Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 

А с кого все началось?!

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Аивга
Хранитель


Russia
440 сообщений
Послано - 19 Авг 2004 :  23:20:56  Показать инфо об авторе  Посетить страницу Аивга  Ответить с цитатой
Бродишь, бродишь по форуму: жизнь кипит, общение, со всех сторон слышатся имена авторов... Перумов, Никитин, Стругацкие, Злотников и многие другие. Только это ведь все авторы современные в большинстве случаев. А ч кого же все-таки все начиналось, если не брать в расчет мифы, поверья и легенды? Насчет иностранных авторов судить не берусь, для меня по-преднему первым из первых остается Жюль Верн. Гомера что-то язык не поворачивается фантастом назвать... уж скорее фантазер. =) А вот кто был первым в нашей литературе? У меня получилось, что началось все с Салтыкова-Щедрина и его сказок. По моему нению, его справедливо можно считать фантастом, но с оговоркой... ведь его сказки полны иносказаний и аллегорий, ибо такой прием был единственным способом обойти цензуру того времени. Потому и моти творчества у Салтыкова, естественно, отличается от нынешней идеи... а так, никто больше и не приходит в голову... Что думаете по этому поводу, господа Хранители?

Я - сущий ангел. Только крылья в стирке, а нимб на подзарядке.

vb
Мастер Слова


Russia
1493 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  00:10:31  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу vb Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Есть замечательный обзор ранней российской фантастики - книга Булычева "Падчерица эпохи". Она публиковалась в Если в конце 2003 года. Не знаю есть или нет в сети или в других изданиях.

Правда большинство имен в книге практически ничего не говорит. Вот интересен другой поворот этого же вопроса - А с чего начинается история фантастики не вообще, а лично.

Вот ИМХО, российская фантастика началась с Беляева


Лёлик
Мастер Слова


Russia
1150 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  09:36:21  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Лёлик Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
vb, мне казалось Булычев писал не про фантастику, а лишь про Утопии и Антиутопии. Разве нет?


vb
Мастер Слова


Russia
1493 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  10:45:14  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу vb Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Лёлик
А кто тогда писал не утопии или антиутопии?
Для фантазий были более популярны немного другие жанры - сказка, рыцарский роман, детектив...
И потом с каких это пор утопия/антиутопия перестали быть фантастическим жанром.
Если их вычеркнуть, то сначала окажется, что Беляев, Толстой, Булгаков … - не фантасты.
Потом параллельно можно вычеркнуть Оруэлла, Хаксли, Замятина…
И что остается – приключения с фантастическими элементами? Жюль Верн, Конан Дойль, Говард и половина Уэллса из зарубежной фантастики?
А у нас? Что то не припоминается великой приключенческой довоенной фанатастики?
Кроме Беляева
Где интересно у него утопии? Да в основе многих сюжетов противостояние буржуазия- рабочий класс. Только вообще то для той эпохи в этом нет ни одного фантастического элемента, поскольку именно этим они тогда и жили.
Романы о сегодняшней России основанный на реальных событиях был бы 20 лет назад воспринят именно, как плохая антисоветская фантастика.
Романы о хакерах, компьютерах и компьютерных гуру, например документальные книги про Кевина Митника или Линуса Торвальдса имеют очень много общего с классическим киберпанком, который в своей сути – антиутопия.
Итак Беляев
Звезда КЭЦ, Прыжок в ничто – первая российская космическая НФ Фантастика
Человек-Амфибия, Подводные земледельцы – к сожалению почти исчезнувшая сейчас морская фантастика.
Ариэль, Голова профессора Доуэля – родоначальник жанра биологической фантастики – клонирование, пересадка сознания, создание сверхчеловека и.т.д.

Чистая антиутопия, ну может быть – Продавец воздуха – ну социальный заказ тоже нужно выполнять – не будем показывать пальцем на наших современных писателей, посмотрим на них лет через 100 – сколько имен и произведений смогут вспомнить?



Мавет
Хранитель


Russia
664 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  10:48:19  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Мы об российской фантастике или о советской?Если о российской, то начиная с 19 века много можно сказать...


Лёлик
Мастер Слова


Russia
1150 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  10:56:02  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Лёлик Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
vb, я там слово пропустил :) Я хотел сказать писал не про всю фантастику ;)


Кубикус
Мастер Слова


Russia
1788 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  11:26:01  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Кубикус Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Для меня безусловно родоночальником авторской Российской фэнтези является Пушкин А.С. со своим Русланом и Людмилой (большие прения уже были по этому поводу где-то в "явлениях". Что касается Фантастики (тогда еще научной) - наверное Алексей Толстой


Eki-Ra
Хранитель-дебютант - 2004


Russia
3631 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  11:39:53  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Вот между прочим, про Толстого все, кроме уважаемого Кубикуса напрочь забыли. Между тем, "Гиперболоид инженера Гарина", уверен, знаком всем. А ведь была еще и "Аэлита".

Чтобы одно очистить нужно другое запачкать...
Но можно запачкать все, ничего не очистив...

Joda
Мастер Слова



1071 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  11:43:07  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Тогда можно вспомнить и А.Грина с его "Золотой цепью", "Человеком, который умел летать" и конечно же с "Алыми парусами"

Нц а 19-й век: Салтыков-Щедрин - всю его сатиру можно обозвать фантатстикой. Этой уже в наше время стали разделять фантастику, фэнтези, сказки и т.п. А раньше было проще: либо быль, либо небыль. Вот все, что относится небыли, можно отнести к фантастике

============
Мелкие и крупные пакости. Недорого. Оптом и в розницу. Обращаться круглосуточно.

Мавет
Хранитель


Russia
664 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  11:53:51  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
начнем, пожалуй с того,что все русские классики, кроме Льва Толстого, были замечены в написании НФ, фэнтези хоррора. и в анлоязычных фантастических антологиях, не страдающих нашим пиететом перед великими, мною были замечены и"Пиковая дама", и "Шинель" ,и "Страшная месть".

Но первым,ИМХО, таки был Ян Потоцкий. Он. конечно, поляк, и писал по-французки, но жил в России и состоял на русской службе, и потому мы смело присваиваем его себе. Его роман "Рукопись, найденная а Сарагосе" я всем советую прочесть.
Затем - младшие современнки Пушкина. Н.Вельтман. Очень интересный автор, из его романов "Кащей бессмертный" и "Светославич" проглядывает вся современная славянская фэнтези.
В. Одоевский.Основоположник русской НФ и антиутопии - роман "Русские ночи" .
Все указанное мною в советские времена переиздавалось и доступно к прочтению
Продолжение следует...


Eki-Ra
Хранитель-дебютант - 2004


Russia
3631 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  12:10:57  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А как насчет Бажова? Его Сказы - великолепный пример переложенных на современную автору реальность уральских легенд и сказаний. Чем не фэнтези?
Что характерно - наделенные необыкновенной силой создания сказов уникальны и лично мне аналогий не попадалось в русских сказках.
Может, кто-нибудь знает откуда Бажов их брал? Были ли в их основе оригинальные местные "рабочие" легенды или Хозяйка Медной горы, Великий Полоз и Огневушка - плоды замечательной авторской фантазии?
Я так просто зачитывался когда-то. А будут свои дети - буду с удовольствием им вслух читать. Классика... с большой буквы.

Чтобы одно очистить нужно другое запачкать...
Но можно запачкать все, ничего не очистив...

Х. Иванов
Мастер Слова


Russia
1456 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  13:16:26  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Х. Иванов Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Что то не припоминается великой приключенческой довоенной фанатастики?

О-о-о, насколько это неверно! К сожалению, не нашёл в сети уже упомянутую "Падчерицу эпохи" Булычёва, а там очень хорошо и живо описана наша довоенная фантастика. Поищите, может, кто найдёт? Печаталась она, по-моему, в "Если" года два назад.

Цитата:
Для меня безусловно родоночальником авторской Российской фэнтези является Пушкин А.С. со своим Русланом и Людмилой

Ну, мужик, этак мы всю литературу романтизма обзовём фантастикой. Чем "Фауст" не фэнтези? Или, скажем "Слово о полку..."? А чего мелочиться, там ведь Див присутствует. Но давайте всё-таки сузим формальные рамки. Еки вон и Бажова приплёл. Сказки - не фантастика. И "Гулливер" не фантастика. Элементы есть, не спорю. Некоторые писатели сознательно используют фантастический метод, но именно метод, преследуя цели совсем не фантастические, а, скажем, как в том же "Гулливере", сатирические.

Так давайте определимся, о чём мы говорим. Тут большинство понимает фантастику расширительно. Но если так - то до введения метода "социалистического реализма" 80% наших литераторов - фантасты. Весь Гоголь, Фёдор Михалыч с его Великим Инквизитором, Чехов с Чёрным монахом... про Льва Николаича я вообще молчу - мистик голимый. Всё-таки давайте какие-то рамочки установим.

Муки совести переносимы.

Joda
Мастер Слова



1071 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  13:29:31  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
2 Eki-Ra Достоверно об истоках скажут литераторы, но нам (я жил на Урале) всегда говорили, что Бажов переработал народные сказы.
Но и теперь тебе покажут и Марьин сундук (огромный каменный параллелепипед) и остров посреди озера, куда Полоз так и не смог дотянуться и многое другое....
Природа такие чудеса там показывает, что наверняка они сначала именно в народные сказания попали, а потом уже Бажов их изложил.

============
Мелкие и крупные пакости. Недорого. Оптом и в розницу. Обращаться круглосуточно.

ANN
Хранитель традиций


Belarus
5254 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  13:58:56  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой

Кубикусу
Цитата:
Для меня безусловно родоночальником авторской Российской фэнтези является Пушкин А.С. со своим Русланом и Людмилой

Очень примечательно! В смысле замечательно! А сколько пришлось приложить сил группе Хранителей, чтоб убедить тебя в этом!

Но, Салтыков, Пушкин, Бажов и прочие, создавая свои шедевры, начинали не на пустом месте. Мифы, былины, сказания и сказки служили основой для их творчества.


Николай
путник чужих дорог

Eki-Ra
Хранитель-дебютант - 2004


Russia
3631 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  13:59:41  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Х. Иванов
Я ведь не "с бодуна" его "приплел". По реализму сказы Бажова вовсе не походят на обычные сказки. Это, собственно, и не сказки, а именно сказы - сюжеты, где мистика, легенда и реальность балансируют на одной шаткой грани между "быль" и "небыль". Ведь недаром же автор, как правило, существенно ограничивает количество действующих лиц в каждой отдельной истории. И под конец прямо или иносказательно заявляет читателю: "Хочешь - верь, не хочешь - не верь... а только сказывают люди..." И все это - таким замечательным литературным языком, что зачитаешься!
Уж если что и сравнивать с современной "фэнтези", то, как мне кажется, именно сказы Бажова вещи.

ANN
Равно как и для Толкиена, например... а соответственно - и для всего "классического" фэнтези. Не так ли?

Чтобы одно очистить нужно другое запачкать...
Но можно запачкать все, ничего не очистив...

Отредактировано - Eki-Ra on 20 Aug 2004 14:01:54

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  14:18:33  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Из довоенных "Месс-Менд", по моему Мариэтта Шагинян. Написана кажется в 20-х годах. Помню в детстве произвела на меня большое впечатление.


Кубикус
Мастер Слова


Russia
1788 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  14:21:18  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Кубикус Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:

Кубикусу Очень примечательно! В смысле замечательно! А сколько пришлось приложить сил группе Хранителей, чтоб убедить тебя в этом!



ANN
Ты все перепутал :(


Аивга
Хранитель


Russia
440 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  19:58:50  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Аивга  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
По мере обсуждения вопроса были упомянуты имена Пушкина, Гоголя и других классиков. Насчет Пушкина абсолютно согласна с уважаемым Кубикусом! А вот с тем, что Гоголь писал фантастические произведения не могу. Судя по тому, что я знаю, Гоголь был очень суеверным человеком, склонным к предрассудкам. Многие нынешние филологи сильно сомневаются в психическом здоровье писателя. А фантасты пишут все-таки благодаря вдохновению, а не душевным болезням и страхам. Так что, Гоголя если и можно считать фантастом, то все-таки с натяжкой.

Я - сущий ангел. Только крылья в стирке, а нимб на подзарядке.

El
Мастер Слова


Россия
6247 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  20:17:34  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
ОК. Вместо Гоголя возьмите Бестужева-Марлинского. Мистика типа снов Татьяны.

- Que hace el inquisidor?
- El inquisidor hace algunas preguntas.

Отредактировано - El on 20 Aug 2004 20:23:29

НикитА
Наблюдатель


Russia
0 сообщений
Послано - 20 Авг 2004 :  23:12:00  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Кубикус
Бальзам на душу - твой пример фантастики (Пушкин А.С. "Русла и Людмила")

ANN
Кубикус всегда говорил, что "Руслан и Людмила" - это фантастика :) Он в тот момент - единственный, кто меня поддержал в этом вопросе.

А вообще, как уже сказал, Мавет, много чего можно рассказать о фантастике начала 19 века. Помню, как-то в сети мне попадался реферат на эту тему. А потом в библиотеке откопала сборник произведений, по которому был написан данный реферат. Постараюсь поискать. Если найду - сделаю своего рода небольшой конспект.

Не только великое достойно внимания.

Admin
Администратор
vb
Мастер Слова


Russia
1493 сообщений
Послано - 21 Авг 2004 :  00:20:22  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу vb Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
О-о-о, насколько это неверно! К сожалению, не нашёл в сети уже упомянутую "Падчерицу эпохи" Булычёва, а там очень хорошо и живо описана наша довоенная фантастика.

А без Падчерицы Вот просто так на память из того что читали сами… В "Падчерице эпохи" действительно очень хорошо описана довоенная фантастика, но мы ее не знаем, не читаем и даже если ее переиздадут, то читать вряд ли будем.
Что касется большинства писателей того времени, то для них фантастика была одним из жанров. Например, Алексей Толстой с равным успехом писал и "Хождение по мукам" и "Петр 1" и "Аэлиту". Причем оба его "фантастических" романа - это рассказ о борьбе с империализмом - фантастический элемент минимален. Гениальность Толстого в том, что написав то что от него ждалли, он создал произведения, которые вполне читаются и сейчас. В них нет совсем картонных героев.
Кого из них можно определить, как писателя-фантаста в современном смысле – челоека, который пишет фантастические книги, которые если пишет нефантастическую вещь, то он просто экспериментирует с жанром. Именно это отличает его от тех писателей, которые используют для реализации своего художественного замысла – фантастические элементы.
А заодно отличить от того, что было до фантастики (в современном смысле жанров НФ, фенетзи и их подвидов). Да в каком то смысле сказка, литературная сказка, мистика … все это предтечи жанра, но вот фантастикой я бы это не называл.
Фантатстика – дитя рационализма. Фантастика – жанр в котором созается рациональная, внутренне непротиворечивая модель вымышленного мира (не совпадающая с реальностью или ее отображением в СМИ по одному или нескольким фундаментальным критериям) и действие в котором разварачивается реалистичное действие, соотевтсвующее законами причинно следственной связи. Появление любых самых могущественных сил в фантастическом произведении имеет рациональное объяснение.
Чем сказка отличается от фентези? Сказка нерациональна. В ней есть хорощий и плохой герой. Хороший вегда побеждает, несмотря на то, что он может для этого вообще ничго не делать. В сказке очень редко уделяется внимание детализации мира. Нанесите на карту странствия Руслана? Откуда взялись чародеи, говорящие головы и т.д.? Почему Черномор бьется лично, вместо того, чтобы послать слуг? В логике сказки – все хорошо, в логике фенетзи – сплошые дыры и пропуски сюжетных линий…
В фентези, как одном из фантастических жанров – все предельно рационально. Есть мир. Есть законы. Все явления ограничиваются физической картиной мира, вполне возможно, что она допускает магию. В самом примитивном произведении жанра герою приходится прикладвать значительные усилия чтобы добраться до цели и именно описанию странствий и приключений посвящены фентези-произведения. По любому более менее заметному произведению мгновенно воссоздается карта мира.
Не нужно начинать от сотворения мира - достаточно первых писателей фантастов к. 19 - н. 20 века. И их не так уж и много тех кто сохрранился до сих пор. Выше почти всех уже назвали


НикитА
Наблюдатель


Russia
0 сообщений
Послано - 21 Авг 2004 :  21:58:54  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Обещанный реферат не нашла, зато нашла другую информацию, которую и представляю Хранителям.

Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и ещё дальше - в фольклоре, который собственно говоря, фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы.

Попробуем без дальнейших разговоров отыскать в русской литературе первое произведение, которое бы отчасти подходило под признаки фантастического жанра. В шестидесятых годах XVII века резко увеличивается количество печатных изданий. Выходят первые журналы. Определяется круг писателей: Херасков, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Карамзин, Радищев...

Но историю русской фантастики хотелось бы начать с произведения "Дворянин-Филосов, аллергория" Ф. Дмитриева-Мамонтова, которая вышло в 1769 году.

Итак, некий "Дворянин-филосов", имея время и способность рассуждать, получил некогда желание сочинить план света на пространном месте своего селения...

Перейдём теперь к значительно более забавному "Новейшему путешествию", "сочиненному в городе Белеве" Василием Левшиным (1784 г.). Это было первое в русской литературе путешествие на Луну.
Продолжая поиски ранней русской фантастики, мы находим маленькое произведение, опубликованное в 1824 году в альманахе "Мнемозина" и называющееся "Земля безглавцев". Оно принадлежит перу замечательного поэта В. Кюхельбекера. В "Земле безглавцев" мы снова отправляемся на Луну. Своего героя он заносит на луну в страну Акефалию, в столицу многочисленного народа безглавцев. Акардион, который весь был "выстроен их ископаемого леденца; его обмывала река Лимонад, излевающаяся в Щербетное озеро..."

Самым значительным фантастическим произведением I трети XIX века считается неоконченная повесть В. Ф. Одоевского "4338-ой год". Писатель - просветитель, один из крупнейших русских музыковедов, Одоевский всю жизнь интересовался историей науки, открытиями, техническим прогрессом. Он очень высоко оценивал роль науки и техники в совершенствовании человечества. Одоевский рассчитал, что в 4338 году к Земле должна приблизится или даже столкнуться с Землёй комета -------. В произведении "4338 год" интересны научно-технические предвидения и мечты автора. О его прозорливости сегодня мы можем судить хотя бы по таким словам: "Нашли способ сообщения с Луною; она необитаемая и служит источником снабжения Земли различными житейскими потребностями, чем отвращается гибель, грозящая Земле по причине её огромного народонаселения..."

По Одоевскому, будущее человечества - это полное овладение силами природы.

Если мы говорим о фантастики, то сразу же вспоминается другой великий писатель, который тоже пользовался фантастическими приёмами для целей, но умел делать это с неизмеримо большей художественной силой. Речи идёт о повестях Н. В. Гоголя. Мы не будем погружать в озорную сказочную чертовщину "Вечеров на хуторе близ Диканьки", но нельзя не упомянуть его двух "петербургских повестей" - "Нос" и "Портрет". Это художественная фантастика.

Другой великий писатель, который был знаком с большим числом фантастических повестей был А. С. Пушкин. Почему повесть "Пиковая дама" фантастична? Здесь хотелось бы напомнить мнение Г. А. Гуковского: "Фантастика и азарт, неестественные события и дикая игра случая, возносящая во мгновение око одного и низвергающая другого, бред и истерическое безумие игры становятся как бы образцами утрасовременности 1830-тых годов, этого времени бездумной и бессмысленной власти денег". Литература искала путей художественного воплощения и законов нового общества и его образа жизни, объяснения и раскрытия внутренних закономерностей буржуазного правопорядка, непонятных для людей, которые своё непонимание и незнание подменяют верой в действие каких-то чудесных сил. Поэтому у Пушкина "Пиковая дама" - и фантастическая, и нефантастическая повесть; веры в потустороннее в ней нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней есть. Фантастическое использовано как идеологическая характеристика столичного дворянства 1830-того года. "Дух времени" проявлялся в отказе от идейного наследства героического поколения дворян 1810-1820-тых годов, в усилении веры в чудесное, в распространении мистики, спиритизма.

В 1831-ов году у А. С. Пушкина появляются пять повестей, объединённые общим название "Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П." Одна из повестей заслуживает особенного внимания.
"Гробовщик" окончен в Болдине девятого сентября 1830-того года. Повесть Пушкина, как это видно из её названия, - это повесть о гробовщике как таковом. Московский ремесленник Адриян Прохоров, его быт, его характер, его радости и заботы оказываются в центре внимания автора. В сновидении Адрияна "люди, погребённые его стараниями", не питают злобы к старому гробовщику. Все они охотно поддались на его приглашение, окружают Прохорова с поклонами и приветствиями.

В мертвецах, как в зеркале отражаются социальные отношения, которые существуют среди живых. Пережитое во сне потрясение открывает Андрияну, что живому место среди живых. Ещё недавно героя удручало состояние его "дела", беспокоила мысль об удалённости нового его дома от Разгуляя, где ожидался хороший подряд. Оскорбленный и рассерженный новыми своими соседями, гробовщик готов был предпочесть обществу обидчиков общество мертвецов. Ночной кошмар заставил героя оценить и солнечный свет, и дружелюбие соседей, слышащее в болтовне хлопотливой работницы, и семейный самовар, за которым вместе с дочерьми он будет и впредь коротать свои досуги. Ужас сна побудил Адрияна воздать должное живой жизни и весело отозваться на радости простого земного бытия, которые были скрыты от него за деловой суетой, расчетами выгоды, мелкими дрязгами и заботами. Замороченный тяготами своего существования человек поднялся над мелочами жизни, воспрянул духом, заново увидел мир, людей и себя в этом мире. И в этот момент повествователь расстаётся со своим героем, расстаётся, убедившись, что "новоселье" не прошло для него впустую.
Новый тип фантастики выражает в повести Пушкина новое видение русской истории и современной общественной жизни.

О многообразии форм и путей развития реалистической фантастики свидетельствовала оригинальность художественных решений, найденных Лермонтовым в повести "Штосс" (1841 год). Лермонтовская поэтика фантастически формируется на скрещение нескольких традиций, сложившиеся в 30-тые годы. Но традиционные элементы претерпевают у Лермонтова более глубокие, чем обычно, преобразования и составляют в конце концов ещё небывалую целостность.

Лермонтов откровенно следует принципу, который уже утвердили в литературе Пушкин и Гоголь, - "отыскивать фантастическое в глубинах эмпирической реальности". При этом пушкинский вариант Лермонтову как будто ближе: в начале своего рассказа автор "Штосса" разыгрывает традиционную схему "светской повести" и таким именно образом готовит завязку фантастического сюжета. Пружиной фантастического становится "сцепление случайностей, на первый взгляд, не входящее из естественного круга явлений, но открывающая возможность двойной интерпретации." Невероятные отношения героя с потусторонними существами представлены в очевидной связи с навязчивой идеей, овладевшей Лугиным. Что ясно, что благодаря этой навязчивой идее Лугин обретает возможность действительных контактов с "нездешним". Это уже ближе к романтической фантастике Одоевского с её двоемирием и обострённым вниманием к особым психофизическим состоянием, которые подчинены законам природы и в тоже время открывают возможность сообщения души со сверхъестественным. В смешении реального и фантастического чудесное снижается: выходец из "другого" мира наделён обыденным обликом сгорбленного старичка в халате и туфлях, его отношения с героем по форме вполне бытовые. Напротив, бытовое оборачивается нереальным. Такая диалектика сближает Лермонтова уже не с Одоевским, а с Гоголем. "Штосс" - это последнее прозаическое произведение Лермонтова, оно осталось незаконченным. Повесть начинается фразой "У графа В...был музыкальный вечер..." Главный герой - художник Лугин, человек со сложным внутренним миром; он тоскует по идеалу, "фантастическую любовь" Лермонтов называет "самой невинной и вместе самой вредной для человечества с воображением". Олицетворение этого идеала - таинственная красавица, которую Лугин стремится выиграть в карты у старика - призрака. На протяжении всей повести автор подчеркивает болезненный характер своего героя. Игра со стариком в карты становится символом погони художника за романтичным идеалом: "он решился играть, пока не выиграет: эта цель сделалась целью его жизни, - он был этому очень рад."

Повесть была недописанной, но судя по наброскам, которые остались, она должна была закончится катастрофой, гибелью Лугина.
Фантастическое в творчестве Лермонтова представлено не только повестью "Штосс". Это так же произведения "Азраиль", "Ангел смерти", "Демон", а так же в балладах "Дары Терека", "Спор", "Воздушный корабль".
Теперь хотелось бы вспомнить другого русского писателя А. Н. Апухтина, который тоже оставил нам фантастическое произведение "Между жизнью и смертью", которое было написано в 1892-ром году. Произведения с фантастической не были определяющими в его деятельности. Творческое наследие Апухтина представлено достаточно широко и многообразно. Это стихотворения, которые впоследствии стали романсами, прозаические произведения. Автор тяготеет к повествованию от первого лица.

"Между жизнью и смертью" - здесь мы видим повышенный интерес автора к внутреннему миру героя, его психологии. Прозой Апухтина восхищался сам Михаил Булгаков.

Не только великое достойно внимания.

Х. Иванов
Мастер Слова


Russia
1456 сообщений
Послано - 24 Авг 2004 :  13:04:07  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Х. Иванов Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Из довоенных "Месс-Менд", по моему Мариэтта Шагинян.

А знаете, почему "Месс-Менд"? Она же малограмотная была. Это, собственно, означает "Мисс Менд".

Муки совести переносимы.

   
Перейти к:

Ответить на тему "А с кого все началось?!"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design