Кристофер Прист - Гламур

После террористического взрыва в Лондоне Ричард, главный герой романа Кристофера Приста «Гламур», помимо прочих травм и увечий заполучил и локальную потерю памяти. Классический вариант «тут помню, а вот тут не помню». Из его жизни выпали воспоминания о нескольких последних месяцах, и заполучить их назад из забвения никак не получалось. Но однажды в клинике, где Ричард проходил лечение, появилась Сьюзен, утверждавшая, что она его бывшая девушка. Воспоминания хлынули рекой: французская Ривьера, случайная попутчица, так быстро его очаровавшая, мимолетный роман, переросший в крепкую привязанность, и гламурный Найл – роковая вершина любовного треугольника, разрушившая идиллию.
Какие ассоциации возникают у вас со словом гламур? Обложки глянцевых журналов, модельные показы одежды и красные ковровые дорожки фестивальных лестниц, звезды кино и музыки, одежда и украшения из дорогих бутиков, шик, блеск, шарм и очарование. Роман Приста открывает другую сторону гламура – прямо противоположную. Шотландский гламмер – особые чары, колдовское заклятье. Гламмер колдуны и ведьмы накладывали по просьбе влюбленных на объекты их вожделения, чтобы для остальных мужчин или женщин зачарованные становились невидимыми. И хоть это мастерство давно утрачено, невидимки существуют и по сию пору. Теперь люди делают это случайно и объектом «колдовства» становятся они сами. Замкнутость, скрытность, одиночество, неприметность – вот признаки того, что ваш ребенок или вы сами один из гламов.
Для ребенка быть гламом очень привлекательно. Если вовремя исчезнуть, то у тебя никогда не спросят невыученный урок. На контрольных и экзаменах можно без опаски использовать невидимые шпаргалки. А какой простор для баловства и шалостей? Не нужны карманные деньги, ведь и так можно взять в магазине все, что душе угодно. И в кино можно попасть на любой сеанс.
Но постепенно гламам все труднее становиться видимыми по своему желанию, и тогда проявляются негативные стороны такого положения. Полное отсутствие нормального общения (особенно с противоположным полом), нестерпимое одиночество, отсутствие медицинского обслуживания и как следствие психологические сдвиги. Жизнь глама коротка и подчас трагична. Но жалеть их не стоит. Вы только представьте, сколько невидимых маньяков и извращенцев ходят среди нас? То, что мы их не видим, еще не значит, что они не могут причинить нам вреда. И история Ричарда и Сьезен тому ярчайший пример.
Используя стандартный набор приемов и средств Прист умудряется вместить в объем одного романа кажущийся нескончаемым ворох жанров. Напряженный триллер и увлекательный детектив, философское эссе о человеческой природе и трагедию невозможности любви. Но самое главное в книге – пройти тест на гламурность. Способны ли вы за всеми внешними эффектами рассмотреть ту единственную историю, ради которой все и затевалось? Ведь автор её специально не прячет, а красной линией ведет через все повествование, но вовремя разглядеть её способен не каждый. Если у вас получится, то можете уверенно заходить в пустую кабину лифта. Она действительно будет пуста.

Хранитель Лёлик
21.09.2005