Послано - 15 Окт 2008 : 11:50:58
Оставим творческое развитие автора искусствоведам ;) Для меня, "Отшельник и Шестипалый" и та же "Жизнь насекомых" - вполне зрелые произведения.
Но пелевинский "турбореализм" - всегда был обращён к жизненным реалиям. Тем, что как-то развиваются во времени. Или, во всяком случае, "текут" по реке времени. Пелевин писал полотна прошлого - от Василия Иваныча - до космонавтов и советских служащих. Описал ельцинское настоящее. И, уже тогда, начал писать то, что тогда было будущим.
По понятным (для многих) причинам, я ничуть бы не удивился, соверши творчество Пелевина более масштабный скачёк во времени. Займись автор дзержинскими и мюллерами. А вот такая "задержка" во времени Ампира - немного удивила.
Скоро дочитаю. Подошёл к тому месту, где получает своё предразвитие образ Чапаева
Вот и Пелевина с дальневосточных путей - в кабалистику торкнуло
Но с усложнением картины мира "от Пелевина" - я решительно не согласен! Для виртуальности, внутри виртуальности, виртуальность эта есть единственная реальность, данная нам в ощущениях. Т.е., материя - понятие весьма относительное. Но пока "единственно истинная точка отсчёта" как-то не находится (реально - а не в абстрактных размышлениях об Абсолюте), уровень бытия, реальный для нас, для нас - реален. В этой тавтологии заключено всё, что стоит об этом сказать
А вот если смотреть "не изнутри", или даже "не вполне изнутри" - у Пелевина, роман об авторах, пишущих роман, позиция персонажей-авторов, стал быть - любая реальность может быть вполне себе виртуальной. Чего и не понял ГГ Дяченковского Цифрового. "Наш", нашего уровня реальности "цифровой" - бог компьютерных сетей. Но - "наших" компьютерных сетей. Он может всю свою бесконечную жизнь прожить - и не выглянуть на более "высокие" уровни. А без этого, с тем, кто там "прописан" - не потягаешься.
Скрытый текст
Пелевинский Граф, в итоге, использовал технику выхода с более "высокого" уровня реальности на более "низкий" - для обратной операции (перехода с низу вверх). Каббалистика техники перехода "сверху вниз" всерьёз - не рассматривает; там - вплоть до самого высокого уровня (одно из Абсолютистских учений, ага ;) ) - нижние уровни доступны автоматом, все ограничения связаны с тем, что только начнёшь "пачкать руки" - так и начнёт тебя вниз по уровням тянуть. Но метафора творения, как написания романа - вполне обосновала данную "магию" ;)
EI
А что там было? Числа? - Абсурдная действительность, где побеждают - именно абсурдные стратегии. Пока я не просмотрел "магическую статью" от БАБы, я и не знал, что у ГГ есть реальный прообраз (эка его "разукрупнил" писатель, однако! ;) ). Далее - политика, не будем пока (и здесь) вдаваться в детали.
Нефте-крово-страдательная теория оборота стоимости с "македонской критикой" вкупе? Пока авторские размышления об обороте баблоса в природе не созрели до уровня АмпираВ с его гламурно-дискурсной теорией стоимости, это была просто ещё одна сырая разработка. А вот ГД теория стоимости - вполне уже серьёзный труд, глубже, современней и "неангажированней" что-ли всяческих "Капиталов" прошлого.
Послано - 21 Дек 2011 : 19:55:14
Не найдя подходящей темы, воскрешаю эту Прочитала новую книгу Пелевина S.N.A.F.F. Позиционируют как роман-утопию… Я бы сказала, что это сказка для взрослых, которую не рекомендуется читать феминисткам. Снафф-видео (англ. Snuff) — короткометражные фильмы, в которых изображаются реальные убийства. Снафф— табак бездымного способа употребления. Читаешь и ощущение, что это и то и другое в одном флаконе, а еще взрыв мозга. Кстати, «Анансовый рай» здесь в плане искусственного интеллекта подвинули, он есть и это высокотехнологическая кукла для развлечения. Что мы будем наблюдать в книге? На мой взгляд, это будет столкновение миров, очень разных, но являющихся одним целым, как знаменитые инь-янь. И это столкновение будет наблюдаться везде от житейских будней до постельных изысков резиновых кукол на мальтийском берегу. Пелевина, на мой взгляд, давно уже пора выводить за рамки литературы или давать более образные названия его произведений.
Читаешь и ощущение, что это и то и другое в одном флаконе, а еще взрыв мозга. Пелевина, на мой взгляд, давно уже пора выводить за рамки литературы или давать более образные названия его произведений.
С первым согласен, а вот "выводить за рамки литературы" это как? В любом случае ведь литература остаётся литературой. Даже такая.
Послано - 26 Янв 2012 : 21:18:24
Если вы собрались Пелевина выводить на пьедестал - я "За", потому что у него что ни начни читать - все затягивает и не отпускает до конца. Дело мастера боится - это о Пелевине.Человек кайфует по жизни и дает ощутить этот кайф другим - не это ли признак гениальности?
Как и в случае одноимённой книги Пратчетта, я перевожу "Снафф", как "Ни за понюшку". Обыгрываются все значения слова. От ганджуберсеркеров до уныло-бессмысленной порнографии на крови. В которой орков-урков "расходуют" ни за понюшку. Ну и конец Биг-Биза - в том же роде.Sk0rp
zelenskaya
Человек кайфует по жизни и дает ощутить этот кайф другим - не это ли признак гениальности?
Практически весь пелевинский "оптимизм" - "не от мира сего". Наша "физическая реальность", мая - иллюзия мира воспринимается пелевиным трагично до безысходности. Всего оптимизма - один пофигизм...
Sk0rp
Традиционно, за рамки литературы выходят "сакральные тексты"
Послано - 28 Янв 2012 : 13:35:03
Кайф по жизни - не только оптимизм, пусть даже и в кавычках. Пелевин видит и знает суть явлений и процессов, он "зрит в корень". Краеугольные камни мироздания у него всегда на своих местах, и он умеет с ними обращаться. Он не пытается ничего придумать - он просто знает то, чего другим увидеть не дано. И рассказывает об этом - легко, красиво, и с удовольствием.
Ну, умение с интересом (кафом - не слишком сильно?) изучать жевательный аппарат крокодила, которому предстоит тебя пережёвывать, скорее - врождённое. Хотя... может какие грибы - тоже "предлагают" путь к близкому состоянию.
Послано - 06 Апр 2013 : 12:23:01
Мало, очень мало есть таких авторов, которых я читаю - конспектируя, как было модно век-полтора назад. Пелевин, Пратчетт - и то - далеко не каждая новая книга.
В жизни вампира есть тайная отрада и тихое счастье.
Они в том, что цивилизационные стандарты либерального гуманизма более не являются для него обязательными.
Граф Дракула
Мой "конспект" - один сплошной спойлер, разумеется. Т.е., читать можно - либо после прочтения книги. Либо - вместо... кто твёрдо решил сейчас - не читать.
Послано - 08 Апр 2013 : 10:46:29
Хочется - не хочется... Не подходящие к Пелевину категории, ИМХО. Даже ранние - Отшельник и Шестипалый, Жизнь Насекомых - развлекательным чтивом - не назовёшь.
А с лихих нулевых, бОльшая часть его творчества - чтение откровенно тяжёлое, с видами на тягостное послевкусье...
Послано - 09 Апр 2013 : 09:19:16
К примеру, что такое этот новый роман Бетмен Аполо? Да суть повторение уже навязших штампов его предыдущих книг.
Вот нам открывается, что существует некое тайное общество(вампиров, демонов или поклонников богини Иштар, не суть важно), причем это тайное общество и правит миром, обманывая обывателя и подсовывая ему ложные образы и понятия. Зачем им это нужно? Да потому, что хотя этот мир иллюзорен со всеми происходящими событиями, но сами эмоции или вау-эффект - реальны, ими питаются и на них и паразитируют эти вампиры или демоны, или кто там ещё.
Вот и весь Пелевин, если взять его книги кратко, не в даваясь в подробности и суть маловажные детали вроде актуальных на момент выхода очередной книги потугов на сатиру и мелких политических шуточек, которыми автор приперчивает содержимое, чтобы вкуснее было заглатывать. "Мир иллюзорен" - очень оригинальная идея с более чем двухтысячелетней историей, но как бы её не подавай, и под какими соусами её читателю не втюхивай - оно уже на зубах вязнет.
Всё это мы уже видели в Дженерейшн Пи, в Священной книге оборотны, в Ампире Вэ, Снаффе - потому и неинтересно.
В девяностых была некоторая новизна и неожиданность. Не в плане идейном, но по крайней мере в реализации.
В нулевых автор как человек - живет и работает, но как писатель - закончился.
Жаль, что содержательный спор по данному произведению - будет неизбежно и жёстко нарушать правила Форума
Пелевин, как всегда, остро актуален политически. Почти как публицист. И уже просто в силу этого - не может "тупо повторяться" (такой степени застоя описываемого им общества - "природа не допустит).
Но он, разумеется - не только публицист. Уже ранний Пелевин - популяризотор буддизма (снова, детальное обсуждение здесь - оскорбит хоть чьи-нибудь чувства). И проблемы понимания природы сознания, разума, нашего "я" - ему не чужды. И подходит он к ним - всегда под несколько иным углом. Даже там, где не меняет собственного понимания вопроса.
Послано - 09 Апр 2013 : 16:20:39
Понимания природы нашего сознания и разума - настолько множественны, что странно что автор подходит к ним ровно одним и тем же образом - с конца 90-ых уж точно. Скучно, девушки (ц) L)
Что касается буддизма - я тут не копенгаген, но сама по себе иллюзорность бытия не только Буддой провозглашалась.
Насчет политической актуальности - тоже как-то слабовато, потуги на сатиру, чем дальше, тем площе
Послано - 10 Апр 2013 : 14:05:52
"...потуги на сатиру..."
Не мы - настоящие "Мастера Слова" и психологии Писатель - не зря так "опрощается". Есть такие литературные приёмы, позволяющие скрыть мастерство за стилизацией под МТА.
Когда мастерство "творца мемов дискурса" невольно прорывается, это небезопасно, вообще-то. Так легко можно дожить до эпидемии покусанных в шею старших и высших офицеров Не вынесла душа поэта... (ц) "Зал кариатид" - не был оценен аудиторией. Все эти метафоры и аллегории не были поняты, хотя всё - почти буквально верно. Вот и вырвалось "из глубин" вот в этой книге "Да вам же - глотки перегрызут, идиоты!".
Иносказание. Но - штамп. Т.е. - понятно народу. С прикладной точки зрения, "малый калибр боевого дискурса" - вмазал по психушкам. Благо Великая Депрессия - такое время, когда этой клиентуры на улицах - чуть не каждый второй... "Лежачие полицейские" от Пелевина - теперь могут вылиться реальными больничными, да и сорок уколов от бешенства...
Послано - 10 Апр 2013 : 17:12:26
Я бы не сказал, что тут какая-то стилизация под MTA, пишет он хорошо. По сравнению со средним российским уровнем фантастики - уж точно.
Надоел он уже просто. Как бы хорошо кто-то не писал, а все ж надоедает после энного повторения вариаций одного и того же
Послано - 01 Дек 2018 : 10:50:01
Виктор Пелевин: «Тайные виды на гору Фудзи» Эх, давненько не брал я в руки свежую книгу Пелевина! В свое время прочёл у него практически всё написанное, и прочёл с удовольствием, но лет пять назад взял паузу. Книги начали приедаться: всё время с чуть разных сторон об одном и том же. Одними и теми же приёмами. А хотелось чего-нибудь другого. Но вот прошло время, и, начитавшись в сети хвалебных отзывов на новую книгу, я решил вернуться к творчеству Пелевина. Ну что сказать? Да, эта книга поинтереснее тех, на которых я Пелевина читать прекратил: «Ананасная вода для прекрасной дамы» и «Бэтман Аполло». Да, фирменный Пелевинский сарказм и издевательство над всем и вся никуда не делись, и, пожалуй, сделались более тонкими за последние годы. Да, в этой книге больше скрытых подслоёв и акцентов, нежели в более ранних книгах Пелевина. И руку на пульсе эпохи Виктор Олегович держит всё так же чутко, отслеживая самые свежие тенденции в обществе, вплетая их в книгу и не забывая над ними посмеяться. И написано, пожалуй, более живо и интересно, чем ряд его книг конца 2000-х – начала 2010-х. И интрига неплохо закручена, и даже её итоговое разрешение даёт любопытные акценты и «подвыверты». Опять же, точность бытовых деталей, узнаваемость, типичность и даже в чём-то символичность судеб героев. Удачно подмеченные и едко высмеянные тенденции и пороки современного общества... Всё так. Прочитал и не жалею. В целом понравилось. Но... Если б не это злосчастное «но»! Ничего принципиально нового, отличного от того, что писал Пелевин пять, десять, пятнадцать лет назад, в «Тайных видах на гору Фудзи» нет. Да, есть более отточенное писательское мастерство, более живой и тонкий текст. Но написано всё о том же и всё теми же приёмами. Снова наша современность, снова мистико-эзотерическая изнанка бытия в сцепке с модными тенденциями. Буддийские медитативные практики, пропущенные через понимание и лексикон русского олигарха с полууголовным прошлым. Тяжёлая доля русской женщины, и не менее тяжёлая доля олигархов, «пожелавших странного». Противостояние архаической мезоамериканской женской магии и духовных практик буддизма. Тонкое издевательство над всем и вся: модными трендами, массовой культурой, политикой, феминизмом, нуворишами, стартаперами, навязываемыми нам стереотипами поведения, увлечением народа эзотерикой – и много ещё над чем. Множество прямых и скрытых цитат в сдвинутом контексте, а также аллюзий и реминисценций. Умно, саркастично, достаточно жизненно, местами многослойно и по первому разу – просто замечательно. И даже по второму-третьему. Но когда подобное читаешь у автора на протяжении полутора десятков лет, начинает уже несколько надоедать. Да, написано хорошо; прочитал и, повторюсь, не жалею. Но для этого мне, увы, понадобился пятилетний перерыв. Захочу ли я теперь прочесть следующую книгу Пелевина? Сомневаюсь. Особенно когда вокруг выходит так много хороших – и таких РАЗНЫХ книг.
Послано - 02 Дек 2018 : 15:28:40
Авторы доолдеевого периода - всемерно прорабатывали единую стилистическую, речевую реальность зрелого своего творчества, предлагая себя в классики, основоположники нового языка; суть же состоит в том, чтобы её, реальность эту, переделывать если не от книжки к книжке, то по меньшей мере - от цикла к циклу (с) В.I
Ну... да. Где тот же Терри Пратчетт даже в рамках основного своего "Мира Диска" - то технический прогресс исследовать берётся, то почту и финансы, то за права одних упырей борется - то про юных дарований из иных гулей припоминает; проблемы Войны и Мира, правопорядка, религии и прочей политики, творчества... геронтологии героических варваров - и взросления их дочерей... с кризисами самоосознания их эпигонов, Смерть и магия, архетипы и природа данной нам во всех омерзительных ощущениях реальности... Самоповтор "на новом историческом этапе" можно усмотреть лишь в отдельных томах. Там Пелевин, по сути - весь в политике. С сексом и экономикой в качестве эдаких вечных опор. Секс и баблос - энергия в крови, гламур да дискурс - политическая оболочка, стенки сосудов...
Послано - 17 Янв 2019 : 11:02:57
Виктор Пелевин: «Тайные виды на гору Фудзи»
Кто не читал, пересказываю краткий синопсис основной сюжетной линии.)
Скрытый текст
Бандюганыолигархи, обожравшись грибов, решившие прогуляться на халяву по пути дхармы посредством МРТ-подключения к монахам, испугались нирваны - т.е. полного и окончательного конца существования. И лишь нарушение пути добродетельной жизни, намеренное нарушение "10 буддистских заповедей" - т.е. укради, убий - и так далее - способно удержать их от скатывания в нирвану, т.е. от полного и окончательного ничто.
Тут есть определённая ирония. Весьма напоминает "Generation Пи" - только лучше. Удачен сюжет и герои. Олигархи, как характеры, высосаны из пальца, Пелевин с ними не общался, - в книге они просто функция, нужная автору, - но в целом инверсия с нарушением заповедей как ситуация забавна.
Написано ну прям так стилистически очень-очень сильно - стиль отличный, метафоры яркие, примеры и сравнения - образные. Реально Пелевин пишет по технике гораздо лучше и увлекательней, чем вся современная пишущая братия в России - ну чего там говорить.
Рекомендую этот роман тем, кто вообще не читал Пелевина. Остальным не советую.
Книгу я прочитал на 80% и отложил. Мне стало так неинтересно, что уже всё равно какая там развязка. Надоел этот примитивный буддизм разжёванный для менеджеров среднего звена, сдобренный матерком и переобувшимися из 90-х братками-теперь олигархами, которые теперь не жрут грибы, а подключаются за большие деньги к компьютеру посредством МРТ с обратной связью и на халяву входят в нирвану при помощи буддистских монахов, у которых на голове второй такой прибор для передачи мыслей. Всё это конечно смешно, но уже было. Под другим соусом, но было. Надоели также изменения наркотические сознания - со всяким глупыми языческими видениями.
Пелевин поёт читателям одну и туже песенку: Кастанеда, буддизм для европейцев, наркотики-грибы, при помощи которых языческие ритуалы храма Астарты.
Ничего не имею против Кастанеды. И то, что автор переводил его когда-то, - это скорее плюс, чем минус. Минус в том, что Пелевин зациклился на этой замшелой эзотерике - и пихает её с регулярностью в свои книги. Буддизм - да тоже ничего в нём плохого, для эрудиции - он, конечно, интересен. Но один, ну два раза. А такая оголтелая пропаганда этой религии в каждой книге - ну это ненормально уже. Ну и глупости это - буддизм этот примитивный, поданный с матерком и разжёванный для читателя - это ненастоящий буддизм.
В этом контексте особенно забавны рассуждения автора про то, что всё есть Ничто. Эти все те же самые рассуждения, которые в его книгах были ещё двадцать лет назад. Но тут контекст забавен. Ведь это надо уметь - писать про Ничто каждый раз, и каждый раз из этого Ничто делать деньги.)
Духовные ценности, заключённые "буддизме" автора, сводятся к одной простой истине - как бы побольше выбить денег из издателей, и "Пелевин, Пустота и бабло" - вполне адекватное название этому процессу.)
Вот так на самом деле и устроена Вселенная - по Пелевину. Существует лишь Ничто, и его основное отражение - Виктор Пелевин, пишет и пишет, преобразуя посредством читателей (которые тоже суть ничто, но с маленькой буквы) это Ничто в бабло. Хотите принять участие в этом увлекательном процессе - купите книгу автора.
Никогда не пробовал читать Пелевина "подряд". Да и перечитываю его - исключительно редко. Читать через год - так не "приедается"
Да, Пелевин интересен не "развязкой". До неё можно не дочитывать. Не будь его мысли разнесены по разным главам, да и по разным книгам - вообще можно было бы читать, вырывая случайные куски. Открыл том на случайной странице - почитал, сколько времени было... так было модно читать Библию век-полтора назад, кстати. Можно и так читать. И Пелевина. Собственно - не читать - перечитывать, конечно. Когда есть шансы на то, что идейный (а не сюжетный) контекст - сам потихоньку "уложится".
А "Тайные виды" - перекликаются с пратчеттовским шутливым описанием буддизма. Мол, адепты - пытаются захапать как можно больше бабла, избавляя мирян от его искушений - в заботе об их душах, натурально У Пелевина же рулит эгоизм олигархов - а это так естественно! (с) Портос, Дюма
Написано ну прям так стилистически очень-очень сильно - стиль отличный, метафоры яркие, примеры и сравнения - образные. Реально Пелевин пишет по технике гораздо лучше и увлекательней, чем вся современная пишущая братия в России - ну чего там говорить.
Стилистически Пелевин вполне неплох (особенно в этом последнем романе), но чтоб прямо-таки лучше всех... Тот же Сорокин по владению стилем ему сто очков вперёд даст. По сравнению с ним Пелевин как стилист просто не угадывается. Так же как и в сравнении с Рубиной, Водолазкиным, Елизаровым, Крусановым, Степновой -- да много ещё с кем -- можем тут, не напрягаясь, больше десятка писателей назвать, кто стилистически пишет куда лучше Пелевина. А если напряжём память -- так и намного больше. Стилист Пелевин неплохой -- но не более того. Не выдающийся -- так уж точно. Он другим берёт. Чем именно, и Вы, и мы тут уже написали. Так что по остальным пунктам, в целом, консенсус. Но чтоб Пелевин -- и по стилю лучше всех?.. Никогда такого не было, и сейчас нет.
Тот же Сорокин по владению стилем ему сто очков вперёд даст.
Вот. У мэтров и профессуры - достаточно объективные (в рамках их... традиции, субкультур - разумеется) оценки. У потребителя, читателя - вкусовщина, натурально! Того не скрываем, тем и гордимся
Современная классика - уж очень близка к физиологии (у греков-римлян я этого не замечал, особенно). Но даже в этих... рамках "жанра" (не в литературном смысле этого слово, но в смысле культурных условностей), от Пелевина, даже от вида "с той стороны выгребной ямы на луну через задний проход" - не слишком тошнит. А от Достоевских и Сорокиных, даже без этих подробностей - тошнит неслабо. И как уж тут оценишь стилистические красоты...
Вот. У мэтров и профессуры - достаточно объективные (в рамках их... традиции, субкультур - разумеется) оценки. У потребителя, читателя - вкусовщина, натурально! Того не скрываем, тем и гордимся ... от Пелевина, даже от вида "с той стороны выгребной ямы на луну через задний проход" - не слишком тошнит. А от Достоевских и Сорокиных, даже без этих подробностей - тошнит неслабо. И как уж тут оценишь стилистические красоты...
Никогда не пробовал читать Пелевина "подряд". Да и перечитываю его - исключительно редко. Читать через год - так не "приедается"
Да, Пелевин интересен не "развязкой". До неё можно не дочитывать.
Ага, верно. Ну это не вкусовщина - это как раз хороший стиль, что он хватает читателя - и ведёт за собой.
Я его 8 лет не читал уж. В общем, всё тоже самое - только антураж поменялся.) Ну и я слушал на самом деле - аудиокнигу.) Неплохо чтец читает.
oldie1 пишет:
Стилистически Пелевин вполне неплох (особенно в этом последнем романе), но чтоб прямо-таки лучше всех... Тот же Сорокин по владению стилем ему сто очков вперёд даст. По сравнению с ним Пелевин как стилист просто не угадывается. Так же как и в сравнении с Рубиной, Водолазкиным, Елизаровым, Крусановым, Степновой -- да много ещё с кем -- можем тут, не напрягаясь, больше десятка писателей назвать, кто стилистически пишет куда лучше Пелевина.
Тут вопрос скорее терминологии - стиль слово многозначное.
Сетевые авторы хорошим стилем обычно считают изничтожение глагола "был" в разных формах, а также прополку местоимений. Выпалывается и вырывается всё, как они считают лишнее, - в результате их тексты читать нельзя. И они считают это хорошим стилем.))
Если это вы имеете в виду - то среди перечисленных вами авторов стиль у них и правда прекрасный - потому что их тексты не страдают таким идиотизмом.
Но вы ведь не это стилем называете.:)
Так, к слову - на одном из форумов меня рассмешил один сетевой автор, который на "голубом" глазу уверял, что стиль у Стругацких - плохой, потому что у них много повторов, слов "был", местоимений, - и что они не стилем брали читателя, а точно чем-то другим. Ну а то, что авторы использовали сильные глаголы - и много чего ещё - ну, человек не понимал или не хотел понять, что хороший стиль это не только отсутствие недостатков, но ещё и присутствие каких-то достоинств.)
куда лучше Пелевина.
Лучше для кого? Или для чего?)) Рубину, Водолазкина, Крусанова я читал - так вот в рамках того, что они описывают стиль их далеко не лучший и подача так себе.
А если напряжём память -- так и намного больше. Стилист Пелевин неплохой -- но не более того. Не выдающийся -- так уж точно. Он другим берёт. Чем именно, и Вы, и мы тут уже написали. Так что по остальным пунктам, в целом, консенсус. Но чтоб Пелевин -- и по стилю лучше всех?.. Никогда такого не было, и сейчас нет.
Вы когда Пелевина читаете, то не на то внимание обращаете. Проще на примере пояснить - примере, чем хорош стиль Пелевина. Хотя бы по одному параметру, но не на пальцах - а с примером. Вот первый попавшийся кусок текста из бесплатного ознакомительного отрывка. Прочитайте отрывок внимательно.
-
Скрытый текст
– Кто я для тебя? – спросил он как-то. Таня вспомнила черноморскую тетку – и нашлась. – Ты тать. Игорь Андреевич сделал круглые глаза. – Почему? – Ну я же Татьяна. Значит, ты тать. – Хорошо, ты не Лена, – сказал Игорь Андреевич. – Меня бы тогда в мавзолее потрошили. Но ответ ему, похоже, понравился. Игорь Андреевич переходил через Альпы каждую неделю два раза, почти всегда с трудностями. Проблему вполне можно было решить гуманитарными методами – но Таня инстинктом чувствовала, что быть с Игорем Андреевичем чересчур уступчивой и ласковой не следует, потому что ему в этом спорте важнее всего именно Альпы, то есть победа над враждебной стихией, которую олицетворяло молодое женское тело. Тать платил вовсе не за нежность. Он платил за то, чтобы с кудахтаньем топтать младое незнакомое племя, ждущее перемен – и она, Таня, была просто послом этого племени. Единственным, что могло как-то примирить Игоря Андреевича со старостью, была символическая победа над чужой юностью, поэтому, чтобы правильно подыграть ему, следовало всячески поднимать цену и престиж этого подвига. Недостаточно было требовать дорогих подарков – кидать монеты в щелку киски-копилки любому клиенту надоедает быстро, Таня помнила это по «Советской». Важно было постоянно модифицировать сам «переход через Альпы», поддерживая изумление Игоря Андреевича, а для этого нужна была поистине суворовская смекалка. Таня хмурилась, сопротивлялась, постанывала, недовольно морщилась, как бы вырывалась из его рук на свободу – но, разумеется, только после того, как войска Игоря Андреевича уже кое-как проникали в долину, и конфузия его знаменам не грозила. Игорь Андреевич не на шутку заводился, начинал шумно дышать и одерживал очередной блицкриг. Объяснить кому-нибудь принципы высокогорного боя Таня вряд ли смогла бы, потому что не формулировала их даже для себя. Единственным приближением к такой формулировке была одна часто мелькавшая у нее мысль: «Вот кошка. Живет с человеком всю долгую кошачью жизнь – и ухитряется сохранить его интерес до самого последнего дня. А почему? Красивая, загадочная, очень мало говорит, много царапает, и, самое главное, безошибочно знает, когда царапнуть, а когда прыгнуть на колени…» Таня понимала мужскую сексуальность образно. Ей иногда вспоминалась картинка из книги про динозавров: бугристый кружок земли, где стоят мальчик и девочка, а под ними – разрез земной толщи со скелетами мастодонтов и ящеров. У каждого мужика под землей были свои скелеты, и часто они выпирали из почвы. Пытаться понять, что именно там зарыто, было себе дороже – важно было выяснить, куда нельзя ставить ногу. Игорь Андреевич в геологическом смысле был ровным и малоинтересным плато: под Таниной туфлей были меловые отложения, миллиарды окаменевших улиток. Ему важно было знать, что у него молодая, дорогая и красивая любовница из таинственного поколения перемен. Других костей там не было. Таня сделала в хорошем салоне несколько абстрактных татуировок на руках и плече. Когда Игорь Андреевич попросил объяснить их смысл, она ответила так: – Ну это молодежное. Мировоззренческое. Кто в теме, втыкается сразу. Она телепатически чувствовала, что требуется стареющему сожителю. У нее появилась косуха...
-
Две образные метафоры раскрываются в нескольких абзацах - "тать" и "геологическое плато". Обе раскрываются так подробно, что абсолютное большинство читателей поймёт их. Важна и сцепка между двумя этими развёрнутыми метафорами - обратите внимание насколько плавен переход. И всё это вместе двигает текст вперёд и раскрывает образ и характер героини этой и ситуацию в которой она находится. За развитием мысли и объяснением этих сравнений интересно следить.
И таких развёрнутых сравнений - которые для читателя абсолютно понятны - в его тексте полно. А у других авторов, а? Умеют они так?) И это лишь один из его коронных приёмчиков по удержанию внимание читателя.
Ну что бы сделали перечисленные вами авторы? Ну, их хватило бы придумать метафору - это сколько угодно, а вот подать её всегда доступно - уже не факт. Написали бы пару предложений - в лучшем случае, а в худшем одно или вообще не стали бы разжевывать - без всяких пояснений было бы. Просто как обычное сравнение.
Не велика заслуга придумать образную метафору, но метафора - какая бы ни была - хорошая или плохая, должна быть принята читателем. Если читатель на ней завяз и не понял - это плохая метафора, которая прервала его чтение. У Пелевина такого почти нет.
Ну и в плане риторики - Пелевин отлично умеет в тексте доказывать и внушать, что большинство читателей ему верит и с интересом следит за ходом мысли. Автор использует дедукцию в тексте - постоянно. Две посылки(умозаключения) - вывод третьей - новой.
Убедительный автор, умелый ритор. Относится риторика к стилю? Ну конечно. Используют этот же подход другие авторы? Так вообще мало кто. Не всем, конечно, надо в рамках их текстов доказывать постоянно что-либо, это да. Однако, кого вы можете назвать ещё по этому параметру, а?)
Есть и ещё другие параметры, и всё в совокупности у него сбалансировано - поэтому он пишет лучше многих современных авторов и читаем. Вот это - стиль.
Послано - 19 Янв 2019 : 07:53:28
Falcony, извините, не дочитали Ваш ответ. Скучно и очень многословно. Если считаете Пелевина выдающимся стилистом -- считайте себе на здоровье, Ваше право.
Послано - 21 Янв 2019 : 11:48:59
Без проблем, я считаю. Может, и многословно, а зато суть - в яблочко.
О том, как читатели воспримут текст, многие авторы думают чуть ли не в последнюю очередь - если вообще думают. Бывает и неправильная установка - авторская позиция. К примеру, О. Славникова. Она полагает, что так, как она пишет - это хороший стиль.))) Но стиль у неё на порядок хуже пелевинского.
Три части - и одна треть. Эту вещь сложнее всех прочих пелевинских найти в Сети. И недаром.
Первая часть - практически "непроходима" читательским большинством. Там - разбор современного "правого" и "левого" дискурса на живых авторских примерах. Это можно бегло просмотреть. Это можно читать по паре страниц с недельными перерывами. Это - вообще можно пропустить - при первом прочтении Лампы. Лампу не стоит начинать читать с этого.
Со второй части, Лампу можно читать до конца, подряд. Вторая часть - классическая фантастика с мистическим привкусом. Путешествия во времени, МНВ (Азимов, Конец Вечности - верно продолжается традиция). Третья часть - мистико-фантастический реализм. Такое можно читать не раз. И понимать по-разному.
Можно читать про то, как небольшое гордое сообщество может придать последним трём-пяти годам жизни, когда его члены доходят в ГУЛАГе великое внутреннее содержание. "Мальчики умирают с улыбкой на устах" (с) Павлуха Грач
Можно прочесть апологетику российского Закона, где Воры приобретают солидную такую и (venerable - как это по-русски-то? Почтенную?) связь со старой массонской традицией. Соответственно, массонство опускается и высмеивается этой исторической своей связью с Ворами в Законе. Пелевин - не утрудился серьёзным обоснованием. Лингвистика, это - сила, но там - слишком мало примеров. Вышла - классическая народная лингвистика, когда версия о простом совпадении - не в пример статистически весомей. Но... да, в общем российском абсурде и эта "гипотеза" - имеет право на существование. Уж не меньшее, чем сверхцивилизация гендерного геноцида в которой, (до МНВ, разумеется) Пелевин находит корни современной победы феминизма.
Наглость (хуцпа - палес.), в которой Пелевин видит мистическое обоснование твёрдости современных, не обеспеченных золотом валют - сырая разработка, даже как чисто фантастическая идея. Его собственная гламурная теория стоимости "видит" в современных валютах эдакие воплощённые бренды, в которых сегодня сил... и сосредоточена бОльшая часть стоимости товаров. На сегодня, гламурная теория стоимости лично меня - устраивает. И ни в какой дополнительной "наглости" - не нуждается. Но... поживём - увидим! И гламурную теорию (брендовую) Пелевин - не один год разрабатывал, но весь период с Поколения Пепси до Ампира В.
Послано - 22 Окт 2020 : 22:30:27
Искусство лёгких касаний
Продолжение прошлой книги. Цикл можно пометить "Голгофский" (виртуальный иследователь закрытых и не очень архивов). Так что - нарушаю своё правило. Давно не читал Пелевина, можно попробовать и несколько книг сразу прочесть.
Книга - достаточно новая. Так что - сплошной спойлер.
Скрытый текст
Картина будет полной, если мы добавим, что штурвал сидящего в рубке капитана точно так же не прикреплен ни к чему реальному, кроме корабельной стенгазеты, и управление кораблем сводится к тиражированию слухов о том, куда и как он должен вскоре поплыть… Единственная функция всех актуальных рулевых – крутить штурвал перед камерой. Все прочее определяют волны, ветер и воля Архитектора Вселенной…»
Имеющий глаза...
В прошлой книге, когда Пелевин был нарочито небрежен с ивритом, лишь намекая на игру слов (хупа - свадебный полог, купа - касса - и т.д. и т.п.) его было очень просто ловить за руку. Ну... в наших Палестинах - сотни тысяч тех, кому - просто. А его эрудиция - впечатляет, на первом-втором году обучения языку всё это - определённо не "слышно".
В этой книге, всё становится сложней. Ну да, иврит-арамейский-финикийский - родственная группа языков. Но... по-польски, или болгарски с одним знанием русского читать - пробовали? Не говоря уж о чешском.
Опасней всего - ложные параллели, народная лингвистика ("урода" - не уродина, а красота, например). Тем не менее - и тут я слышу - совсем не так, как Пелевин. И кое-что - гораздо лучше укладывается в его мистический контекст. Характерный пример:
Ганибал. Пелевин слышит "хани баал" - благословенный Баалом/Ваалом (Хозяин/Господин - важнейший палестинский бог). Я же слышу hа_ани баал. А это - замечательно лаконичная версия индийской мантры "аhим брахма аси" - Аз есмь Брахма (Господь).
Сопоставление Баал-Хронос, тезис о невозможности ограничения бога времени во времени, теория категоризации по коммуникативной совместимости - начиная с принципиального темпорального фактора - темпа, продолжительности жизни. Достаточно интересно.
Разумны наши культуры/субкультуры. Мы - коллективноразумны, а не индивидуально. Так что в этом смысле, разум - действительно внешняя по отношению к нам сила. Чужой код на нашем железе. Без хоть какого системного кода, однако, наше железо - мертво...
А у Пелевина, разум - симбиотическая абстракция (с) Желязны. Захватившая ноосферу где-то во времена "Великой" французской. Ну да. Симбиотическая абстракция. Вот только настолько глобальная... Самая глобальная. Нечего, не у кого ей было завоёвывать. В целом. А в частности, большие и малые победы одних культур/субкультур над другими - эволюционные будни. Так идёт любая эволюция. А революции тут... тотальные хотя бы в культурном смысле религиозные войны, та же Реформация.
– Стандартная развертка. Химеру замечает кто-то один, делится своим переживанием с другими, и те немедленно начинают видеть то же самое. Чем больше людей видит химеру, тем шире становится воронка узнавания и тем больше в нее вовлекается новых людей даже без вербального обсуждения вопроса.
Воронки узнавания. Да уж, узнаю... На других изучал. На мне - бесполезно. Похоже, нонконформисты просто "вырезаны" из этого слоя коллективного бессознательного. Хотя сурово - не проверял. Никогда не позволял бить по своим мозгам тысячами повторов - даже тупой рекламе. Бережёного, как говорится - боги берегут. И прокси настраиваемые. И передачи - записываемые и проматываемые.
Правда, как оружие Судного Дня? Ну... может - лёгкое художественное преувеличение.
Китайская импрская бабочка с фень...ским? акцентом. Что китайскому императору - сон, то российскому олигарху - щедро оплаченная прихоть. Ну, "вкус халвы" это поколение олигархов - далеко не первым утрачивает. Кстати, среди классических китайских рассказов припоминается и такой, где эдакий контрастный массаж эмоций бедному студенту оплатил... его враг. Студент - целый вечер праздновал нереально удачное назначение на пост, что входило в состав жестокого розыгрыша. Чтож. Саморозыгрыш в духе "двое суток параши не видать" - поспецифичней будет...
Послано - 24 Окт 2020 : 14:59:15
Перечитываю Ананасную воду. Благо вот от этой книги за десять лет - мало что в памяти осталось. Кое-какие детали - помню, сюжеты - забылись.
Разумеется, при первом прочтении я не мог знать, что встретившийся в самом начале Шмыга - ещё будет завершать один из сюжетов последней (на сегодняшний день, а не самой крайней) книги.
Глас божий - экая пародия на Лема...
Получается, круговая порука — это когда у вас нет национальной традиции собираться толпой вокруг любого талантливого соплеменника и бить его колами, пока он не сдохнет в пыли под забором, чтобы вокруг снова остались одни пьяные урядники, лопухи и свиньи.
И как точно про Отцов Лжи:
Неужели не понятно? Черта сажей не измажешь. Компромата на Сатану не бывает. Потому он и Сатана.
Ну да. Эту раннюю версию - определённо стоит читать после двух последних книг Пелевина.
«А че бы ему не петь, — думал я, подпевая. — Где для этих загорелых спортивных мужиков начинается Родина, для всех остальных она кончается, потому что за забор никого не пустят. А где она начинается для остальных, там им даже бывать не надо. Разве что выйти поссать из „мерседеса“…»
Я вспомнил, что в исламской мистической поэзии опьянение было метафорой духовного экстаза — и подумал, что никому в те дни не приходило в голову шить Джалаладдину Руми пропаганду запрещенных шариатом веществ или экстремизм, потому что в традиционных обществах чиновник был поэтом и воином, а не российским уклюжим вором, постоянно стремящимся поднять как можно больше вони, чтобы скрыть свое воровство.
Наивные люди. Бюрократ освоил „коммунизм“, освоил „свободу“, он не только „ислам“ освоит, но и любой древнемарсианский культ — потому что узурпировать власть с целью воровства можно в любой одежде и под любую песню.
Послано - 26 Окт 2020 : 16:52:39
Разговаривать о современном Пелевине как о части литературного процесса все равно, что в лекцию о некой "коллоидно-органической химии" вставить подробное разбирательство с "сортовым навозом" с показом образцов и мастер классом определения "выдержанности навоза" по запаху.
То есть формально навозо-ведение входит в учение о "дисперсных системах и поверхностных явлениях, возникающих на границе раздела фаз" ну как-же "адгезия, адсорбция, смачивание, коагуляция и электро-поверхностные явления в дисперсных системах" Все на месте! А на практике, кроме узких специалистов "навозоведов" никому в голову не придет преподавать и изучать этот, ну ОЧЕНЬ ЧАСТНЫЙ случай коллоидно-органической химии.
По моему такая аналогия довольно доступна. И беда даже вовсе не в том что Пелевин в своих литературных поисках заглянул на "компостный завод" беда в том, что он там и остался.
Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра...
Послано - 28 Окт 2020 : 05:57:17
AlKom, врядли такие аналогии могут быть уместны по отношению к одному из топовых писателей. По мне так скорее это большинство жителей планеты ни разу не выползали из "компостного завода", и потому, все не "навозные" темы, ошибочно представляются им "очень частными" случаями.
AlKom, врядли такие аналогии могут быть уместны по отношению к одному из топовых писателей. По мне так скорее это большинство жителей планеты ни разу не выползали из "компостного завода", и потому, все не "навозные" темы, ошибочно представляются им "очень частными" случаями.
По моему, то что кто-то, успешно кормит салонными темами "турбированный офисный планктон", не делает из него литератора. Это как переперченный суп-харчё, который, может быть в виде исключения, даже вкусным быть. Но оценить его в полной мере сможет только "нативный грузин" привычный к "огнедышащим дозам перца". Все остальные НИЧЕГО кроме перца физически заметить не смогут. . ИМХО: Настоящий литератор максимально УНИВЕРСАЛЕН хотя-бы в том, что в принципе ни у кого не вызывает"литературой рвоты"... И кроме того "трубо реализм" это давно уже "гнилое ретро" типа "великого но ужасного" классического киберпанка с которого но собственно и начинался.
Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра...
Послано - 30 Окт 2020 : 02:11:00
AlKom, ты, судя по речи, выглядишь взрослым человеком и не идиотом. Потому, попытайся хоть как-то аргументировать свою позицию. Желательно, используя понятную всем терминологию, без всяких "турбированных планктонов" и "литературной универсальности". Ни один автор не может и не должен нравится абсолютно всем. Пока что твоя фраза:
Все остальные НИЧЕГО кроме перца физически заметить не смогут.
Выглядит исключительно как попытка обвинить автора в собственном невежестве. Это все равно что пытаться обвинять какого-нибудь Хайдеггера в том, что он использует много узкоспециализированной терминологии. Лично я вот так сходу не могу припомнить ни одного современного автора, кроме Пелевина или может быть Смирнова, которого хотелось бы разбирать на цитаты за их точность, ёмкость и порой злободневность. Пелевин - это автор "не только лишь для всех", так же как и Толстой или Достоевский. Но это не делает его плохим, а лишь подчеркивает его уникальность.
Лично я вот так сходу не могу припомнить ни одного современного автора, кроме Пелевина или может быть Смирнова, которого хотелось бы разбирать на цитаты за их точность, ёмкость и порой злободневность. Пелевин - это автор "не только лишь для всех", так же как и Толстой или Достоевский. Но это не делает его плохим, а лишь подчеркивает его уникальность.
Есть например Борис Акунин ... это по моему отличный пример того во что что мог превратится Виктор Пелевин отойди он от эпатажа. (Тем более что искра таланта у Пелевина горит действительно не в пример ярче )
И еще был в 1950-1960 годах такой автор Уильям Берроуз (не путайте с Эдгаром ) вот он писал в точь точь "в Пелевинской манере", а его знаменитый "Голый завтрак" по прежнему вызывает бури эмоций и тоже давно "растаскан на цитаты". Но со времен 50-х годов воды утекло океаны, и за это время, то что было свежей струей, стало "яузой", а точнее канализационным стоком ... (К нам это струя добралась в конце 80-х и 90-х и была еще достаточно освежающей что-бы дать успешное начало бесконечной "мухоморианне" Пелевина )
Но повтряю сейчас ТУРБОРЕАЛИЗМ МЕРТВ так же как и его фантастическое порождение киберпанк! (Посмотрите на эту по цыплячье пеструю эксгумацию с номерком "2077 на бирке из морга" и все станет ясно- это то что называется "фолк" стилизация .... "Настоящие гавайцы" ) И если даже техно романтика "хрома и неона" не смогла "удержать волну", то унылая "турбо повседневность"(А у Пелевина несмотря на непрерывную мистификацию сюжетов правит бал именно она) и подавно не сможет.
И да действительно извиняюсь за "избыток метафоричности", но по моему это куда лучше чем прямые заимствования из дежурного арсенала Пелевина.
Послано - 01 Ноябр 2020 : 11:28:22
Многие ценители литературы презирают Пелевина, как публициста, "притворяющегося литератором". Хотя традиция это - древнейшая. Гомер с Иллиадой, добрая половина творчества Шекспира, Свифт - просто первое из всем известной классики, что приходит в голову. Российская литература девятнадцатого века? - Кто учился ещё в Совке - легко припомнит. От Пушкина с Капитанской дочкой, Дубровским и декабристами - до Путешествия из Петербурга в Москву. Из лучшего, что мы - всё ещё помним - половина. Как бы не большая. Двадцатый век - Бунин, Замятин, Платонов, Булгаков - вовсе не Исаичем единым.
Разумеется, настоящий (не социалистический) реализм задевает уже не только персоны, но целые категории граждан. Тот же культ Дьявола возмущается. Ананасная вода - завершила в этом смысле "дело" вампирского цикла, а тут ещё две последние книги с разъяснением механизмов... не столь примитивного плана (не рупором в зубе и под сидалищем - в стиле шпионских романов середины прошлого века, но культурными их эквивалентами). Ваал (Баал - да, в ряде палестинских языков первая "в" в слове, да ещё - именно эта "в", а не та, что работает "у" по совместительству - читается, как "б") - натуралистичный, с рогами.
Зря. Зря возмущаются, на самом деле. Поклонникам богов досталось не в пример круче. Пелевин дополняет классический тезисы о "непознаваемости путей" и неподсудности (см. притча об Иове) тривиальным из них выводом. Кому "высшие сущности" непознаваемы и неподсудны, кому - не стоит судить об их Добре и Зле... не различить и богов от дьяволов, естественно. И поклонники Дьявола тут - в относительном выигрыше. Уж они-то - хоть не с закрытыми глазами душу продавали. Пастве богов - не в пример обидней! Хотели - как лучше, а получили... как всегда (с) Черномырдин. С нашей, практической точки зрения - всё без разницы, полная тщета помыслов и усилий.
Сам же Пелевин, похоже - пользуется классической христианской теологией:
1. Боги творят беспредел открыто - им не от кого, не с чего таиться. Сына прикажет сжечь, или ещё какого барана - так именно сжечь. И именно - во славу и в угоду. Всё совершенно буквально.
И где боги действуют совершенно открыто и беспредельно, там тот же Баал - таится, под них маскируясь. Он - не забирает предложенные ему жрецами жизни силой явно. Он - как дон Карлеоне. Предпочитает делать предложение, от которого практически - невозможно отказаться. И "юридически" всё происходит по совершенно добровольному согласию, без принуждения. И жертвы - не то, что "до огня жертвенника не долетают". Они - вообще как-бы не рождались и не были похищены. Их как-бы и не было вовсе. Никакой казни, просто десять лет без права переписки. Да и кому - не понять. С портретов - стёрты (в Древнем Египте такое уже было, а может и раньше), роль в официальной истории уже и не рассмотреть, семьи - благополучно отреклись, как бы сами в жертву и принесли.
2. Жрецы не получают великих земных благ, всё больше "фокусы". Лампа Мафусаила - пример замечательный. В тех лагерях пропали не одни массоны, но и большая часть священников, между прочим.
А вот жрецы Баала-Хроноса-Разума - совсем другое дело! Эти чужими жизнями покупают долгую и сытую жизнь себе.
---
Вот же она, казалось бы, разница! Ан - нет. Она вроде и есть. Вот только рядовому верующему (до бушей включительно) её - не видно. Т.е. жреца-то - "чьих он" - разглядеть не так уж и сложно. А вот какого "бога" услышал, где его жрецы и жертвенники - хошь - верь, хошь - не верь. Есть только слово Его. И уж коли поверил... получай из той же... бочки, что и прочие поклонники дьяволов. Да хоть бы и жрец. Катит оборванный нищеброд на велике, в горы, аки отшельник почти, сдауншифтившийся. Получает-то он - ничуть не меньше, чем его крутой предшественник. Но - понимает, что к его "вечному счастью на Земле" - нет нужды добавлять головняк, связанный с формальным положением. И попадись какой Буш с Ай Кью повыше, поищи жреца - так можно ведь и вот этого предъявить.