Люциус Шепард – Жизнь во время войны

Будучи в три раза толще предыдущих, новый-старый (1987 года) Шепард по законам сохранения чего угодно должен был стать менее насыщенным. Но, похоже, этому автору законы природы вовсе не указ и книга получилась еще злее, еще жестче, еще, еще, еще. А в остальном все как обычно: море секса, расширяющих сознание веществ и мир, пляшущий под чужую дудку. Скажете неинтересно? Мы уже читали подобное? Нет, такого Шепарда вы еще не читали.

Война. Которую из них вспоминают россияне, услышав это слово? Не сильно рискуя ошибиться, можно предположить, что Вторую мировую. Войну страшную, но понятную – освободительную. Из её характера совершенно очевидно проступает однозначность поведения стран - участников. Трактовать, создавая художественное произведение, такую войну значительно проще, вследствие четкого разграничения добра и зла, разведенного по разным углам. Но при этом вариаций сюжета становится много меньше.
Другое дело война, подобная вьетнамской, а именно она, видимо, послужила Шепарду прототипом. В сущности, тоже оборонительная, но ведущаяся в соответствии с основополагающей доктриной - оборона своей земли, начатая на земле чужой. Кто знает, может и правильно это, вот только различия между агрессорами и защитниками в её рамках не существует. Зло против зла. Что в такой ситуации выбрать? Чем вдохновляться, описывая подвиги или "подвиги" соотечественников. В этом романе на первый план выходит честность. Честность автора с собой и с читателем. Выделение серого цвета из тьмы, вместо полноценного отбеливания одной из сторон. И за это ему огромное спасибо.

“Жизнь во время войны” – история молоденького нью-йоркского паренька, по глупости попавшего под призыв и вынужденного пройти все круги ада, чтобы вернуться к жизни самому, а заодно возродить к нормальной жизни и окружающую действительность.
Тут следует отметить безудержную фантазию Шепарда, сумевшего сделать свой ад оригинальным. В нем отсутствуют привычные по родственным киношедеврам – “Цельнометаллической оболочке” Кубрика и “Апокалипсису наших дней” Копполы – ужасы военных действий. Собственно, их там почти и нет, зато полно околофронтовой жизни, а она получается куда страшнее своей обыденностью. Ведь если разобраться, то это для нас, отстраненных зрителей, Дантов ад непостижим. Его обитателям он должен казаться частью повседневного существования. Точно так же и читателю этой книги ближе к финалу война должна казаться неотъемлемой частью жизни героев. Неприятной, но вполне преодолимой помехой. Рецепт-то давно раскрыт: "Make love not war".
И напоследок. Я достаточно терпимо отношусь к мату в литературных произведениях, но тут им не ругаются – на нем говорят. Не то, чтобы это было минусом для книги, но предупредить следует.

Хранитель Лёлик
29.08.2005