годы, и об общей угрозе благополучно забыли. На очередном совете гномы обвиняют эльфов в убийстве короля Черной Горы. Они требуют выдать им преступника и немедленно, а в противном случае грозят священной войной. На поиск подозреваемого отправляется отряд из гномов и эльфов, разбавленный людьми. Они должны совершить правосудие и остановить кровопролитие. Но гномы рассказали лишь часть правды. Вместе с убийством произошла и кража. Пропал Эскалибур. Думаю, понятно, кому понадобился легендарный меч и кто не допустит, чтобы отряд узнал истину.

Но как ни странно предсказуемый в общих чертах сюжет нисколько не портит роман. Во-первых, действие само по себе очень динамично. Выйдя из столицы, отряд то и дело натыкается на неприятности. Вместо вина рекою течет кровь, а среднее число трупов на главу близится к двузначному. Причем все происходящее носит локальный характер и до конца книги война так и не разразится. Но “Сумерки эльфов” все равно подмывает назвать качественным боевым фэнтези.
А во-вторых, с каких это пор сюжет стал самой интересной частью книги? Человеческие пороки: алчность, жажда наживы, предательство, трусость, вранье, подстрекательство, воровство и убийства. Вот что интересно. И откуда только это в нас берется? Тем более в лучших представителях рода – в правителях. Вчера они сражались бок о бок, а сегодня готовы перегрызть друг другу глотки. И ради чего? Кстати, ради чего пока не совсем ясно, но я очень надеюсь, что Черный Властелин тут окажется не при чем. А иначе я сильно расстроюсь.

Но вот ведь забавная штука. Выходит именно благодаря своим отрицательным качествам люди и выжили, а эльфов и остальных давно и след простыл. В книге есть замечательная сцена, когда измученные герои приходят к пещере волков и, чтобы выжить, прибегают к хитрости. Согласно древнему обычаю один из пришельцев вызывает главаря стаи на равный бой и, победив, занимает жилище побежденного. Мимо четырех валящихся с ног путников проходят десятки мощных волков, способных порвать их в клочья, и не один не нарушает обычая, в то время как человек победил не совсем честно. Выходит, книга проповедует безнравственный образ жизни? «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех»? Вовсе нет. Просто к прогрессу не всегда ведет дорога благородства. Не случайно именно разработки в области вооружений, призванные прекращать жизнь, в итоге ее улучшают.

В целом же книге подходит слоган, придуманный для празднования пятнадцатилетия группы Чайф: «Все только начинается»! А продолжение издательство Рипол-Класик обещает уже очень скоро.

Хранитель Лёлик
01.04.2006