Лучшее за год. Научная фантастика. 2004 год

Сборники "Лучшее за год" в действительности лучший способ познакомиться как со свежими новинками жанра вообще, так и с самим жанром непосредственно. Эта, двадцать первая антология, вышедшая на западе в 2004 году, проведет экскурс почти по всем разновидностям современной научной фантастики. На её страницах вы не встретите разве что космооперы, да и то вследствие масштабности самого этого ответвления. Но вас ожидают злые и добрые инопланетяне, путешествия на машине времени (и без нее) в прошлое и будущее, альтернативная и криптоистория, детектив, триллер, киберпанк, паропанк, рибофанк и даже чисто фэнтезийные существа. Так что другой такой способ показать всю силу и многообразие фантастики для неофита и придумать сложно.
Людей, читающих фантастику регулярно, этот сборник познакомит со свежими рассказам и повестями признанных мастеров, которые столь редко пробиваются на страницы нашей регулярной печати и в планы издательств. Из 29 историй, кажется, только две – "Куки-монстр" Вернона Винджа и "Бродячая ферма" Чарльза Стросса – напечатал раньше ведущий отечественный фантастический журнал "Если". Причем для антологии хьюгоносная повесть Винджа получила новый, и более адекватный перевод.
Не менее титулованный автор Майкл Суэнвик выступил на страницах "Лучшего за год" с небольшим рассказом "Король-дракон", действие которого должно быть развивается во вселенной его популярного романа "Дочь железного дракона". В тексте действительно есть настоящий дракон и это действительно фантастика, а не фэнтези, хотя магия (научная) здесь тоже в ходу.
А вот Мастер альтернативно-фантастического романа Гарри Тертлдав, к удивлению, проигрывает на своем поле менее известному в России Джеффри Лэндису. Оба они избрали темой своих рассказов президентские выборы в США. Но если у Тертлдава выходит нудное воспевание американской демократии, то Лэндис, вводя в текст соперничество технических гениев Эдисона и Теслы, превращает политику в двигатель прогресса.
Кейдж Беркер, чья фэнтезийная "Наковальня мира" стала в этом году дебютом американки в России (если не считать публикации в том же "Если"), представлена в сборнике рассказом из серии про путешествующих во времени агентов некой Компании. На этот раз герои попадают в золотой век Голливуда и пытаются заставить медиамагната Уильяма Херста оказать им услугу. Сам текст рассказа стилизован под классический киношный детектив того времени, с преступлением в замкнутом пространстве и обязательным спиритическим сеансом. Кстати, схожую композицию использует и Джон Кессел в рассказе "Все это правда", где гости из будущего наведываются к Орсону Уэллсу.
Даже для сборника лучших из лучших плотность качественных текстов здесь прямо-таки запредельная. Роберт Рид познакомит вас с древнейшими существами во вселенной, а Терри Биссон проведет по времени вплоть до смерти человечества. Стивен Попкес поднимет проблему самоидентификации клонов в наиболее сильном, на мой взгляд, рассказе подборки, и поспорить в ним за первенство в моем рейтинге может разве что простенький, но очень доходчивый рассказ Говарда Уолдропа об информационной перегруженности человеческого мозга, мешающей людям быть просто счастливыми.
Огромный пласт историй в книге объединен страхом авторов перед будущим. Причем преобладает в них биологическая опасность, заставляющая человека изменяться помимо его воли и терять столь важную для нас индивидуальность. Но и среди них выделяются пронизанные атмосферой паранойи "Аномальные структуры моих глаз" Белла и "Ментагра" Грина, где, совсем в духе культовых "Секретных материалов", правительство готово пойти на все, чтобы скрыть от общества истину.
В итоге вас ожидает более 900 страниц чистого удовольствия, лишившись которого вы совершите преступление против личности. Своей личности.

Хранитель Лёлик
27.12.2005