Послано - 28 Апр 2006 : 00:20:36
Так… Опровергнуть не могём, так давайте к формулировке пристебаемся? (шутю. Не обижайтесь) Хорошо. Уточним формулировку. Вместо - "КНИГА ТЕМ ХОРОША, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОЩУТИТЬ СЕБЯ УМНЫМ!!!" Попробуем так - «Хорошая книга, это та, которая в совокупности со всеми своими положительными качествами, такими как язык, сюжет, объемность героев, и так далее, и тому подобное, позволяет еще читающему ее, почувствовать себя равным по уму автору, и гордиться своим умом». По моему мнению, первая формулировка не сильно отличается от второй. Разве что по объему вторая больше. Но… Пусть нас рассудят форумчане. Что же касается букваря, Вы пропустили мою мысль, что и букварь для кого-то может быть бестселлером. (смотри пост от 26 Apr 2006 : 16:05:47) Люди! Ну хоть кто-нибудь, опровергните этого Грога 2. Не Грогу же его опровергать?
Послано - 28 Апр 2006 : 01:30:14
А я про букварь, по-вашему, серьезно? :)
Когда я читаю книгу, меня АБСОЛЮТНО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ интеллектуальный уровень писателя, и мне никогда в голову не приходило сравнивать его и свой ум. Мы же не на первенстве мира по уровню IQ. Смог придумать интересную идею, реализовать ее в интересном сюжете - честь и хвала. Какая связь с "гордостью от своего ума"? Писатель может сделать в книге, к примеру, откровенный техничсекий ляп(ы) (допустим, он по складу мышления закоренелый гуманитарий, и ему что M-16, что Винторез - пофигу), но разве для меня, как читателя, факт, что я в этих вещах разбираюсь лучше, добавит положительных ощущений от книги? Она что, от этого станет для меня лучше?
Послано - 28 Апр 2006 : 03:11:06
Гм…. Вы не поняли моей мысли. Ох! Не писатель я. Попробую разъяснить на своем примере: «Понедельник» Стругацких. Цитата: «Все мы наивные материалисты, думал я. И все мы рационалисты. Мы хотим, чтобы все немедленно было объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке уже известных фактов. И ни у кого из нас ни на грош диалектики. Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным………» и так далее. В свое время, читая этот кусочек, я раздувался от гордости, что и мне приходили на ум такие же мысли. И то, что ПИСАТЕЛЬ (а значит – авторитет) думает так, как я, мне очень польстило. Заметьте, я не говорю, что сюжет, моральный облик и объемность героев, язык, юмор, и прочие достоинства книги я не заметил. Заметил. Оценил. Но не будь у меня сходных с авторами мыслей, мне бы книга понравилась чуууууточку меньше. Ну, совсем чуточку. Но МЕНЬШЕ! И не забывайте, я был очень молод, когда читал эту книгу в первый раз. Сейчас, что бы польстить своему самолюбию, я читаю другие книги. Но и эту перечитываю. Во-первых, мне нравится вспоминать те ощущения своей «умности», во-вторых, нахожу новые мысли авторов, сходные с моими. И это опять льстит моему самолюбию. Уже меньше, но ЛЬСТИТ!!! И опять я раздуваюсь от гордости, за себя - любимого. Прочитав другую книгу, где мысль автора мне непонятна, или СЛИШКОМ для меня сложна, я почувствую себя менее комфортно. И если все другие критерии хорошей книги в наличии, то читать ее буду. Но впечатление от книги у меня останется чуть-чуть не «комфортное». В будущем, перечитав ее, я вполне могу сказать – гениальная книга! Дорос, называется. Прочитав книгу, где все мысли для меня звучат глупо, я отнесусь к ней, мягко говоря, со снисхождением. И каковы бы ни были остальные критерии, книга мне понравится значительно меньше. А если мысли в книге уж совсем идиотские, то со злости могу вышвырнуть ее на помойку.
Еще раз повторяю, книга без моего «почувствовать умным» вполне может быть ХОРОШЕЙ!!! Но с этим критерием она будет немного ЛУЧШЕ!!! И при чем здесь технические ляпы? Я говорил о мировосприятии. О мыслях общего порядка. Или Вы думаете, что Алдан у Стругацких – идеально описанный комп того времени?
В который раз - Вывод: одна из составляющих ХОРОШЕЙ книги, умение автора заставить читателя гордиться своим (читателя) умом.
Блин! Все это офффтопппп, и прочие нелицеприятные слова. Я уже в который раз пишу одно и то же, что бы пояснить свою мысль. Если уж и это объяснение не понятно, то Грог 2 умывает руки. Кому она понятна? Может кто-нибудь умный попытается сформулировать ее более доступной для понимания, чем этот тупица - Грог 2? Уважаемый yorg! А с Вами опасно спорить! Если Вы знаете на профессиональном уровне разницу между M-16 и Винторезом, то я пожалуй, с Вами спорить воздержусь. (Шутю. Не обижайтесь.) Вы и теперь не согласны?
Послано - 28 Апр 2006 : 07:10:57
Так, не понял. То ли читателя дотягивать до своего уровня, то ли спускаться, то ли самому тянуться. То ли быть самим собой?
Послано - 28 Апр 2006 : 09:23:10
Кир, собой естественно! Вы же не 100 баксов чтобы нравится всем? Нет, если есть желание написать детские книжки, или книжки для какой-то конкретной группы населения, то, естественно, придется под эту группу подстраиваться (т.е. писать на уровне для них и чуть выше, как детям шмотки покупают "на вырост"). Только вот по-моему Булгаков ни под кого не подстраивался, а "Мастер и Маргарита" мною читался "запоем" и в 15, и в 20, и в 25. Каждый раз по-новому, и каждый раз интересно. Вот и у Grogа со Стругацкими похоже та же фигня.
Цитата: «Хорошая книга, это та, которая в совокупности со всеми своими положительными качествами, такими как язык, сюжет, объемность героев, и так далее, и тому подобное, позволяет еще читающему ее, почувствовать себя равным по уму автору, и гордиться своим умом»
Это Ваше мнение, для меня это определение подходит не всегда.
Цитата: Люди! Ну хоть кто-нибудь, опровергните этого Грога 2. Не Грогу же его опровергать?
Grog, если я правильно понимаю, то здесь народ высказывает свои определения, а Кир пытается сделать из них выводы для себя. А потому я не вижу смысла оспаривать Ваше определение. Вы сами сказали, что указанное Вами свойство является НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для того, чтобы Вы признали книгу хорошей. По этой же причине мне пришлось дать определения ХОРОШЕЙ и ОТЛИЧНОЙ книги.
Мне наша беседа напоминает попытку объяснить человеку, закрывшему глаза какого цвета сейчас Солнце. Один говорит белого, другой - бело-золотого, третий - желто-золотого, четвертый - желтого, пятый - оранжевого. И каждый по-своему прав, т.к. высказывает свое мнение.
Кир, наверное можно определить наиболее важные параметры хорошей книги проведя опрос в интересующей Вас группе предполагаемых читателей (анкета или что-то типа: назовите 5 признаков содержания хорошей книги) и проведя потом статистическую обработку полученных ответов.
Только, как говорилось в одном фильме: "- Кто Вам это сказал?! - Это говорит статистика! - Ну и дура она! - Кто? - Статистика эта Ваша!!!"
Послано - 30 Апр 2006 : 00:10:27
Меня, как художника, все же привлекает не столько сопричастность к интеллекту автора, сколько красота во всех ее проявлениях. В данном случае - в книге - красота мысли, красота слова. Причем красота слова это не велеречивость, не филологические изыски, а скорее отточенность. То же с мыслью. Произведения с надуманными сюжетами(кто-то назвал такие интеллектуальным блудом) не привлекают. И если красоту мысли дополняет красота слова, книга мне, скорее всего, понравится. Хороший пример - "Пена дней" Виана, "МиМ" Булгакова, опять же.. А вот "красоты уродства" для книг, пожалуй, не знаю. Но должен же быть какой-то Босх от литературы.
Послано - 30 Апр 2006 : 10:58:17
ThIJY, уважаю художников, признаю правду в высказывании. Есть очень вкусные авторы, от окторых потом остается долго приятное послевкусие.
Velz, Видел по телевизору женщину, у которой аллергия на баксы. Ну уж если даже баксы не всем нравятся, то что говорить о книгах?!
Послано - 01 Мая 2006 : 00:42:29
Кир, да Вы кинестетик! Я вижу это несколько иначе: хорошая книга очищает цвета. То есть, она "прочищает" восприятие. Даже воздух прозрачней становится. А для плохой книги верный критерий - когда жаль потраченного времени. Даже если это только пять минут.
Послано - 01 Мая 2006 : 10:06:31
Кир, да Вы кинестетик! Обидно, а что это такое? Насчет цветов не знаю, не все книги цветасты. почитайте Виноградова, или Томаса Вульфа, тогда поймете о чем я. Но они не фантасты.
Цитата: Кир, Вы мне напоминате неутомимого Искателя истины с романтическим уклоном.:)) Вот про свои искания книгу и напишите!:))
Поиск истины - это неотемлимое право человека. Его даровал нам Господь и теперь отнять его не может даже он. Искать - это здорово, есть даже песня такая: Кто ище тот всегда найдет. Дерзай, Кир, я в тебя верю!
Цитата: Я примерно представляю как написать продаваемую книгу, вложив минимум человеко-часов, а вот как написать хорошую...
Ну вот же, блин! Он знает и молчит... нельзя же так, не по-товарищески. Поделись знанием с коллегами, мечтаю написать подобную книгу. С уважением и надеждой.
Послано - 04 Мая 2006 : 07:36:50
avk, уже написал, теперь ищу, кому загнать. Вы не возьмете? Совсем недорого... Всего 2тыс. баксов. Сам бы читал, да деньги надо. А книга хорошая, букв много, из них слова всякие получаются, даже запятые с точками есть... и тире...
Вера-то оно... конечно... но может поможем искателю-романтику? Сам бы помог, да денег нет.
Послано - 04 Мая 2006 : 12:40:31
Во-первых - в седьмой книге, а во-вторых - еще не предлагал, только правку начал. А в третьих - avk сам предложил книжку написать, а у меня тут как раз несколько штук завалялось. А в пятых - три романа у меня не взяли, по причине мягкости, убийств в ним мало, лежат теперь, пылятся на диске. Готов загнать...
Цитата:А вот ОТЛИЧНАЯ книга помимо всего перечисленного выше должна ещё и заставить взглянуть на мир немного иначе. Это книга, после которой думаешь не "что бы ещё почитать?" а "черт, а как мне это раньше в голову не приходило?".
Подписываюсь.
И не просто: "Вот оно так и так", а ПОКАЗАТЬ читателю, КАК. Чтобы читатель не прочитал, а сам увидел - именно так. Не длинный монолог-два Главного Советника Главного Героя в защиту некоей труднопонятной самому Главному Герою идеи. А события, внутренние или внешние, приводящие к самостоятельному этой мысли осознанию. И уже не так важно, согласится ли с этим читатель - нет, важно конечно - но книга все равно зацепит и равнодушным не оставит. И это не идеи, не отношения, это именно способ видения мира. Точка зрения. Это рождающиеся у читателя новые вселенные. Это пересмотр картины мира. Инсайт. Книга, порождающая инсайт - уже за гранью определений хорошая-плохая. Иногда ее невозможно и не хочется перечитать, иногда при перечитывании она не кажется сколько-нибудь хорошей. Просто потому, что еще в первый раз она дала все, что могла. Она изменила мир :)
Но... Мысль, выраженная неграмотным языком, имеет значительно меньше шансов вызвать у читателя доверие. Вместо того чтобы этой идеей проникаться, вертеть и со всевозможных сторон разглядывать, читатель тратит часть необходимого ресурса на исправление, пусть мысленное, орфографических или грамматических ошибок. А если выбран неверный стиль... А если еще логика нарушена... Думаю, у каждого найдется свой список наименее любимых ошибок. Я, например, грамматику или стиль замечу, только если нарушение ну совсем грубое. А вот, скажем, если нарушена внутренняя логика строения мира... Что-то небольшое можно натянуть, бывает, можно подправить в фоновом режиме. Но бывают ошибки, на объяснение которых усилий тратится больше, чем получается удовольствие от чтения. И оно мне надо? И до смысла ли мне, до идей, до эмоций? И возможен ли на искаженном материале инсайт? Вот так великое застряет на границе и не имеет возможности войти в наши мысли ;)
Но... Самый грамотно написанный сухой отчет не цепляет эмоции. Да просто бывает, не цепляет книга. Вроде хорошо, интересно, а не цепляет. А ведь садимся мы за книгу прежде всего чтобы получить удовольствие. Удовольствие от приключений, героев, миров, проблем и их решений, страданий, этических и моральных противоречий - полный набор у каждого человека будет своим. Но удовольствие получить - условие необходимое. (Я, конечно, не рассматриваю вариант чтения новой редакции законодательно акта, пояснительной записки и т.д. Впрочем, не исключаю, что и при чтении таких документов тоже можно получить удовольствие.) Соответственно, книга воспринимается не только разумом, а и чувствами. Своими собственными чувствами в ответ на события, мысли, чувства и т.д. в книге. Хорошая книга не оставит читателя равнодушным. Самое неэмоциональное повествование, породившее инсайт - породит и удовольствие от инсайта. Никак не равнодушное восприятие.
А еще бывает, прочтешь книгу, а в итоге - пустота. Да, увлекательно, да, невозможно оторваться, да, эмоции... А о чем она? Зачем она? Вот автор говорил, говорил - и в итоге ничего не сказал. Ну, хоть удовольствие получено. Нет сути, нет смысла. Нет пищи для ума, и читая, мы думаем не о книге, а о чем-то своем. Неизбежно теряется погружение в книгу, в мир. И статус она получает, в лучшем случае, - "можно почитать в метро". Нет мысли, которую можно подумать, нет связей, которые можно вертеть и перестраивать, нет новых точек зрения, новых моделей... Нет инсайта... Впрочем, художественные книги, написанные с воспитательной или обучающей целью... Неужели некоторые авторы так не уважают собственных читателей, что вынуждены "доносить до них мысль"? Достаточно того, что в романе она будет ;) Кто сможет и захочет - найдет. А автор, бывает, удивляется, не клал, мол, где взяли? :))
Вроде и немного нужно. Но не думаю, что в Палате мер и весов в Париже когда-нибудь будет лежать эталон хорошей книги. Слишком мы разные. И нет предела совершенству :)
Так что, хорошая книга, с точки зрения ее автора, это такая, которую он как читатель сочтет хорошей :))
Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное. (с)Монтень
Цитата:А вот ОТЛИЧНАЯ книга помимо всего перечисленного выше должна ещё и заставить взглянуть на мир немного иначе.
Цитата:Вроде и немного нужно. Но не думаю, что в Палате мер и весов в Париже когда-нибудь будет лежать эталон хорошей книги. Слишком мы разные. И нет предела совершенству :)
Именно :) Понятие-то - субъективное. Как говорят на востоке, через каждую книгу может пройти чей-то путь ;)
Послано - 17 Июня 2006 : 20:13:22
Для меня понятие хорошей книги связано с правдой в различных ее проявлениях. Справочник должен быть достоверным. Публицистика должна быть убедительной. Художественная литература (и реалистическая, и фантастическая) должна обладать правдой жизни - психологической, социальной, фактографической, - чтобы читатель поверил автору, втянулся в игру и переживал за героя, как за реального человека. Достоверность реалий тоже входит в этот ряд. Я с доверием (в условиях игры) воспринимаю демона, подключенного к движку бронетранспортера, но когда герой издалека с двух рук крошит врага из "УЗИ", я знаю, что промажет, и это уже нарушение правил игры, самим автором установленных.
Послано - 17 Июня 2006 : 21:40:54
Демон в БТР и УЗИ, которому герой отдает предпочтение перед Калашом - "Механик Ее Величества" Валерия Иващенко. В целом роман понравился, но о ляпы спотыкался несколько раз. Mat, у Калаша кучность низковата, особенно у 47-го. Поэтому на большие расстояния в армии стреляют по "корове" ("пулеметчик со 2-м номером"). Широкая мишень компенсирует разброс.
Послано - 17 Июня 2006 : 21:46:27
Ух, ты! Здорово! Но поскольку до нынешнего момента я об этом не знала, то ничего бы и не заметила ;). Впрочем, это уже совсем другой разговор.
Послано - 17 Июня 2006 : 23:01:27
Lana, ты бы заметила, если бы автор с умным видом рассуждал о психологических явлениях, в которых не смыслит. А дальше срабатывает эффект: "Если он не разбирается в том, что мне хорошо извстно, то он не разбирается и в том, что мне неизвестно".
Послано - 17 Июня 2006 : 23:20:58
К счастью, в современных книгах больше рассуждают о технике и об оружии, чем о психологии. Так что я пока могу спать спокойно, и даже о нехорошей книге думать, что она хорошая. ;-)
Цитата: Лукьяненко любит рисовать клинические картины :)...
Интересно, с точки зрения психолога - у Лукьяненко вообще-то есть абсолютно психически здоровые ГГ? Я к тому, что психология героя - пусть даже не больного, а всего лишь закомплексованного - не должна выглядеть (собственно, и не выглядит) достоверной в глазах нормального читателя...
Послано - 18 Июня 2006 : 03:18:14
А интересно было бы получить социопсихологические портреты читателей фантастики и фентези (оценочно, любители фентези моложе и не определились в обществе - старшеклассники, студенты, работники малоквалифицированных "временных" профессий).
Цитата:А интересно было бы получить социопсихологические портреты читателей фантастики и фентези...
Напрашивается, казалось бы, закономерность: "технари" должны предпочитать фантастику, "гуманитарии" (когда-то говорили "физики" и "лирики" :) ) - фэнтези по очевидной причине - легче погружаться в соответствующий авторский Мир Игры (домысливать сюжет, в частности). На самом же деле статистически едва ли будет просматриваться - поскольку относится лишь к тем людям, которым интересна их работа, а таких , имхо, всегда достаточно мало...
Цитата:..относится лишь к тем людям, которым интересна их работа, а таких , имхо, всегда достаточно мало...
В частности. А ещё, в жизни технаря наступает такой момент, когда НФ перестаёт поставлять новые идеи. И не поймёшь - то ли общий кризис жанра - то ли твоя научная эрудиция превзошла не только средний, но и высокий писательский уровень...
Послано - 24 Июня 2006 : 20:10:55
Вообще, кто желает знать, что такое фантастика, смотри мой прогноз на ЧМ 2006. http://zhurnal.lib.ru/k/kalinichenko_a_w/avk_myprognoz.shtml В этом году все мои прогнозы сбываются, надеюсь, эти тоже сбудутся. Блин скотина Юхансон, только что пеналь смазал. Ну ладно, шведы свой гол сегодня забьют.
Цитата: Лукьяненко любит рисовать клинические картины
Лукьяненко, насколько я знаю, профи в этом деле. В смысле, врач-психиатр. И половина Дяченок тоже. Так что это издержки профессии.
Цитата: А интересно было бы получить социопсихологические портреты читателей фантастики и фентези (оценочно, любители фентези моложе и не определились в обществе - старшеклассники, студенты, работники малоквалифицированных "временных" профессий).
Конечно, интересно. Просто я не очень себе представляю, где брать конкретные объекты, чтобы выборка была репрезентативной. Я работаю в трех вузах. Так вот, мои студенты фантастику не читают. Т.е., я имею в виду тех, кто вообще что-то читает. Они считают фантастику "низким" жанром и предпочитают современную реалистическую прозу. В крайнем случае, поэзию. А чтобы получить общее представление, можно и тут на форуме посмотреть в "Опросах и рейтингах". Кажется, был опрос и по поводу профессий Хранителей и их возраста.
Цитата: Конечно, интересно. Просто я не очень себе представляю, где брать конкретные объекты, чтобы выборка была репрезентативной. Я работаю в трех вузах. Так вот, мои студенты фантастику не читают. Т.е., я имею в виду тех, кто вообще что-то читает. Они считают фантастику "низким" жанром и предпочитают современную реалистическую прозу. В крайнем случае, поэзию.
Интересно, кто вы по специальности? По моему мнению, фантастику и фентези студенты не читают потому, что они только по названиям фантастика, реальная городская проза, как вы говорите, сейчас содержит не меньше элементов фентэзи и фантастики, чем фентези. Просто в глаза не так бросается, потому что люди знают тот материал, о котором пишут. Большинство авторов современной фантастики и фентэзи ничего не знает о состоянии дел в современной науке и не имеют соответствующего уровня, чтобы писать на подобные темы. Их фентэзи лишь перепевка американской кино и печатной индустрии. Ничего своего. Поэтому и прокатил "Волкодав", катит Никитин. Национализм у нас в крови, хотя бы посмотрите, как защищают судью Иванова, провалившего матч Португалия-Голландия. Сам я болел за голландцев, может поэтому сумел почувствовать всю бездаргность этого судейства. На мой взгляд фантастики и фентэзи нужно не быть голословной, а немного обоснованной. Автору надо хоть немного понимать генетический механизм, который может сделать человека вампиром, магом и прочее. Лукьяненко я не читаю и не смотрю, в Дозорах он пишет бред, который в Штатах писали лет двадцать назад, он перенес его на нашу почву. Понимаете, фентези сейчас может иметь очень реальную научную основу, и не только в психологии. Посмотрите научные сайты. Темная материя, темная энергия, пояс Койпера, загадка Пионеров, и многое-многое другое.
Послано - 30 Июня 2006 : 09:16:04
Кстати, если вы знакомы с фантастикой и фентэзи, то можете заметить, что фантастика в реальности ничего не предсказывала, а только развивала известное, а вот фентези может похвастать предсказаниями. Вспомните того же Толкиена: Палантир - он уже реализован, сраните современный сотовый. Телевидение кстати было предсказано именно сказками. Не знаю, в чем причина, но древнее человеческое творчество, в сказках, мифах, предания, видело дальше современных фантастов. Может потому что в них высказывали то, о чем мечтают люди всегда, к чему стремится генеральная линия человеческого прогресса, а фантасты пытаются лишь обработать, то что есть, играть роль таких провидцам, но мозгов им как правило не хватает. На мой взгляд, квантовая хромодинамика и общая теория относительности - это скорее научная фантастика, а не реальная наука. Все прогнозы ОТО имеют временной диапазон 10-ть в 9-ой лет, нам их не проверить. Простенькая теория Ньютона вполне себя оправдывает в реальном диапазоне лет. Все говорят о "бритве Оккама", но никто не умеет ей пользоваться, а хорошо бы применить ее к ОТО. Конечно, ОТО красивая теория, но она вступает в противоречие с квантовой механикой и здравым смыслом. Она нужна только ученым, чтобы защищать на ней дисеры, больше никому.
Послано - 30 Июня 2006 : 15:49:01
Как читается хорошая фантастика - видно по тиражам тех же Олдей. Что такое - десять тысяч книг - на десятки миллионов людей, предпочитающих читать именно по-русски?
Послано - 30 Июня 2006 : 18:51:31
Интересно, а есть ли где то данные по допечаткам. Допустим, 10000 для стартовго тиража, далеко не минимум.
Цитата:Конечно, интересно. Просто я не очень себе представляю, где брать конкретные объекты, чтобы выборка была репрезентативной. Я работаю в трех вузах. Так вот, мои студенты фантастику не читают. Т.е., я имею в виду тех, кто вообще что-то читает. Они считают фантастику "низким" жанром и предпочитают современную реалистическую прозу. В крайнем случае, поэзию.
Именно поэтому у реалистической прозы (за исключением тщательно раскручиваемых бесцеллеров) тиражи еще меньше, чем у фантастики.