Послано - 01 Ноябр 2007 : 15:58:09
Тихо обалдеваю. Прохожу иногда мимо одного букинистического лотка. Не скажу где - если успею, сегодня укуплю как занятное извращеньице. Там лежит серенький том, с "космонавтом с крылышками" (с). Дитя издательского бума. Среди прочих рассказов и повестей - явно то, с чего все начиналось - "Волшебный локон ампары". авторами указаны Сергей Павлов и НАДЕЖДА ШАРОВА.
Послано - 02 Ноябр 2007 : 10:46:29
Сразу: проект ЛУННАЯ РАДУГА, посвящённый творчеству российского фантаста Сергея Павлова (на форуме которого бывает и сам Сергей Иванович!) живёт и развивается по адресу http://MoonRainbow.ru
На проекте: галерея уникальных фотографий из личного архива писателя, материалы со встреч писателя с читателями в реале, тексты всех произведений, статей, бесед и интервью, ФанТворчество, форум, энциклопедия ВнеЗемелья и многое другое...
Жду всех, кому интересно. Автор проекта, агент и друг писателя,ISNik
Цитата:...авторами указаны Сергей Павлов и НАДЕЖДА ШАРОВА
Надежда Шарова - супруга автора. Кто-то в издательстве посоветовал включить её формально в соавторы - при социализме таким способом можно было получить чуть больший гонорар за издание... Павлов, в общем-то, пожалел о содеянном. В последующих переизданиях упоминания о соавторстве уже не было. Это правильно, ибо тот случай давал повод говорить, что "от Павлова в "Локоне" ничего нет" :(. "Локон" - это Павлов!
"Волшебный локон Ампары" действительно - третья (в скором времени станет четвёртой ;) ) книга цикла "Лунная радуга", который, в свою очередь, является частью цыкла "космических" произведений автора - "Внеземелье"...
Зеркала всё же - мягкие, а не гибкие :).
Вот уж кем нельзя Сергея Павлова назвать, так это певцом коммунистического будущего. Именно по этой причине прежде чем быть опубликованной в "Роман-газете" его "Лунная радуга: По чёрному следу" пролежала в редакции год, пока один БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК не дал добро...
На проекте ЛУННАЯ РАДУГА немало неизданных пока произведений авторов - СТАЖЁРОВ "Школы фантастики Сергея Павлова"...
Послано - 15 Янв 2023 : 21:35:44
На конкурс рецензий ))
Волшебный локон Ампары.
Интересный все же писатель Сергей Павлов. Вот что-то вспомнил про него, почитал кое-что, побродил по сети, полюбопытствовал что народ пишет. А ничего не пишет. Позабыт-позаброшен. А если что и писали раньше, то в основном недоумения по поводу Волшебного локона Ампары. Как сие понимать, про что вообще и при чем тут "Лунная радуга"?
Книга на самом деле прозрачно кристально ясная, надо только понимать, что эта книга позднеперестроечно-раннекапиталистическая. 90-91-92 годы. Время было прикольное: вот захотелось вам, к примеру, послушать немного легкой популярной музыки по радио. Коммерческие радиостанции только появляться стали, в Москве, там где-то, за горизонтом, а у нас в провинции по УКВ было две программы: Маяк и не-Маяк. Да еще местные крутили записи со стереозвуком, два сеанса по будням и три по выходным. И я, как продвинутый пользователь отцовского Ленинград-006 со стереокодером, деградировал, как сказали бы сейчас, в свое незамысловатое удовольствие. И вот вы включаете радиоприемник, а там: аум синрикё, товарищи. Сейчас великий учитель Сёку Асахара исполнит свою новую музыку, что он сочинил намедни. Дрын-дрын-дрын. Что такое? Что случилось? Ничего, просто духовность на дворе.
В перестройку, стараниями разных жуликов, вроде Солженицина или Русской православной церкви, убедили народ, что советский человек существо бездуховное, и что надо духовно расти. А как же... И народ принялся ударно духовность повышать, как раньше он повышал удои или выплавку чугуна, так что только пух и перья летели. Поперли из земли храмы, секты какие-то повылазили, шаманы, потомственные ведьмы, прорицатели, гуру, духовные наставники, гимназистки, графья и графини, казаки, Маша Распутина и прочее, прочее, прочее... Приличные и воспитанные молодые люди вежливо стучались в квартиры, предлагая купить стопку отлично изданных и иллюстрированных книг, что поможет (стопка поможет) обрести смысл вашей никчемной жизни. Вы помните кришнаитов? Они даже у нас на севере были. Может в Индии и на прочих югах прикольно бродить стайкой цвета шафран и бить в бубен: харе рама, харе кришна, довольно простое религиозное отправление, надо сказать, но на севере?... Наденьте лучше валенки, придурки.
Советский человек был вообще наивен как ребенок из хорошей семьи. Родители у него были строгие: запрещали курить и говорить неприличные слова, заставляли мыть руки и шею, чистить зубы, требовали чтобы хорошо дитя училось, читало умные книжки, слушало хорошую классическую или народную музыку. Джаз.
Дитя же хотело курить в туалете, пить портвейн в подъезде, бренчать на гитаре блатнячок на скамейке, отрастить хаер или патлы до плеч, слушать Аквариум и Айрон майден, одеваться как чучело и совершать тому подобные подвиги свободы и независимости. И тут родители внезапно занемогли и дитя ударилось в загул.
Из Пушкина:
Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами.
Естественно, вся эта духовность оказалась в итоге бессовестным мошенничеством. Советский человек был ограблен, во всех смыслах: морально, физически, экономически, символически, политически, все что можете вспомнить на -и. И на другие буквы.
Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.
Но не ждите благополучного завершения притчи о блудном сыне. Не к кому уже было возвращаться. Почтенные родители дитяти - Коммунистическая Партия и Советское Правительство - испустили дух. И оказался народ сиротой на улице и без рубля в кармане.
И возникла тут у народа в душе, которая увеличилась от упражнения в духовности (якобы), а скорее от обиды, как печень у высеченного налима, праведное негодование, жажда справедливости и требование возмездия.
И вот об этом и Волшебный Локон Ампары. В книге довольно себе оригинальная и любопытная концепция возмездия, как физического закона Вселенной. Через Локон Ампары - солитон возвратного времени - Будущее (справедливое) несет возмездие настоящему (несправедливому). Тут конечно сразу возникает вопрос о свободе воли, ибо будущее как бы уже определено, но это объясняется тем, что Ампара это единение Будущего, Прошлого и Настоящего. Непонятно? И это хорошо.
Потому что объяснение в итоге довольно вульгарным у Павлова получилось. В начале все было правильно: читатель мало что понимал, как и главный герой, -- Кирилл Корнеев, он же Кир Кор, он же грагал, он же дальнодей, он же экзот. И которого поначалу все эти мистико-философские заморочки мало интересовали, и который прибыл на планету Земля в отпуск, с целью любить земных женщин, поскольку, как известно, -- "Земные девушки легко доступны". Если вы не смотрели эту голливудскую комедию, то и не надо. И тут он против воли оказывается втянутым в местные интриги, в местные грязные делишки, в местные приключения и в местные философские концепции, которые он вынужден постигать, вместе с читателем, и кончается все мировым кризисом и началом эпохи Ампары, инициатором которой он по сути и оказывается.
И тут вот и дается в лоб объяснение, простое как булыжник, что Будущее, ля-ля-ля, несет возмездие негодяям и мерзавцам настоящего, ля-ля-ля, и все будет замечательно. И расцветут сады. И все станут добрыми-добрыми, хорошими-хорошими. Фу. К чести автора он правильно указал две проблемы: как это получается? - местные экзархи, магистры, магариши и прочие экзотические граждане будут все в белом стоя в сторонке наблюдать как эта самая Ампара делает за них всю грязную работу, это раз. И два: выходит именно я, Кирилл Корнеев, и буду тем стрелочником? А если я не хочу заниматься чисткой авгиевых конюшен, ибо проявления пресловутой Ампары выглядят как жестокие и бесчеловечные чудеса, по сравнению с которыми средневековые пытки не более чем полезный организму массаж?
И тут у нас развилка: если вам социально-философскую фантастику, то налево, ибо все только начинается, и все проблемы впереди. А если вам приключенческую фантастику, то направо, и пора заканчивать, ибо сказано достаточно. И даже более чем, и целевая аудитория уже начинает клевать носом.
Павлов свернул направо: на все возникающие проблемы Ледогоров, один из героев книги, глава Камчатского экзархата, фундатор - стоящий в истине до конца - с платино-иридиевым несгибаемым оптимизмом отвечает уверенностью в благополучном разрешении любых кризисов, надо лишь стоять. В истине. Да. До конца. А читатель пока может поприключаться.
Приключений довольно: интриг, драк, погонь, подвигов, чудес хороших и нехороших. Тайны вселенной и пр., воскресшие боги. Читать интересно, написано прилично, с фирменным Павловским новоязом. Звучит он странно-экзотически, но понятно, особенно продвинутому читателю, что как бы вознаграждает. Дано описание мира, что-то вроде коммунистической утопии, но с поправками. По велению времени. В классической сов. фантастике будущее имеет такое некоторое научно-техническое, как бы, отклонение, в физику, а тут типично начальнодевяностнический упор на духовность, историю, экзотические учения, память предков... Типичные модные идеи тех времен. Опять же у нас переходная стадия к капитализму. Т.е. деньги как бы есть, но как бы богатых нет. Народный капитализм. Такая нелепо-оптимистичная идея была в то время.
Подзабытые уже времена. Книги такого плана, с описанием общества, с элементами утопии, они как бы отражение прошлого и настоящего на будущее. У каждой эпохи свое. И наоборот. Солитон возвратного времени. Тот самый. И почитав Волшебный локон Ампары можно прикоснуться слегка к тому будущему, быстро прошедшему будущему. Полюбопытствовать. И к прошлому. Поностальгировать.
И вот вы включаете радиоприемник, а там: аум синрикё, товарищи. Сейчас великий учитель Сёку Асахара исполнит свою новую музыку, что он сочинил намедни. Дрын-дрын-дрын.
Помню. Нравилось слушать.
Интересный текст. До рецензии на мой взгляд немного не дотягивает, но как эссе хорошо.
А вот я, кажется - вообще за все эти годы не утрудился полноценной рецензии написать. Самому белинские не нужны, так что и важности сей работы - не понимаю.
И вот перед нами эссе/развёрнутый отзыв - хоть горшком, как говорится, назови - только в печку не ставь.
Для меня - очень полезный текст вышел. Ибо к стилю автора эссе - давно притерпелся, с убеждениями - ознакомлен. Все необходимые поправки производятся автоматически. В сухом остатке - интересный документ и анализ о времени. И полезный отзыв о произведении. До чего обидно, что с четверть века назад, когда читал подобное в руки не попало... Сама книга в смысле - а не "отзыв из будущего". Хотя, будь тогда такой вот отзыв написан, нашёл бы "по нему" и текст. Рано или поздно, так или иначе (с) Макс Фрай
ak23296
Как забавно, что мы где-то, в чём-то сходимся во мнениях... да во взглядах, практически. Хотя мой взгляд, вероятно - более... общий. Ибо включает не только вышеоупомянутые учения.
"Внешняя духовность" - вот так.
Эй вы, задние - делай как я! Это значит - не надо за мной! Колея эта - только моя. Выбирайтесь своей колеёй...
(с) Владимир Семёныч
Конечно, при первом прослушивании песни (у меня - младшая школа, первый-второй класс) приходили мысли о тандемах (и более) на манер Спартак-Эномай (как раз книгу прочёл). Такое вот буквальное восприятие. С итогом насёт того, как удобно венник по прутику ломать. Мораль вечная, бесспорная... но давно навязшая в зубах.
Но на втором слое, это - именно о "внешней духовности", о чужом Пути. Проданной-дарёной-навязанной- даже честно сокраденной-отпопугаенной духовности. (Ну как, насчёт одного, отдельно взятого учения - уже разошлись?)
Или, как на востоке. В ответ на вопрос о будда-природе собаки, Учитель ответил: "Му!". Лучше и не скажешь, хотя лет в пять я, как черепаховладелец ответил бы: "Пшшш!".
Желязны, Лорд Света - речь Будды о слове, значении, смысле. Слово изреченное есть ложь - в более христианкой формулировке.
Как говорят англичане: "Если ваше мнение во всём совпадает с мнением(позицией) вашей партии, то это - не ваше мнение".
Дух - не копируется, максимум копируется буква. И грош цена вашей "копии духовности" в базарный день. Что печально в том смысле, что мы-то вообще индивидуально разумными не являемся. Мы - временные носители собственных копий разумного софта, ПО - культур/субкультур. Т.е., естественно вытекающее (emerging) требование культивировать какую-то индивидуальную духовность - вдвойне к нам жестоко...
П.С. Что-то мне теперь "бренчание" ...идера Аум Сенрике послушать захотелось. А ведь если Хищники последних поколений не агрятся на эдакие ключи, то можно поздравить тех, кто их натраивает с памятью, достойной анекдотической аквариумной рыбки.