Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
Определение фантастики как жанра

Определение фантастики как жанра

   Версия для печати
Страницы:
  1  2
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Mat
Мастер Слова



11993 сообщений
Послано - 20 Июня 2005 :  16:59:21  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
А книга сия была написана где-то в конце 70-х - начале 80-х годов, когда об и-нете еще ни сном, ни духом.

Арпанет от которого и происходит Интернет, был создан в конце шестидесятых (68-ой). Глобальный Информаторий фигурирует и у АБС. Вот только интернет - скорее - связь, чем информация ;). Чаты, форумы, сообщества, комерческие сайты (продающие "реальные" и "виртуальные" товары и услуги), аудио и видеосвязь, сетевые игры... в таком виде его никто не предсказывал. Вот следующий шаг - виртуальные миры, предсказывали давно. О них писали Лем, Желязны и другие - ещё тогда, когда о киберпанке и слуху не было ;).

Mat, if you don't mind

Дан
Хранитель года - 2006


Россия
5221 сообщений
Послано - 20 Июня 2005 :  18:28:18  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Кир
, как по-твоему, история чешского писателя (забыла, к сожалению, имя автора) "Петр и три банана" - это фэнтези или фантастика? Вообще говоря, это произведение подходит под оба твоих определения, и фэнтези, и фантастики.


Доктор Свет

Mat
Мастер Слова



11993 сообщений
Послано - 20 Июня 2005 :  18:51:12  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Вообще говоря, это произведение подходит под оба твоих определения, и фэнтези, и фантастики.

Фэнтази - шире, всё остальное может быть рассмотрено, как частный случай фэнтази. А в самом предельном случае, из фэнтази может выйти бред сивой кобылы - тут она сходится со всякими постконцептуализьмами ;)

Mat, if you don't mind

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 20 Июня 2005 :  19:29:36  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Споры о фантастике и фэнтези - в соседней теме!

С уважением, Andrew.

Кир
Хранитель


Russia
255 сообщений
Послано - 21 Июня 2005 :  07:13:18  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
К сожалению не читал этого чешского автора. Может ли фантастика писаться как фэнтези? Научная Ф. вряд ли, а все другие пожалуйста. Стругацкие написали сказку для младших научных работников и назвали " Понедельник начинается в субботу" Andrew, научи, как перейти в соседнюю тему, там тоже немало копий сломано.

Кир

Eki-Ra
Хранитель-дебютант - 2004


Russia
3631 сообщений
Послано - 21 Июня 2005 :  12:50:58  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Кстати, замечаю уж достаточно давно: с наибольшим интересом читаю вещи не чисто фэнтезийные и не НФ, а написанные как бы на стыке жанров.

Что же касается замечания многоуважаемого Andrew, то позволю себе повторить то, что было сказано мной в самом начале темы:

Цитата:
Вопрос о различиях между фантастикой и фэнтези НЕ БЫЛ мной поставлен. Я, в некотором роде, обобщаю эти два жанра в рамках данной конкретной темы. Мне, кажется, этот вопрос уже ДОСТАТОЧНО обсуждался в других топиках, думаю, не стоит множить повторения.
Речь в топике, главным образом, предполагается вести о различиях между ФАНТАСТИКОЙ и НЕ ФАНТАСТИКОЙ.

Так что, Andrew прав, друзья. Для поднятого любезным Французом вопроса есть место более подходящее.

Чтобы одно очистить нужно другое запачкать...
Но можно запачкать все, ничего не очистив...

Отредактировано - Eki-Ra on 21 Jun 2005 13:02:37

mkl
Посвященный


Russia
46 сообщений
Послано - 22 Июня 2005 :  03:20:11  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Чаты, форумы, сообщества, комерческие сайты (продающие "реальные" и "виртуальные" товары и услуги), аудио и видеосвязь, сетевые игры... в таком виде его никто не предсказывал.


Imho это конкретная реализация интернета. Здесь и сейчас. БВИ Стругацких просто её перерос :-)
Между прочим, нигде не натыкался в фантастике на то, с чего начинались телефонные хакеры: конференции по "хитрым" номерам, управление АТСками посредством художественного свиста:-). Imho фантастика обычно плетётся в хвосте событий, как ни странно.

В действительность всё не так, как на самом деле

Х. Иванов
Мастер Слова


Russia
1456 сообщений
Послано - 23 Июня 2005 :  12:21:41  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Х. Иванов Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Сколько можно толочь воду в ступе?!

Фантастика - не жанр, а метод!

Почувствуйте наконец разницу.

Муки совести переносимы.

skunsa
Мастер Слова


Russia
1131 сообщений
Послано - 09 Мая 2006 :  00:03:00  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу skunsa Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
ЖАНР (определение из Большой советской энциклопедии) - художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как "бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт", свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же "песня - романс - кантата - оратория" есть ряд специфически музыкальных Ж. И всё же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему преломляются в каждом виде.

Принципы эти (и соответственно определения Ж.) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему Ж. Построение относительно целостной системы жанровой классификации, адекватной исторически самоорганизующейся реальной системе видовых, родовых и жанровых форм, - дело будущего. Одна из концепций, допускающих целостную систему жанровой дифференциации, излагается ниже.

Поскольку в художественном творчестве объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и поскольку каждое из них действует избирательно, постольку выделение художественных Ж. идёт одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным. Так, познавательная избирательность художественного творчества порождает серию Ж., отличающихся по предмету отражения: например, исторический, семейно бытовой, детективный, научно-фантастический и др. - в литературе, драматургии, киноискусстве; пейзаж, портрет, натюрморт и др. - в живописи; с другой стороны, познавательная ёмкость творчества во многом определяет жанровые различия романа, повести и рассказа или пьесы и скетча, или песни и кантаты, или индивидуального и группового портрета. Поскольку, далее, идейно-психологическая оценочная позиция художника может быть и апологетической, и внешне объективной, и иронической, и гневно-отрицающей и т. д., постольку возникает новый ряд Ж.: например, "ода - баллада - эпиграмма - памфлет" в литературе; "трагедия - трагикомедия - лирическая комедия - сатирическая комедия" в драматургии. Столь же многообразны способы построения художественного образа, позволяющие соединять единичное и общее в самых различных пропорциях - от выдвижения на первый план документально-фактической стороны повествования до полного подчинения изображения выражению абстрактной мысли; так возникает ещё один ряд жанровых структур - от художественного очерка до басни и притчи, от автобиографической повести до сказки, от портретного памятника до аллегорического и т. д.

Т. о., понятие Ж. многопланно, и в каждом виде искусства конкретное соотношение разных плоскостей (возникающих от разных исходных принципов) жанровых членений образует специфическую систему Ж. Вместе с тем в каждом из них специфично и соотношение жанровых членении с другими уровнями деления форм художественной деятельности - с делением вида искусства на разновидности (например, фольклорная поэзия и литература, поэзия и проза, или вокальная и инструментальная музыка) и роды (например, эпос, лирика, драма в литературе; станковая, монументально-декоративная и миниатюрная живопись). Изучение соотношения всех этих (и ряда других) плоскостей дифференциации художественного творчества находится ещё в зачаточном состоянии и потому сами термины "Ж.", "род", "вид", "разновидность" употребляются нередко один вместо другого, не получая строго однозначного определения. Существенно тут не решение терминологической задачи самой по себе, а изучение законов морфологии искусства и исторической динамики соотношения различных жанровых, родовых и прочих его модификаций. А это соотношение явственно меняется в историко-художественном процессе: так, искусство Возрождения не знает чётких демаркационных границ между Ж.; в 17-18 вв. эстетика классицизма установила жёсткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого Ж. в общей иерархической жанровой системе (именно тогда во Франции и вошёл в обиход сам термин "Ж."); в 19 в. развернулся процесс взаимодействия жанров, их сплетения и скрещения, жестко установленные границы стали размываться. Некоторые современные теоретики признают жанровую дифференциацию вообще устаревшей и снимают даже проблему Ж.

Не женщина ли здесь о демоне рыдает?

Кир
Хранитель


Russia
255 сообщений
Послано - 09 Мая 2006 :  10:05:02  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
И чего из этого следует кроме того, что ничего не следует? Определения нет, что такое никто не знает, как и о чем.


Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 09 Мая 2006 :  14:58:06  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А что вы ещё хотели от неточной науки? :-)

Давыйте лучше с другого конца зайдём - попробуем определение по камушкам-кирпичикам собрать.
Из чего фантастика состоит?
Выдумка, да. Так она в любой худ. лит-ре - выдумка.

Только вот в фантастике выдумка такая, какая, с нашей точки зрения, изначально нашей реальностью не является. Так?

Первый кирпичик уже есть. Фантастика - выдумка об изначально несуществующем.

Далее. Для кого она? Она ведь разная бывает. Только вот почти всегда автор ожидает, что мы отнесёмся к его выдумке серьёзно - хоть на миг - даже если он сам в эту выдумку не верит...
Итого: выдумка, исполненная в реалистичном ключе.

Продолжим?


С уважением, Andrew.

Тема продолжается на 2 страницах:
  1  2
 
Перейти к:

Ответить на тему "Определение фантастики как жанра"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design