Послано - 24 Марта 2010 : 12:33:48
Ларен Мне очень понравилась первая игра - это меня побудило взяться за чтение книг, которые тогда практически сразу же начали издаваться. Начал, собственно, с "Дезертира". Не понравилось совершенно - оно плохо вписывается как в мир игры, так и в логику вообще. Я уж про литературное качество не говорю. Потом прочитал "Выбор оружия" Левицкого - впечатления были ещё хуже. Наконец, прочитав отзывы на форуме, целенаправленно купил книгу, которую на тот момент больше всего хвалили: "Зону отчуждения" Орехова. Книга оказалась несколько лучше, чем две вышеупомянутые, но не настолько лучше, чтобы её кому бы то ни было советовать. Хромая логика, хромая достоверность, бодрые штампы и средненькая литературность - в ассортименте. Глянул ещё "Песочные часы" в электронном виде и что-то ещё, название чего даже вспомнить не могу... ну, вообще НИКАК. Больше на эту серию не соблазнялся.
По моему, для "Сталкера" пишут книги либо фаны без претензий на литературный дар, либо те, кто на фанатах просто подзаработать пытается (опять же, без претензий на качество).
Вот, примерно так. Если интересно, можете полистать вот эту тему. Там много отзывов имеется.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 25 Марта 2010 : 02:16:30
chashaosa Я не соблазняюсь уже написанным, но это не значит, что заранее отрекаюсь от всего, что ещё будет написано. Надежда умирает последней.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 17 Сент 2010 : 16:03:31
Боюсь, здесь, советов не дадут. Серия " S.T.A.L.K.E.R. " не нашла отклика в большинстве жестоких сердец кубиков. Попробуйте спросить здесь
Послано - 17 Сент 2010 : 19:43:09
Так за последний год ничего путного в серии не вышло. Либо откровенная халтура от профессиональных писателей, либо детские пописки с СИ. На меня самое сильное впечатление произвела трилогия Колентьева - http://zhurnal.lib.ru/k/kolentxew_a_s/ Но, по всей видимости ее издавать не будут
Послано - 11 Марта 2011 : 18:10:50
Волей случая прочитал книгу Антона Первушина "Первая экспедиция". Как ни странно, читалось лучше, чем то, что попадалось мне в этой серии раньше (даже лучше хвалёного Орехова). Литературный язык у автора подвешен, да и фантазия упрямо пытается вырваться за рамки боевичка категории "Б" - это плюс. Ну, ещё не "классический стиль", конечно, но уже и не Левицкий с Недорубом - уже хорошо. Правда, сам автор в предисловии Левицкого за "Выбор оружия" и ценные советы благодарит, но тут уж, как говорится...
Собственно, это всё хорошее, что я могу о книге сказать. Дальше - как обычно, букет детских болезней серии.
В выходных данных книга, разумеется, объявлена романом. М-да... Хорош роман на 10 глав... впрочем, об этих главах - позже.
Завязка сюжета банальна - в Зоне пропала научная экспедиция, и, ясный пень, кому ещё мчаться на её спасение, как не бывшему сталкеру и кучке его немолодых друзей (бывших почти сталкеров). Ну, в самом деле, кто ещё ради каких-то учёных почешется? Герой тоже не почесался бы, но у него в пропавшую экспедицию дочь затесалась - надёжный, проверенный тыщей сюжетов стимул. А друзья (ну, типа друзья) – у них стимулы не менее надёжные, уж поверьте.
В общем, сюжет - довольно шаблонный, почти все события случаются "вдруг", под гром спрятанных в кустах роялей и напоминают линейный сценарий, что автор в финале попытался изящно объяснить, мол "в этом и была фишка - всё было кем-то со стороны срежессировано и разыграно... потому, что так было надо!"
Замечательно характеризует очередную книгу о Зоне следующий факт: первая её часть условно отведена подготовке спасательной операции, вторая – непосредственному этой операции проведению. Так вот, первая часть – это примерно две трети «романа». И заметьте, главы при этом строго поделены между частями: пять на первую, пять на вторую. Возможно, автор просто не смог (или поленился) придумать для глав достаточно говорящих названий, намекающих на известные советские фильмы. Ведь если вдуматься, никакого иного смысла в словосочетаниях вроде «Зона особого внимания», «Обыкновенная Зона» и «Берегись Зоны!» нет. Названия эти сюжету соответствуют чуть больше, чем никак, они не более чем игровые «пасхалки» для «тех, кто догадается». И вообще заметно, что Первушин увлекается всякими аллюзиями на нашу книжно-игровую реальность. Фиг бы ещё с отсылками, собственно, к игре и другим играм серии, но чего стоят его окучивающие Зону мегакорпорации GSC World и АСТ-М. Чего стоит желчное, презрительное «фи» Либрусеку, увековеченному в образе некоего сталкера… Несерьёзно как-то это всё, примитивно, а на фоне распиханных по тексту пространных наукообразных теорий…
Кстати, о теориях: их в книге много. Складывается впечатление, что автор пытался уйти с заливных лугов боевика на минные поля НФ… но через десяток шагов благополучно подорвался и истёк фантазией в сырую землю. Потому, что наукообразие – не есть замена научности, наукообразие нужно только для того, чтобы в нужном месте создать нужный антураж. В наукообразие никто не станет всерьёз вдумываться и искать там крупицы истины, поэтому когда его много, оно просто перегружает текст, делает его скучным. Те, кто книгу прочитал, могут возразить, мол, экшена в произведении – более чем. Угу, экшен – есть. А динамики – нет.
Авторы серии S.T.A.L.K.E.R. (впрочем, не только они) никак не понимают, что динамика в художественном произведении создаётся вовсе не бешеным галопом по пересечённой местности с быстрой сменой картинок, стрельбой и разбитыми мордами героев. И напряжение – оно тоже не этим создаётся. Можно читать практически перманентный боевик Левицкого и засыпать над бесконечными перестрелками. Можно, сам проверил! Так вот, у Первушина – немногим лучше. Между тем, один короткий эпизод «Пикника на обочине», где вообще нет никакой стрельбы, и поныне читается с большим напряжением, чем любой из толстенных «боевитых» фанфиков по игре. Да даже сама игра «читается» динамичнее и напряжённее этих фанфиков! В игре есть то, что мы привыкли называть атмосферой, а в «Первой экспедиции» от атмосферы игры – жалкие клочки.
Герои… да о них, в общем, нечего и сказать-то особо. Сопереживать никому особо не тянет, кто-то более картонный, кто-то менее… Все описаны более-менее подробно, но изюминки почему-то нет ни в ком. Есть они – и ладно. А как до отношений между ними по тексту доходило – так местами думалось, что лучше бы их и не было, что ли. Спектр этих отношений: от штампов до школьной какой-то наивности. Мальчик девочку спас – мальчика любят. Даже если раньше пылко любили другого мальчика. Или об этом мальчике вообще ничего не слышали. Ещё герои периодически тычут друг в друга пистолетами, разбивают друг другу морды и выясняют кто кому друг, а кто – портянка. В общем, жЫзненные такие отношения. Фильмов категории «Б».
И, наконец, сюжетные коллизии. Поскольку они выстроены по шаблону, то большей частью просчитываются и предугадываются задолго до того, как автор подходит к их описанию. Когда ещё в начале книги появились подробности о том, как именно пропала научная экспедиция, я уже не сомневался кто кого на самом деле спасал в прологе. Чуть-чуть не угадал кто именно направляет действия главгероя сотоварищи (думал, это главгерой и есть). А когда дошло до описания «других пространств», начал ждать когда прозвучат слова ИГРА и ИГРОКИ. Автор на 100% оправдал мои ожидания в финале – там заветные слова появились, как по заказу.
Первушин попытался сыграть на паханом-перепаханном поле временных парадоксов, и у него мало что внятного из этого вышло. Он заблудился в логике собственных героев, напустил наукообразного туману, а на выходе выдал пшик. Причём, сам же понимал, что с логикой происходящего есть проблемы (это проявляется в периодически высказываемом вслух недоумении героев), но выправить ситуацию не смог и всё свёл к банальщине: «мы так делали, потому что так было по сценарию». Пойти чуть дальше и озвучить вопрос «а кто тогда написал сценарий?» автор не рискнул – вся логика событий тогда рухнула бы к чертям. Вот только формула «промолчу – сойду за умного» для подобных случаев не работает. Поздно уже молчать, когда столько слов сказано, нужно договаривать до конца и расписываться в бессилии собственной фантазии.
Таким образом, Антон Первушин присоединяется к плеяде авторов Из Этого Что-то Могло Получиться Но Увы. Для меня в серии S.T.A.L.K.E.R. подобных уже пятеро.