Послано - 06 Апр 2011 : 19:07:51
По рекомендации Эки-Ры, засмотрел Опочтарение. Оригинал не читал, поэтому судить, насколько фильм далек от книги не готов. Но как самостоятельное произведение - ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. Давно я не смотрел, как рассказывают историю! Великолепные ощущения!
Эт - от настроения зависит. До фильма, Хрякус определённо нравился меньше. После фильма - обогатился ассоциациями... а Жнец, при очередном перечитывании - вдруг не пошёл
Терри Пратчетт решил уйти из жизни с помощью эвтаназии
Знаменитый фантаст начал оформление документов для швейцарской клиники «Dignitas», где пациентам помогают умереть Популярный британский писатель Терри Пратчетт начал оформлять документы для швейцарской клиники «Dignitas». Как сообщают «Аргументы недели», некоторое время назад врачи обнаружили у знаменитого фантаста редкую форму болезни Альцгеймера. К своему диагнозу писатель отнесся философски, и спустя некоторое время решил уйти из жизни добровольно.
Во время недавней встречи с прессой на фестивале документальных фильмов «Doc/Fest», в котором Пратчетт принимал участие, он признался, что в жизни его пока держит одна «проклятая книга, которую надо закончить». Терри Пратчетт снял документальную киноленту под названием «Выбирая смерть» («Terry Pratchett: Choosing to Die»). Фильм рассказывает о британском миллионере Питере Смедли. Узнав о неизлечимом заболевании головного мозга, Смедли также добровольно ушел из жизни, выбрав для этого клинику «Dignitas». Рассказав историю зрителям, Пратчетт решил пойти по стопам Смедли.
Из всех произведений Пратчетта наибольшей популярностью пользуется цикл сатирического фэнтези про так называемый Плоский мир – Discworld. Тиражи книг Пратчетта в мире превышают 50 миллионов экземпляров.
Терри Пратчетт решил уйти из жизни с помощью эвтаназии
Знаменитый фантаст начал оформление документов для швейцарской клиники «Dignitas», где пациентам помогают умереть Популярный британский писатель Терри Пратчетт начал оформлять документы для швейцарской клиники «Dignitas». Как сообщают «Аргументы недели», некоторое время назад врачи обнаружили у знаменитого фантаста редкую форму болезни Альцгеймера. К своему диагнозу писатель отнесся философски, и спустя некоторое время решил уйти из жизни добровольно.
Во время недавней встречи с прессой на фестивале документальных фильмов «Doc/Fest», в котором Пратчетт принимал участие, он признался, что в жизни его пока держит одна «проклятая книга, которую надо закончить». Терри Пратчетт снял документальную киноленту под названием «Выбирая смерть» («Terry Pratchett: Choosing to Die»). Фильм рассказывает о британском миллионере Питере Смедли. Узнав о неизлечимом заболевании головного мозга, Смедли также добровольно ушел из жизни, выбрав для этого клинику «Dignitas». Рассказав историю зрителям, Пратчетт решил пойти по стопам Смедли.
Из всех произведений Пратчетта наибольшей популярностью пользуется цикл сатирического фэнтези про так называемый Плоский мир – Discworld. Тиражи книг Пратчетта в мире превышают 50 миллионов экземпляров.
Каждый автор, изображая своих героев, дает им кусочек себя - больший или меньший. Любимый герой ТП - Ваймс. Принципиальность, несгибаемость, решительность. "Правосудие должно свершиться..." А вы представляете Ваймса, который, зная о подобном заболевании, лежал бы себе тихонько в гамаке в поместье супруги под надзором ее и нянек, и медленно впадал в маразм?
Играя словами, мы движемся в ночь, где наши слова - не игра.
Каждый автор, изображая своих героев, дает им кусочек себя - больший или меньший. Любимый герой ТП - Ваймс. Принципиальность, несгибаемость, решительность. "Правосудие должно свершиться..." А вы представляете Ваймса, который, зная о подобном заболевании, лежал бы себе тихонько в гамаке в поместье супруги под надзором ее и нянек, и медленно впадал в маразм?
Играя словами, мы движемся в ночь, где наши слова - не игра.
Да, с вами согласен. Жизнь - жестокая штука. Жаль ТП, ведь он один из лучших писателей 20 века, да и человек наверняка хороший.
Послано - 09 Окт 2011 : 21:32:36
Таки НЕ ВСЕ! Новая книга Претчетта, СНАФФ, из плоского мира в лидерах продаж на Амазоне! А для англоговорящих - интервью Пречетта, взятое Нилим Гейманом!!! (внизу страницы)
Послано - 11 Окт 2011 : 08:28:29
Сир Пратчетт уже давно борется с болезнью, организовывает фонды для поиска лекарства и выступает за эвтаназию в UK. Согласно статьям, он договорился со швейцврской клиникой и действительно может решится уйти из жизни. Опять же, согласно статьям, семья отговаривает.
А никто не читал серию Mapp с картами? Стоит покупать и есть ли они в переводе в России?
Послано - 11 Окт 2011 : 15:13:27
myread Что за серия? В западных изданиях очень часто включены карты Анк-Морпорка. В наших их нет вообще, если правильно помню. У меня есть наше иллюстрированное издание "Последнего Героя", очень здорово оформлено.
Послано - 05 Дек 2011 : 16:36:10
Читаю "Вцепись в глотку". Ну, народ, находящийся в одном со мной вагоне метро, как минимум недоумевает, когда дядька в возрасте и в приличном костюме разражается громоподобным хохотом, потом сгибается пополам, и медленно выпрямляется с красной рожей и слезами (от смеха ) в глазах... Но ведь, кто не любил читал, тот не поймет.
Главная ведьма (Матушка Ветровоск) опаздывает на крестины. Король говорит второй ведьме (Нянюшке Ягг), крутой, как кипяток, что раз той, другой нет, то крестной будет она. Нянюшка улыбнулась и морщинок на ее лице стало вдвое больше. - Знаешь что? Я просто постою рядышком, пока матушка не появится, хорошо?
Надо блин знать, кто такая нянюшка, и кто такая матушка, чтобы представить себе эту ситуацию, и только тогда это будет сногсшибательно смешно, а иначе - просто непонятно... Меня даже сейчас ржач разбирает... Не, у любителей Терри Претчетта явно проблемы с головологией...
Послано - 08 Дек 2011 : 23:00:28
Дочитал Вцепись в горло. Мне показалось, что Автор типа слил концовку (когда разбудил старого графа). Не вижу смысла в этом действии совершенно. И еще один негативный момент - Матушка в дамах и господах, кажется, поместила свой разум в пчел. Тут аналогичная (по сути, на мой взгляд) фигня... Типа самоповтор и все такое. И при всем при этом - ГЕНИАЛЬНОЕ произведение!!! Мудрая и серьезная книга, и при этом обхохочешься (если в теме...) Пречетт лучший!!!
Послано - 08 Дек 2011 : 23:28:34
Концовка куда глубже, чем кажется на первый взгляд.
Когда-то давно я сформулировал для себя тезис: Законы придумывают не для того, чтобы защищать слабых от сильных - это побочный эффект. Законы в первую голову нужны сильным - чтобы в любимой ими игре хватания за горло существовали разумные ограничения. И если таких ограничений не будет - то сильные быстро перережут друг дружку - а оставшихся додавят слабые - скопом, как те крестьяне у Сапковского давили дракона.
Поэтому городские вампиры блюдут правило "ни капли!", а Старый Граф учит молодых ограничениям в соблазнении - чтобы деревенские помнили, что ночь всегда ждет за углом, в замке.
Интересно, что в фильме практически на ту же тему - Убить Дракона - Захаров не справился с собственным вопросом. Фильм безнадежен, а у Праттчета надежда имеется.
Законы в первую голову нужны сильным - чтобы в любимой ими игре хватания за горло существовали разумные ограничения.
И для вящего упорядочивания управления - уже во времена Хаммурапи
Но на Мире Диска у Терри Пратчетта, ведьмозащитная система провинции построена просто фантастически! Социопаты-нонконформисты, ведьмы - в принципе не способны объединиться для того, чтобы кого-то там подавлять и угнетать. Но у сильнейших ведьм - существует консенсус в отношении определённых "понятий". И это позволяет достаточно эффективно контролировать случаи, когда у ведьм - окончательно срывает крышу. Как у той же сестрички Гранни Лилли.
В этой же книге, особенно забавно было то, как Пратчетт ударил по расхожему мифу - логикой и здравым смыслом. В самом деле, с чего бы это комару получать возможность на нас влиять? Напился нашей крови, значит сам - подвергся влиянию! Мы - то, что мы едим. А не наоборот
Ну и Гранни. Она же - с детства над собой издевалась, пресекая все свои естественные порывы - в пику старшей сестре. Ну, ещё и крови ей пить захочется, так на фоне прочих подавленных желаний - как бы не облегчение (простое, конкретное, физическое такое извращение, а не...). А вот бедняги вампиры, которые никогда себя в основных порывах - не сдерживали и... вдруг захотели... чаю - вот где позорище-то!
"Не смейте и заикаться о том, что мой Фини - не полицай! Он - полицай, как его отец, его дед - и его прадед, до него". Она запнулась на мгновенье - и продолжила, через силу: "Извините, вырвалось, его прадед был преступником - но ведь это в любом случае - практически то же самое, что полицай!"
И - Нобби, если ты увидишь гоблина, воняющего, как сортир, голубого и светящегося, ну, это - тоже полицай - и не забывай об этом!
"Roberta E. Biscuit" - имя судна, на котором Ваймс путешествует после "вояжа" на Чудесной ...зде (Wonderfull Fanny, что ли). Может ли Пратчетт не знать русского? (Вопрос встаёт не в первый раз ;) ).
Для современной науки и технологий остаётся очень мало принципиально невозможного. Когда можно годами ждать отладки ноу-хау...
Беда в том, что в тот момент, когда публикуются результаты передовых исследований, тех, у кого симптомы более-менее скоротечного заболевания обнаружили, да не вчера... это - уже не про них.
Для современной науки и технологий остаётся очень мало принципиально невозможного. Когда можно годами ждать отладки ноу-хау...
Беда в том, что в тот момент, когда публикуются результаты передовых исследований, тех, у кого симптомы более-менее скоротечного заболевания обнаружили, да не вчера... это - уже не про них.
Послано - 14 Апр 2014 : 11:05:07
Терри Пратчетт - Только ты можешь спасти человечество
Первая книжка из серии про Джонни Максвелла. Герой - мальчик, увлекающийся компьютерыми играми. Его друзья - юные крекеры(взламывающие программы подростки). Время - начало 90-х. Основная сюжетная идея - мальчик узнает, что пришельцы из игры, в которую он играет("Только ты можешь спасти человечество") - умирают по-настоящему, и что условия заранее несправедливы - пришельцы из игры никого из людей убить не могут, потому что люди всегда перезапускают игру и возвращаются. Далее мальчик пытается помочь этим пришельцам, как - сюжет раскрывать не буду. Потому, что хотя книга нацелена на детскую аудитория, я прочитал её с интересом. Hапомнило немного пелевинского "Принца госплана", по антуражу. Забавны характеры детей-будущих фидошников и хакеров - всё это автор верно углядел, как феномен сетевой культуры будущего. Также интересны события, которые разворачиваются со взрослыми параллельно - семья в которой живет мальчик разваливается, все идет к разводу.
В довершение всего к Джонни в комнату поднялся отец -- исполнить родительский долг. Это случалось примерно раз в две недели, и тут уж ничего нельзя было поделать. Приходилось мириться с тем, что добрых двадцать минут тебя будут допрашивать об успехах в школе и задумывался ли ты всерьез над тем, кем хочешь стать, когда вырастешь.
Главное было -- не поощрять. Hо по возможности вежливо.
Отец уселся на край кровати и внимательно оглядел комнату, словно видел ее впервые.
После обычных расспросов об учителях (тех, с которыми Джонни расстался еще во втором классе) отец ненадолго засмотрелся в пустоту, а потом сказал:
-- Что-то мне в последнее время не везет. Да ты, наверное, и сам заметил
-- Hе-а.
-- С работой не очень. Hе лучшее время начинать новое дело.
-- Угу.
-- У тебя все в порядке?
-- Угу.
-- Ты ни о чем не хочешь поговорить?
-- Hе-а. Пожалуй, нет.
Отец снова оглядел комнату. Потом он сказал:
-- Помнишь, в прошлом году мы втроем ездили на неделю в Фолмут?
-- Угу.
-- Тебе ведь понравилось, правда? Джонни тогда сгорел на солнце, подвернул на каких-то камнях ногу, и каждый день его поднимали в половине девятого утра, хотя считалось, что это каникулы. А перед единственным на всю гостиницу телевизором засела какая-то старушенция, которая ни на секунду не выпускала пульт из рук. #
-- Угу.
-- Hадо бы опять съездить. Отец смотрел на него в упор.
-- Угу, -- сказал Джонни. -- Hеплохо бы.
-- Как <<Космические захватчики>>?
-- А?
-- <<Космические захватчики>>. Такая игра, компьютерная...
-- А что, теперь это называется как-то иначе? <<Космические захватчики>>... В них можно было сыграть в любой пивной... это еще до твоего рождения. По экранурядами маршировали треугольные зеленые пришельцы с шестью ногами, и надо было в них стрелять.
В общем, советую. Вещица может не ах-ах-ах какая, не поразительная, но очень приятная по настроению. И вообще. Для детей это очень захватывающая книга. Только её не очень-то купишь в подарок, наверное
Послано - 25 Апр 2014 : 09:23:39
И мне кажется. Если в начале порядок имеет какой-то смысл. Но уже после книги четвертой - читать можно как угодно. У каждой книги своят тема, а герои не связаны с предыдущим действом
Послано - 01 Мая 2014 : 09:57:45
Люди ковра. Первое произведение Автора, созданное им в 17 лет и затем, через дцать лет обновленное. Хорошее доброе фэнтези. События происходят в привычном нам всем мире, но с непривычного ракурса))). Пречетт рулит.
Послано - 13 Марта 2015 : 12:14:52
"Я проснулся и сразу же услышал новость: сэр Терри Пратчетт ушел из жизни. Я знал, что этот момент неизбежно приближается, но, как и кончина Роберта Джордана восемь лет назад, он обрушился на меня словно гром среди ясного неба.
Многие из вас знают о моей любви к книгам Пратчетта. Если вы не в курсе, здесь [vk.cc/3z2O9y] можно найти статью, написанную мною не так давно. Когда я ее писал, то беспокоился, что ударился в преувеличения. Теперь же, обращаясь к ней снова, мне кажется, что я сказал недостаточно. Многие мои знакомые читатели, особенно в Штатах, так и не открыли ни одной книги Пратчетта.
Это огромная потеря для жанра и для всего мира. Мы лишились чего-то совершенно удивительного. Из всех писателей, чьи книги я читал, Пратчетт казался самым человечным. В его одной простой насмешливой фразе было больше истины, чем в сотне томов остросоциальной драматической литературы. В отличие от большинства сатириков, которые используют юмор как оружие, постоянно жаждущее крови, Терри никого не резал и не дубасил. Для этого он был слишком умен. Он просто присаживался рядом с вами на высокий табурет, обнимал за плечи и рассказывал что-то нелепое, гениальное и смешное одновременно. И неожиданно мир становился немного лучше.
Не то чтобы он сдерживался или не бывал язвительным. Но он как будто облагораживал каждую тему, которой касался, даже если принимался ее критиковать. Он выбивал из нас спесь и эгоизм, а мы, к своему удивлению, обнаруживали, что вполне способны жить без этих вещей.
И мы становились все лучше.
Сэр Терри, примите мою искреннюю благодарность. Не думаю, что, несмотря на общее признание, мир по-настоящему знает, что потерял в вашем лице, не говоря уже о жанре фэнтези. Со своим пренебрежительным отношением к вам наши сверкающие награды сделались смешными и несущественными, хотя я сомневаюсь, что они вас вообще хоть как-то заботили.
Самый достойный способ, которым я могу почтить его память, — послание. Тем, кто это читает. Почему бы вам не попробовать оценить наследие этого человека? Если бы меня спросили, какого автора фэнтези нашего времени будут больше всего читать в будущем, все свои деньги я поставил бы на книги сэра Терри Пратчетта.
Предлагаю вам начать путешествие по Плоскому миру с романов «Правда», «Опочтарение» или «Стража! Стража!»..."
Послано - 11 Июня 2019 : 07:06:03
Терри Пратчетт и Нил Гейман: «Благие знамения»
Как ни странно, раньше я эту книгу не читал. Но узнав, что по ней сняли небольшой сериал, решил, что надо бы прочесть книгу, прежде чем этот сериал смотреть. Прочёл – и, надо сказать, не пожалел. Такого весёлого, безбашенного и хулиганского Армагеддона в мировой литературе, кажется, ещё не было! Всё, вроде бы, развивается по канону: рождается Антихрист, наступают последние дни, четыре всадника... ох, извините, четыре байкера Апокалипсиса уже начали своё шествие по Земле, небесные воинства и легионы ада готовятся к последней решающей битве... Но как всегда, находится одно «но». Вернее, даже не одно, и не два. Во-первых, Антихриста потеряли. Да, он где-то на Земле, жив-здоров, растёт понемногу – но совершенно непонятно, где, и что он станет делать, когда настанет час «Х». Во-вторых, давно обретающиеся на той же Земле ангел Азирафаэль и демон Кроули успели тут пообвыкнуть и полюбить мир людей, и совершенно не желают, чтобы ему настал конец. Эта парочка знает друг друга не одну тысячу лет, успела почти сдружиться – и теперь всеми силами старается помешать наметившемуся концу света. К сожалению, ни демон, ни ангел неспособны проигнорировать или нарушить приказы своего небесного (и, соответственно, адского) начальства: такова их природа и сущность. Но так ли это на самом деле? По крайней мере, они оба попытаются. А тут ещё в дело вступает потомственная ведьма Анафема Гаджет, вооружённая книгой чрезвычайно точных, хотя и заковыристо изложенных пророчеств, написанной в средние века её далекой родственницей Агнессой Псих. Также к общему веселью подключается парочка ведьмоловов, а у юного Антихриста уже успела образоваться компания столь же юных, но верных друзей, а также собака – адский цербер Барбос, которому жить среди людей, гонять кошек и ловить крыс нравится куда больше, чем пугать и рвать в клочья грешников в преисподней. В общем, пристегните ремни и держитесь: Апокалипсис начинается! Гейман и Пратчетт прекрасно сработались (не хуже Кроули с Азирафаэлем): книга вышла цельная, бесшабашная, очень смешная, написанная с юмором и неудержимой фантазией, с любовью практически ко всем персонажам и с лихо закрученной интригой, а также с огромным количеством отсылок, аллюзий и цитат не только из Библии, Откровения Иоанна Богослова и различных книг пророчеств, но и из куда более современных книг, фильмов и песен группы Queen (и не только). Читалась она легко и увлекательно – разве что кульминация показалась несколько затянутой: слишком уж долго юный Антихрист дискутировал с Метатроном и Вельзевулом, вместо того, чтобы... Зато развязка порадовала, вполне компенсировав затянувшуюся кульминацию. Итого: весёлая, добрая и увлекательная книга о настоящей дружбе, об извилистых путях Судьбы (или Божьего промысла) – и, конечно же, о конце света! Рекомендуем.
Послано - 11 Янв 2021 : 12:28:49
Англичане взялись-таки экранизировать подцикл Стража. Минус - это первый раз, когда Мир Диска экранизируется "по мотивам". И очень современно, увы. Да, Ветинари была женщиной (с) Новые Амазонки ака Сексмиссия.
Но если закрыть на всё это глаза, в остальном... на удивление неплохо!
Ну и аррестованный по обвинению в воровстве Президент Гильдии Воров приобрёл новое звучание - по итогам лихих нулевых.
Послано - 09 Фвр 2021 : 18:21:25
Плоский мир на плоском экране:, какими были экранизации Терри Пратчетта
В начале января 2021-го на телеканале BBC America стартовала «Стража», вольная восьмисерийная адаптация одноимённого книжного цикла британского писателя Терри Пратчетта. Причём адаптация настолько вольная, что, по сути, от первоисточника на экране остались лишь имена, несколько сюжетных поворотов и отдельные элементы сеттинга.
Действие «Стражи» по-прежнему разворачивается в Анк-Морпорке, городе, в котором помимо людей живут тролли, гномы и говорящие собаки. Здесь узаконены преступления, существуют гильдии воров и наёмных убийц, над городским пейзажем возвышается огромная башня Незримого университета, университетской библиотекой заведует орангутан, а одна порция клатчского кофе все ещё способна отрезвить даже мертвецки пьяного человека. Но на этом, пожалуй, сходства и заканчиваются.
Подобным подходом «Стража» кардинально отличается от всех предыдущих телевизионных адаптаций Плоского мира, которые всегда обходились с первоисточником очень бережно. О них и поговорим.
Первая экранизация цикла про Плоский мир вышла в 1997 году, когда компания Cosgrove Hall Films выпустила мультсериал «Плоский мир Терри Пратчетта». Точнее, даже два мультсериала, поскольку «Плоский мир» состоял из двух самостоятельных историй: «Роковой музыки» и «Вещих сестричек».
В девяностые Cosgrove Hall была довольно значимым игроком в британской анимации. Студия выпустила популярные мультсериалы «Опасная мышь» и «Граф Дакула». К тому же, аниматорам Cosgrove уже доводилось сотрудничать с Пратчеттом во время адаптации его не связанного с Плоским миром романа «Угонщики», первой книги трилогии о живущих по соседству с людьми миниатюрных существах — номах.
Премьера «Роковой музыки» состоялась на неделю раньше «Сестричек». История начинается в Лламедосе, небольшом горном краю, в котором вечно идёт дождь. Молодой арфист Дион Селин (в нашем переводе, в оригинале он Имп И Келин) решает, что не хочет всю жизнь копаться во влажной земле, как это повелось у всех мужчин в его роду. Дион мечтает стать бардом и отправляется ловить удачу в Анк-Морпорк, город, куда, в конечном итоге, приводят все дороги Плоского мира.
В Анк-Морпорке Дион случайно разбивает свою арфу и в таинственной и полной необычных предметов лавке находит ей замену — гитару, которая словно взывает к нему из-под груды наваленных сверху вещей.
Юноша заводит знакомство с двумя другими начинающими музыкантами — трубачом Золто Золтссоном (гном) и ударником Лавой Купоросом (тролль). После не вполне удачной беседы с руководством Гильдии Музыкантов (в Анк-Морпорке нельзя играть музыку без лицензии Гильдии, а лицензия стоит столько, сколько начинающие музыканты и за год не заработают), троица решает выступать нелегально и создаёт «Рок-группу», играющую «музыку, в которой звучит глас Рока».
«Рок-группа» собирает стадионы, у неё появляются фанаты, последователи и подражатели, их выступления приводят к появлению на Плоском мире музыкальных фестивалей, первых звукозаписывающих устройств, мотоциклов и прочих атрибутов современного шоу-бизнеса. Вот только музыканты сами не понимают, что за музыку они исполняют, а у Диона возникают подозрения, что это не он играет на гитаре, а гитара — на нём.
Более того, в жизнеизмерителе Диона уже закончился отведённый ему песок, и лишь таинственная синяя субстанция не позволяет юноше умереть. Однако кто знает, как долго продлится её вмешательство и какие планы у неё на будущее музыканта. Разбираться с этим придется Сьюзен Сто Гелитской, шестнадцатилетней внучке Смерти, которой пришлось принять на себя дедушкины обязанности, поскольку Смерть отдалился от дел и ушёл в самоволку, чтобы научиться забывать.
Мультсериал довольно точно следует тексту романа, следя за тем, чтобы все важные элементы истории остались на своих местах. Разумеется, некоторыми персонажами, сценами и целыми второстепенными линиями пришлось пожертвовать. Но их исчезновение ощущается куда меньше отсутствия построенных на игре слов шуток, остроумных лирических отступлений и пространных комментариев, которыми так славится проза Пратчетта и которые никак не смогли бы в первозданном виде перебраться на экран.
С другой стороны, создатели мультсериала сполна воспользовались возможностями анимации, продолжив и развив основные идеи романа. В книге сэр Терри только пишет о том, что музыка «Рок-группы» напоминала отдельные музыкальные коллективы и стили нашего мира, но на экране мы можем видеть, как именно выглядели музыканты и что именно они играли. На примере короткого турне «Рок-группы» по городам равнины Сто и вовсе можно проследить за эволюцией рок-музыки от рок-н-ролла пятидесятых и Beatles до Джими Хендрикса, психоделики семидесятых, Blues Brothers и панк-рока.
«Роковая музыка» оставляет двойственные впечатления. С одной стороны, это вполне самостоятельная одиночная история, главные герои которой, Дион, Золто и Лава, не появятся больше ни в одной из книг Пратчетта, так что знакомство с первоисточником в данном случае не играет решающего значения. С другой стороны, «Роковая музыка» входит в условный цикл о Смерти и является третьей книгой цикла, так что всякий раз, как на экране заходит речь о родителях Сьюзен, у зрителя возникает ощущение, что он упускает часть истории.
Кроме того и книга, и мультсериал пародируют современную музыкальную индустрию, так что от зрителя потребуется как минимум умение отличить Beatles от Led Zeppelin.
В обоих мультсериалах Смерть озвучивал сам сэр Кристофер Ли
Столь же двойственное впечатление производит визуальный ряд. Художникам вроде бы и удалось передать яркие музыкальные образы персонажей на каждом концерте, но в целом анимация выглядит довольно грубой, а шестнадцатилетняя по сюжету Сьюзен и вовсе нарисована так, будто ей не шестнадцать, а все шестьдесят.
Для мультсериала о рок-музыке просто необходим соответствующий саундтрек, и музыкальное сопровождение, написанное композиторами Китом Хопвудом и Филом Бушем, в целом передает дух пародируемой эпохи. Хотя по-настоящему запоминающихся композиций получилось всего две — прощальная песня Диона на музыкальном фестивале в финале сериала и сыгранное там же соло на восстановленной арфе.
Ведьмы Овцепикских гор
В отличие от «Роковой музыки», главные героини «Вещих сестричек» — матушка Ветровоск, нянюшка Ягг и Маграт Чеснокк — действуют сразу в нескольких романах Пратчетта, но именно «Сестрички» стали их первым совместным появлением на страницах.
Как и в «Музыке», сюжет «Вещих сестричек» практически полностью построен вокруг одной конкретной темы — в данном случае, творчества Уильяма Шекспира. Потенциальный зритель может и не читать ничего из книг Терри Пратчетта, но вот знакомство с содержанием «Макбета», «Гамлета» и «Короля Лира» точно не повредит, хотя и не требуется в обязательном порядке — сюжет «Сестричек» достаточно прост и прямолинеен. Это история о верности и предательстве, о силе искусства и о том, что правду никакая ложь не утаит.
В королевстве Ланкр государственный переворот. Король Веренс I погибает от рук своего кузена, злобного герцога Флема. Герцог посылает убийц и по следу сына короля, но наследника престола в последний момент совершенно случайно спасает троица ведьм, собравшаяся на свой «шабаш» неподалёку от стен замка.
Ведьмы отдают малыша на воспитание странствующей труппе актёров и надеются, что, повзрослев, он вернётся и займёт по праву принадлежащее ему место. Однако Флем и его коварная жена с каждым днем всё сильнее терроризируют земли Ланкра, и ведьмы быстро понимают, что королевство просто не дождётся, пока принц достигнет совершеннолетия. И это ещё при условии, что он вообще захочет бросить театр и стать королём.
«Вещие сестрички» — очень трогательная и яркая история, полная колоритных персонажей. Чего стоят одни только ведьмы: если в «Макбете» они были жестокими и коварными существами, то у Пратчетта они заботятся об округе, лечат и помогают соседям и пользуются безграничным уважением местных жителей, а на шабаш собираются, чтобы выпить чайку с лепёшками.
Испортить впечатление от просмотра способна разве что анимация, которая по сравнению с «Роковой музыкой» стала только хуже. Фоны и дальний план выглядят ещё нормально, но когда камера переключается на лица героев крупным планом, начинается настоящий кошмар.
С момента премьеры «Роковой музыки» и «Вещих сестричек» прошло целых десять лет, прежде чем Плоский мир получил новое телевизионное воплощение. В 2006 году продюсерская компания The Mob приобрела права на экранизацию романа «Санта-Хрякус». Премьера двухсерийного фильма режиссёра Вадима Жана состоялась на Sky One в декабре 2006 года и заняла центральное место в рождественской программе канала.
Скорее всего, телевизионщиков привлекла почти что рождественская тематика романа (в конце концов, в Плоском мире Страшдество — это аналог Рождества, только приходится на 32 декабря, а Санта-Хрякус выполняет функции Санта-Клауса), но в их выборе была некая символика. «Санта-Хрякус» — это следующий за «Роковой музыкой» роман из цикла о Смерти и Сьюзен, которой снова приходится примерить на себя дедушкину мантию.
Правда, на этот раз у Смерти более важная причина отвлечься от своих непосредственных обязанностей — в ночь перед Страшдеством таинственным образом исчезает Санта-Хрякус. Казалось бы, какая разница, есть он или нет, ведь дети всё равно рано или поздно перестают верить и в него, и в Зубную фею, и в прочих героев детских сказок? Однако Смерть, в отличие от человечества, помнит всё, что случилось в истории Плоского мира. Он помнит, что поначалу Санта-Хрякус выполнял совсем иные, куда более важные функции, и если вера в него не восстановится до страшдественского утра, солнце просто больше никогда не взойдёт.
Поэтому Смерть напяливает накладную бороду и красный костюм, натягивает остроконечные эльфийские уши на своего слугу Альберта, собирает в упряжку могучих кабанов и отправляется разносить подарки по печным трубам и носкам. На плечи Сьюзен тем временем ложится задача разобраться в причинах исчезновения духа Страшдества.
«Санта-Хрякус» относится уже к более позднему периоду творчества Пратчетта, когда автор перестал писать откровенные пародии и стал работать над более сложными, серьёзными многослойными, хотя и не лишёнными сатиры и юмора произведениями. И Жан, казалось бы, обращается с первоисточником весьма бережно — роман перенесён на экран с минимальными купюрами. Но одним из изменений оказался оказался более мрачный по сравнению с ранними книгами тон — фильм получился излишне легкомысленным.
В принципе, подобное решение режиссёра вполне объяснимо. Sky One позиционировал «Санту-Хрякуса» как рождественский фильм, рождественский фильм Вадим Жан и снял. У него получилась очень камерная, неспешная и атмосферная картина, почти целиком снятая в интерьерных локациях.
И в этом кроется главная проблема — Жан так хотел передать атмосферу и букву оригинала, что упустил из вида динамику. Терри Пратчетт пишет весьма размеренные книги, сюжет в них развивается неспешно, однако текст обладает каким-то удивительным магнетизмом, заставляющим в нетерпении перелистывать страницу за страницей до самого конца. Жан таким талантом не обладает, поэтому у него события на экране порой развиваются настолько медленно, что от этого клонит в сон.
Кроме того, из-за излишней камерности и стилизации под исторические костюмные драмы о викторианской эпохе, «Санта-Хрякус» порой и воспринимается как историческая костюмная драма, просто с кабанами вместо оленей и двухметровым скелетом с косой, которой пытается выдавать себя за духа Страшдества.
А вот что режиссёру удалось, так это подобрать отличный актёрский состав. Найджел Планёр и Тони Робинсон на двоих зачитали великое множество аудиокниг по Плоскому миру, Иэн Ричардсон сыграл Фрэнсиса Уркхарта в оригинальной версии «Карточного домика», а у Марка Уоррена были отличные образы в «Виртуозах» и «Мушкетёрах».
Ну а на роль Сьюзен Жан пригласил начинающую актрису Мишель Докери. Позже она сыграет одну из главных ролей в «Аббатстве Даунтон», а в 2020 году Мишель перевоплотилась в жену Микки Пирсона для фильма Гая Ричи «Джентельмены».
Какого цвета магия?
Премьера «Санта-Хрякуса» оказалась невероятно успешной, и Sky One оперативно заказал производство следующей экранизации Пратчетта. На этот раз The Mob приобрела у писателя права на «Цвет волшебства» и «Безумную звезду» — два самых первых романа о Плоском мире.
Пратчетт был доволен получившимся в первый раз результатом и всегда довольно критически относился к своим ранним произведениям, поэтому сохранивший за собой режиссёрское кресло Вадим Жан получил своего рода карт-бланш — благословение на любые расхождения с первоисточником. И отдельные расхождения действительно последовали, хотя по большей части сюжет остался неизменным.
«Цвет волшебства» и «Безумная звезда» по сути являются двумя частями одной книги. В самом начале в Анк-Морпорк прибывает Двацветок — первый турист в истории Плоского мира. Поскольку, как и всех туристов, Двацветка отличали удивительная наивность и неумение замечать очевидные опасности, лорд Ветинари, правитель города, поручил опальному волшебнику Ринсвинду, исключённому из Незримого университета за неспособность выучить хотя бы одно банальное заклинание, присмотреть за туристом.
После того, как в результате неосторожных действий Двацветка (парень застраховал одну из местных таверн от пожара) Анк-Морпорк едва не сгорел в опустошительном пожаре, парочка сбежала из города и отправилась в странствия по Плоскому миру. По пути они повстречали знаменитого и престарелого Коэна-варвара (легенда при жизни, жизнь при легенде, 92 года, всё ещё варварствует), спасли от жертвоприношения очаровательную девственницу Бэтан (вы хоть знаете, как тяжело уберечь себя для такого важного дня, когда в пятницу вечером на протяжении пяти последних лет больше и заняться нечем?) и нажили себе немало могущественных врагов.
Тем временем в небе Плоского мира с каждым днём всё ярче светит таинственная и безумная звезда, к которой постепенно приближается А’Туин, великая черепаха. Но зачем А’Туин летит к звезде? И почему все подозревают, что ключ к спасению Плоского мира хранится в голове у Ринсвинда?
Сделанные Жаном изменения в основном были направлены на оптимизацию и «выпрямление» сценария. Из сюжета были удалены лишние сцены и персонажи, а вот линия борьбы за власть между волшебниками Незримого университета, напротив, была существенно расширена.
Правда, главную проблему первоисточника всё это не решило. «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» — это самые простенькие в плане идей книги Пратчетта. По сути, это банальные пародии на все известные и существующие клише жанра фэнтези, объединённые подобием сюжета — серьёзное миростроение и развитие собственной вселенной писатель начнёт уже в будущих книгах.
Однако по «Цвету волшебства» невозможно понять, куда в дальнейшем вывернет карьера автора, так что люди, впервые узнавшие о его творчестве по этой экранизации, лишь сильнее укрепятся во мнении, что Терри Пратчетт — всего лишь талантливый пародист.
И всё же по сравнению с «Санта-Хрякусом» Жан проделал небольшую работу над ошибками. Увеличившийся бюджет позволил режиссёру не экономить на спецэффектах, выбраться за пределы павильонов и снять несколько действительно впечатляющих крупных планов Плоского мира во всём его великолепии. Однако другие огрехи остались на том же месте: у Жана по-прежнему проблемы с динамикой, и в некоторых местах сюжет буксует сверх меры.
Жан снова угадал с кастингом, хотя перед выходом фильма кандидатура исполнителя роли Ринсвинда Дэвида Джейсона вызвала немало критики со стороны фанатов. По книгам Ринсвинду не больше 40 лет, в то время как Джейсону на момент начала съемок уже исполнилось 68. Однако эта роль долгое время была заветной мечтой актёра, и, познакомившись с Жаном на съёмочной площадке «Санта-Хрякуса» (где, к слову, Джейсон сыграл роль слуги Смерти Альберта), он сумел донести эту мысль до режиссёра.
Все сомнения были напрасными. Может, из Джейсона и не получился эталонный книжный волшебник (по книгам Ринсвинд куда трусливее и эгоистичнее), сыграл он выше всяких похвал. На другую главную роль продюсеры хотели увидеть настоящую звезду, и в конце концов в Двацветка перевоплотился Шон Эстин, более всего известный по кинотрилогии «Властелин колец».
Фанаты, правда, опять возмутились, поскольку по книгам Агатовая империя, откуда турист родом, является аналогом Китая. Тут за продюсеров экранизации заступился Пратчетт, напомнивший, что на момент публикации «Цвета волшебства» он ещё понятия не имел, к какой расе принадлежит персонаж.
Это не единственные известные личности в актёрском составе. После смерти Иэна Ричардсона роль Смерти вернулась к Кристоферу Ли (кстати, короткие виньетки со Смертью, который охотится на Ринсвинда — одна из самых забавных частей фильма), образ патриция Ветинари блестяще воплотил Джереми Айронс, ну а Коэна-варвара сыграл Дэвид Брэдли, прекрасно всем знакомый по роли Уолдера Фрея в «Игре престолов».
Карен Дэвис, сыгравшая эпизодическую роль Льессы, повелительницы драконов из Червеберга, позже появится в «Новобранце», «Однажды в сказке» и исполнит роль принцессы Изабеллы в Галаванте, а Лора Хэддок (Бэтан, неудавшаяся жертва друидов) станет звездой сериалов «Как не стоит жить» и «Демоны да Винчи» и сыграет мать Звёздного лорда в «Стражах галактики».
После выхода «Цвета волшебства» экранизации Терри Пратчетта, казалось бы, встали на поток. Следующим делом The Mob планировала экранизировать ещё несколько историй о Ринсвинде. К сожалению, из-за занятости Дэвида Джейсона на других проектах от этой идеи пришлось отказаться в пользу «Опочтарения» («Держи марку!»), первого романа нового цикла о Мокристе фон Губвиге, гениальном мошеннике, ставшем столь же гениальным государственным служащим. Вадим Жан сохранил за собой должность исполнительного продюсера, но в режиссёрском кресле его сменил Джон Джонс.
Долгие годы обаятельный мошенник Мокрист фон Губвиг обманывал, мошенничал, подделывал, воровал, хитрил и ускользал от наказания, но в один не столь прекрасный день удача ему улыбнулась — кто же знал, что в городскую стражу Анк-Морпорка поступил на службу вервольф, способный выслеживать фальшивомонетчиков по запаху?
За свои многочисленные преступления Мокриста приговаривают к смертной казни, однако вместо могилы Губвиг попадает на приём к патрицию Ветинари, правителю Анк-Морпорка. Ветинари предлагает Губвигу простой выбор — или умереть, или поступить на государственную службу и возродить давно захиревший городской почтамт.
Натянув полагающуюся с должностью фуражку, Мокрист начинает узнавать подробности, о которых Ветинари не счёл нужным его информировать. Оказалось, почтамт закрыт уже много лет, внутри здания скопились огромные запасы почты, почтовую связь между городами заведует семафорная компания «Великий путь», а четыре последних почтмейстера, пытавшиеся возродить работу почты, погибли при таинственных обстоятельствах.
«Опочтарение» оказалась лучшей из всех адаптаций Sky One. Первоисточник был не самым удачным романом Пратчетта, но представлял собой весьма динамичную смесь детектива с триллером, а телевизионный сценарий только исправил недостатки текста, сгладив неудачные места, избавившись от лишних сюжетных линий и усилив определённые сцены.
На выходе получилось лихое, в стиле «Золотого телёнка», кино с обаятельными и яркими персонажами, захватывающим сюжетом, коварным злодеем, узнаваемой книжной атмосферой и довольно качественными спецэффектами.
Актёрский состав в очередной раз удался превыше всяких похвал. Мантия лорда Ветинари от Джереми Айронса перешла к Чарльзу Дэнсу (он словно бы создан для этой роли), главный Пуаро телеэкрана Дэвид Суше совершенно неузнаваем в роли главного злодея Взяткера Позолота, а роль романтического интереса главного героя сыграла будущая королева Елизавета II Клэр Фой. Единственный, у кого после «Опочтарения» карьера не задалась — это исполнитель роли Мокриста Ричард Койл, у которого из запоминающихся проектов за последние десять лет — лишь главный герой в «Грэбберсах».
После премьеры «Опочтарения» Жан говорил о планах на экранизацию «Посоха и шляпы», а «Незримые академики» даже обзавелись датой премьеры, но из этого уже ничего не вышло. «Опочтарение» стало последней на следующие десять лет экранизацией Терри Пратчетта.
Кстати, Терри засветился в камео во всех трёх фильмах от The Mob
После «Опочтарения» новые фильмы по Терри Пратчетту исчезли с экранов, хотя сам автор всё чаще мелькал на экране телевизора, пусть и по печальному поводу: после того, как у него диагностировали болезнь Альцгеймера, Пратчетт всё чаще выступал адвокатом эвтаназии.
После его смерти тоже ничего не менялось. Добрую половину десятых в разработке находилась «Стража» (причём, судя по всему, за это время концепция сериала несколько раз кардинально изменилась), Нил Гейман довёл до реализации экранизацию их совместного романа «Добрые начала», и всё…
Однако теперь всё изменилось. И хотя «Стража», скорее всего, оставит недовольными большинство поклонников Плоского мира, дело сдвинулось с мёртвой точки.
В 2020 году созданная специально для работы над телевизионными адаптациями автора компания Narrativia (в работе над «Стражей» она не участвовала) заключила эксклюзивную сделку с компаниями Motive Pictures и Endeavor Content на производство сразу нескольких сериалов по «Плоскому миру»).
Студии Ulysses Filmproduktion и Cantilever Media работают над анимационной адаптацией детского романа «Изумительный Моррис и его учёные грызуны». В прокат мультфильм должен выйти уже в следующем году. Пока что у него крайне впечатляющий актёрский состав: роли озвучат Хью Лори, Эмилия Кларк, Дэвид Тьюлис, Джемма Артертон и Хью Бонневилль.
А ещё, у нас всегда есть замечательные фанатские проекты.
Так что скоро зрителей ждут новые визиты в телевизионные Плоские миры — и это повод для радости.
- С уважением, автор и литературный агент Максим В. Глазунов
Послано - 12 Фвр 2021 : 08:41:18
Концепция Стражи, в отличие от всех предыдущих экранизаций, далеко отходит от книги. От книг.
Сделать из всего подцикла Стража, или из его части сериал - идея напрашивающаяся, разумеется. Но вот новые веяния...
Не стань Её Ве... Лордство в Мире Диска Его Лордством - Патрицием Ветинари... без столь тактичной смены пола, Сэр Пратчетт - едва ли стал бы Сэром. И это было совершенно неуместно - делать Его Лордство женщиной - обратной рокировкой. Именно в смысле политического и прочего такта. А так-то, роль - достаточно зверская, тут всё в тему.
Сэм Ваймс начинал в книгах "в роли" недоссученного стражника. Практически совершенно опущенного. Сериал же трактует его, как вполне ссученного, но недоопущенного вора. Ну... ладно, оне так видят.
Гномиха Рада Малопопко - сменила чуть ли не всё. Габариты, пол, ориентация. "Гномы бывают разные". Не знаю. Вот этот чисто конкретный шкаф - даже Ангва не смогла бы тащить за серебрянную кольчугу, не требуйте от бедного вервульфа-вегетарианца, избегающего хуманитарной диеты предков слишком многого...
Сержанта "Честь не отдавать!" Детритуса убили. Во всех смыслах. В книге, это же был на три четверти - комический персонаж. Тут же у нас - высокая трагедия. В каменных обломках, что разве с собой как талисманы таскать и можно...
Невесте Сэма - вовсе не надо было трагического детства и этой необъявленной войны с Гильдиями, чтобы быть достаточно печальной протестной фигурой. Леди Рампкин - плюс-минус первая Леди города-государства. Знатность, недвижимость - всё при ней. Но она - огромна... мужественна (там феминизмом - ещё даже не заболели, вообще-то) и её единственное общество, по сути - драконы. Мелкие "болотные дракончики". Теоретически, при её Питомнике должны быть несколько помощниц-компаньонок, но они - не в фокусе повествования.
На задний план, но на первые роли повествования - слишком рано выдвинули врагов всего живого Че... Аудиторов. Вообще-то, подцикл Стража начинается... ну да - с Дракона. Вот только Дракон - не агент Анта... врагов всего живого. Это была просто история о маленьком Генеральном Секретаришке Патриция. Ну, эдаком бабе. Который возомнил о себе слишком много, собрал таких же жертв комплекса неполноценности и "слава Магии" - сумел-таки призвать (на роль марионетки, три раза ха (с) гусь) Господина Дракона. "Когда мы едины, То мы - неопалимы!" - прилагается к теням на стенах - в ассортименте.
The people, united, Can never be ignited! The people, devoured, Can never be ignored...
Великая Любовь престарелых... членов Гильдии Ассасинов женского пола - посредством разумного меча - совершенно отдельная история. Как и слитые в Архканцлера образы Чёртова Тупина-Джонсона и Леонардо да Квирма. Каждый из которых, в принципе - достоин собственного сериала - нашёлся бы только для этого дела гениальный сценарист.