Артур Филлипс - Египтолог

«Египтолог» оказался находкой скромной, но очень приятной, да еще случайной. К развлекательному чтиву, к которому принадлежит «Египтолог», у меня отношение пренебрежительное, хотя регулярно читаю, отнюдь не развлечения ради, но «Египтолог» к тому же книга стоящая, такая, которую хочется всем-всем порекомендовать.
Действие романа происходит в уже случившемся прошлом, о котором мы узнаём, стряхивая воображаемую пыль, по письмам да дневниковым (и не только) записям, проливающим свет на то, что уже произошло, а иногда – запутывая еще больше. Эти записи, пришедшие из настоящего и переносящие в прошлое, из Египта в Бостон и обратно, единственный способ связать все воедино, ориентируясь на капризную сюжетную нить, за которой, чего уж таить, с интересом следишь.

«Писать о том, что я знаю? Что я знаю… – Автор страдальчески вздыхает. – А о чем писать, если я не знаю ничего?»

Эх, если бы каждый писатель подходил к делу с такой же скромностью, того и глядишь, не пришлось бы так часто страдальчески морщиться от знакомства с очередным аффтором. Артур Филлипс действительно далек от египтологии, о чем он рассказывает в своей «Тайне склепа», но ни разу у меня не возникло ощущение наигранности, искусственности в рассказах о Древнем Египте, о чувствах маниакального (маниакальность – не совсем то слово, это то, что лежит на поверхности, но за ним – все куда сложней) археолога, для которого найти гробницу Атум-хаду стало делом всей жизни – не внешней, но внутренней, делом личного бессмертия, квинтэссенцией его взаимоотношений с царем, погибшем 3500 лет тому назад – возможно потому, что не каждый читатель принимал участие в раскопках древнеегипетский царей, если вообще кто-нибудь что-нибудь знает об этом, кроме намеков на знания, полученных при просмотре документальных фильмов для скучающих домохозяек, а возможно потому, что в книге действительно нет места наигранности, искусственности, а незнание компенсировалось честностью, в меру скромностью, в меру искренними чувствами.
Артур Филлипс не просто поведал детективную историю на экзотическом фоне, он блистательно показал внутренний мир главного героя, наполнил его красками и богатейшими переживаниями, позволил посмотреть на происходящее его глазами, увидеть и – самое главное – почувствовать то, что видит и чувствует главный герой, как он видит, как чувствует, а это дорогого стоит.
Мне лично далеко не про каждую прочитанную книгу хочется поведать, но здесь сущая признательность: хочется поблагодарить Артура Филлипса, но не за увлекательное чтиво, а за чувства, которые его книга пробудила и породила, как минимум, в одном из читателей.

«Ты снова молод, ты снова жив. Ты снова молод, ты снова жив»

Питер Флойд
27.11.2005