Послано - 30 Июня 2003 : 19:53:43
То есть что? Это у него громоотвод такой - письма? Сильно. Снимаю перед тобой шляпу, Ищущий истину Лёлик. Мне это и в голову не пришло.
Вот вам классический пример, когда тупое, грубое, Невежественное большинство одерживает Незаслуженную победу над врожденной интеллигентностью и хорошим вкусом. С. Витицкий. "Бессильные мира сего"
Думаю объяснять знающим людям кто скрывается за псевдонимом С. Витицкий совсем не надо, а уж не знающим этого не нужно и подавно. Достаточно упомянуть, что все поклонники братьев Стругацких ждали эту книгу со страхом и трепетом, благоговением и надеждою, ждали почти десять лет (и всего то восемь). Жил-был учитель, как сейчас стало модно называть – сенсей. И вся его заслуга была в том, что мог он силою слова открывать в детях скрытые таланты. Процедура проста, ребенку задаются вопросы, судя по описанному в романе случаю, вопросы абсурдные и не связанные друг с другом, как и получаемые ответы. Но вот беда, по этим ответам точно определяется дальнейшая судьба. Только вот ученики, открыв свое предназначение становятся ленивыми и не любопытными. Не спешат они изменить мир. И вот одному поступает предложение, от которого нельзя отказаться. На носу выборы и победить обязан человек, которого назовут заказчики. Они ведь уверены, что Вадим может не только предсказывать, но и творить будущее. Это противостояние ученики - заказчик и есть главная движущая сила повествования. Как вы думаете, легко ли пытаться изменить мир, если понимаешь, что результаты своего труда при жизни ты не увидишь? Может легче признать поражение досрочно и жить в свое удовольствие. Прогрессорство наоборот, когда толпа подчиняет себе незаурядную личность, растворяя в себе. Перед тобою стоит казалось неразрешимая задача. Вариантов действия у героев два: либо надеяться на чудо (этот выход привит русскому человеку с молоком матери и народными сказками), либо по закону Ньютона (действие равно противодействию), пытаясь "убедить" в абсурдности задания. На фоне постоянных отсылок книги к востоку, в голове возникает образ героя "Охоты на овец" Мураками, где попав в схожую, по абсурдности, ситуацию герой отправляется на поиск единственной овцы. Видимо такого поведения хочет добиться от учеников сенсей. Помимо содержания у Стругацких всегда была и форма. Тут можно совсем не сомневаться, планка держится и поднята она достаточно высоко. Книга проглатывается за один вечер. Тут вам и ярко выписанные персонажи, и искрометные диалоги, и легко оседающие в памяти сцены, множество отсылок к современной нам реальности, вполне узнаваемая жизнь. И возможно главное, двойное дно! Возможно самый главный финал в жизни Бориса Натановича. Собственно сама история заканчивается главой десятой, которая носит логичное для этого название - финал. Чудо произошло, враг повержен, всем праздновать. Но есть и еще одна глава, напрочь изменяющая представление о тексте. Совершенно нет времени. Книга то совсем о другом, а точнее не просто о воспитании человека. Это ведь документированная исповедь. О том как больно терять близких (половину себя), как тяжело разочаровываться в "учениках", как трудно видеть творящееся со страною и не иметь возможности повлиять сиюминутно. И еще о том, что писать все равно нужно, нужно искать и создавать новых "учеников", в надежде открыть нового учителя. О том что нужно и можно совершить невозможное, особенно если времени осталось так мало.
Послано - 04 Авг 2003 : 07:18:49
Мне почему-то кажется странным, что на "Понедельник начинается в субботу" не вышло пародий и слизывания (Чтоб не было превратно истолкованно, это хорошо, когда новую мысль подхватывают другие авторы и начинают её развивать) разве, что у Щеглова "Часовой Армагедона". "Трудно быть богом" - это фундамент и источник идей для всех книг, повествующих о сверхчеловеке среди отсталых людей. "За миллион лет до конца света" - это оригинальная идея и причём от неё становится страшно. После неё фраза "против судьбы не попрёшь" не кажется безобидной. Прям как в анекдоте: "В Китае фраза "Я чихать на тебя хотел" приравнивается к покушению на жизнь и карается Законом".
Цитата:Мне почемуто кажется страным, что на "Понидельник начинается в субботу" не вышло породий и слизывания
Ничего странного. Само произведение является пародией на нашу жизнь в то время. Причем пародией гениальной. Чтобы сделать произведение смешнее, чем у Стругацких, надо быть по меньшей мере писателями их уровня, если не выше. А таких, согласитесь, на данный момент, мягко говоря, не слишком много.
Цитата:Ничего странного. Само произведение является пародией на нашу жизнь в то время. Причем пародией гениальной. Чтобы сделать произведение смешнее, чем у Стругацких, надо быть по меньшей мере писателями их уровня, если не выше. А таких, согласитесь, на данный момент, мягко говоря, не слишком много.
Я не говорил превзойти, а только развить. В этом нет ничего плохого, а только радость читателям. Помню однажды кто-то всётаки написал продолжение. Вроде Лукьяненко.
Послано - 10 Авг 2003 : 21:00:11
Одно из немногих проиэведений в стиле Фэнтези(ну не люблю..)которое мне понравилось_это "Понедельник начинается в субботу" Правда об зтом стиле еще не знали.. А дочего ехидная книжка!!!Может у кого возникнет желание поцитировать?? Тогда может тему забьем ?? На "мысли вслух"
Послано - 11 Авг 2003 : 18:56:12
эээ...какие черты фэнтези можно выделить в Поенедльнике? Кроме самого волшебства, разумеется. Я бы никогда не отнесла Понедельник к фэнтези из-за него. Рассматривается-то магия рядом с электричеством. И еще подумать надо, что непонятнее. Я с выбором не колебалась.
Послано - 11 Авг 2003 : 20:27:30
EL,а каких черт,присущих фэнтези,НЕТ в "Понедельнике"? Вот чего нет в основной массе фэнтези-это ума и юмора Стругацких!!!
Послано - 12 Авг 2003 : 02:43:49
ВОЛШЕБ_НИК На счёт ума согласен, но на счёт юмара не совсем. Конечно юмара в "Понедельнике" заложено будь здоров, но не во всех их книгах он есть. У них есть такие "убийственно" серьёзные книжки, что хочеться выпрыгнуть в окно или повеситься.
Послано - 15 Авг 2003 : 19:12:52
1 Относительно юмора -это то,что его нет в основной массе фэнтезийных произведений 2 Ну объясните ине,убогому,что такое фэнтези ,как не сказки для тех,кто вышел из возраста поклонников Андерсона и бр.Гримм?
Послано - 15 Авг 2003 : 19:36:55
Волшеб_Ник, за определением фэнтези пойдем сходим в Явления и жанры. Что касается Понеделника, ну не паралелльный это мир, самый что ни на есть реальный (пусть и оставшийся в прошлом), с научным подходом. Типа Саймака с его Заповедником
Послано - 23 Авг 2003 : 20:00:02
Не бросайте в меня тазиками,но "Бессильные.." разочаровали..Увы,поддержать уровень "Пикника",или "Жука"видимо не возможно!
Жаль,если фэнтези добьет фантастику!
Отредактировано - ВОЛШЕБ_НИК on 23 Aug 2003 20:03:10
Послано - 24 Авг 2003 : 08:36:39
ВОЛШЕБ_НИК А мне "Пикник" и "Жук" не понравились, а вот "Бессильные" Помоему повыше будут. Я только одного не понял, чем "Бессильные" отличаются от "Трудно быть богом"? Объясните кто знает.
Послано - 24 Авг 2003 : 18:31:53
ИМХО концептуально ничем-и там и здесь прогрессорство,а вот "Трудно быть богом",а особенно "Попытка к бегству",опять же по моему мнению-лучшиепроизведения этого плана.
Послано - 25 Авг 2003 : 08:43:48
Francuz, если коротко... между ними разница 40 лет и написаны они про разные государства. Это если выделять только главное, повлеявшее на содержание прозы.
Цитата: А для меня главным вопросом всегда было: "Чего так боялся Сикорски? Что будет, если подкидыш соединится с детонатором?" Может, кто просветит?...
Сам Стругацкий отвечает так. То, что было на самом деле, каждый решает сам для себя. Он же думает так:" Абалкин был самый обыкновенный человек, и двигало им элементарное любопытство: "Что это такое?Какие интересные штучки!.. О, а такой вот значок у меня на локте!.." Сикорски в самом деле испугался "запаха серы".
Цитата:Не знали Стругацкие будущего - у них компьютеры с перфокартами. :)
Зато БВИ есть.
Цитата:"За миллион лет до конца света" - это оригинальная идея и причём от неё становится страшно.
Мне от "Второго пришествия марсиан" страшно стало. :-)
Послано - 29 Авг 2003 : 18:51:57
Только сейчас добралась до 27 теоремы. Ну это уже не фантастика! Имхо, гораздо ближе ко всяким там Граниным, Тендряковым, Гроссманам. В общем, что-то из тех времен.
Послано - 03 Сент 2003 : 12:52:24
В последних Аргументах и фактах (№36) на 3 странице помещено интервью с Борисом Стругацким. Наверное и на сайте АиФ можно найти. Я не пробовала.
Послано - 03 Сент 2003 : 19:59:40
Может быть, это мое предубеждение, но сдается мне, стиль Витицкого (я сейчас на Бессильных) сильно отличается от АБС. Причем не в смысле одиночности, а просто возраст.
Послано - 03 Сент 2003 : 20:13:44
EL,а по моему мнению дело в том,что писать одному и вдвоем(особенно с братом) большая разница. А может мы,просто,еще "не догоняем" литературу типа"27"?
Цитата:Имхо, гораздо ближе ко всяким там Граниным, Тендряковым, Гроссманам
А чем Вам не угодили эти последние, э? Мы не забываем ли за всеми и всяческими мечами и бластерами о том что есть и другие достойные (честное слово!) литературные жанры?
А "Теорема..." и "Бессильные..."... Промолчу лучше. Я воспрял было, прочитавши последний роман, но теперь понимаю, что перечитывать его не буду... Грустно.
Послано - 04 Сент 2003 : 21:11:54
____________________________________________ Имхо, гораздо ближе ко всяким там Граниным, Тендряковым, Гроссманам ____________________________________________ Если бы EL добавила Астафьева,то я сказал бы,что это из списка моих любимых авторов
Послано - 05 Сент 2003 : 00:18:53
Приношу свои извинения, если эпитет "всякие там", употребленный по отношению к Гранину, Гроссману, Тендрякову (мною уважаемым) прозвучал оскорбительно :(( Просто лень слова было подбирать. Насчет Астафьева... Напомните заслуженному склеротику со стажем, что он написал, я соображу, читала или нет. Надо бы покопаться в старом "Новом мире", все руки не доходят :(
Х.Иванов, не помню сейчас, вы высказывались на предыдущих страницах? Если да, смело посылайте меня туда - пойду. Если нет, можете сформулировать, что не понравилось в 27 и Бессильных? Я сейчас на 6-ой главе последних, так что судить пока не могу. Я-то имела в виду прежде всего стиль и язык; идеи пока пОбоку. И ощущение фантастики напрочь отсутствует. Дело происходит в реальном мире, и все тут.
В апреле этого года знаменитый российский фантаст Борис Натанович Стругацкий отметил своё 70-летие. Писатель много и активно работает: возглавляет созданный в прошлом году литературно-художественный журнал «Полдень, XXI век», входит в жюри целого ряда литературных премий, уже почти 30 лет бессменно руководит Семинаром петербургских фантастов, отвечает на вопросы бесконечного off-line интервью в интернете, а самое главное – продолжает писать. Хочу акцентировать внимание ещё на одной немаловажной грани общественной деятельности патриарха отечественной фантастики: именно с его благословения, под сенью его могучего авторитета в Санкт-Петербурге традиционно и регулярно проходят престижные фантастические мероприятия: конференция «Интерпресскон» в мае и Конгресс фантастов «Странник» в сентябре. Обе ежегодные конвенции сопровождаются обязательным вручением множества премий по целому ряду номинаций, а на «Интерпрессконе» за достижения в области фантастической прозы Борис Натанович вручает ещё и свои личные «Бронзовые Улитки». Кстати, в этом году в номинации «крупная форма» премию «Бронзовая Улитка» получил Сергей Лукьяненко (Москва) за роман «Спектр», вышедший в издательстве АСТ. По словам мэтра «Спектр»- это очень достойный, оригинальный роман, который является образцом сегодняшней фантастики, фантастики конца двадцатого - начала двадцать первого века». Б.Стругацкий не считает, что участвуя в присуждении литературных премий, он каким-то образом направляет литературный процесс или как-то влияет на него. Вот его комментарий в связи с этим: «Труд писателя очень тяжел, одинок и зачастую совершенно беспросветен. И чем больше радости мы сможем писателю предложить, тем легче ему будет переносить унылые сомнения творчества. Премия – одна из таких радостей (наряду с умной рецензией, неожиданно приличным гонораром, просто добрым словом). Пусть таких премий будет больше. Давайте увеличивать количество радости во Вселенной – это в наших силах!» Слова мэтра не расходятся с делом - при непосредственном участии Б. Стругацкого в апреле 1998 г. петербургским Центром современной литературы и книги учреждена Международная премия в области фантастической литературы имени А. и Б. Стругацких («АБС - премия»), которая ежегодно, начиная с 1999 г., вручается 21 июня. Именно эта дата находится ровно посредине между днями рождения братьев Аркадия и Бориса Стругацких. В нынешнем году состоялась уже 5-я церемония награждения финалистов и лауреатов «АБС - премии». Согласно формулировке Б. Стругацкого: «Премия присуждается за лучшие фантастические произведения года, причём под фантастическим понимается любое произведение, в котором автор в качестве художественного сюжетообразующего приема использует элементы невероятного, невозможного, небывалого. Таким образом, рассмотрению подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений литературы - от чистой научной фантастики в манере Г. Дж. Уэллса, С. Лема и Р. Шекли, до гротесков и фантасмагорий в стиле Ф. Кафки, М. Булгакова, В. Маканина или – «современных сказок» Е. Шварца или В. Шефнера». В этом году обе Золотые медали «АБС - премии», выполненные в виде семигранных гаек, достались писателям-сибирякам. Одну из них, в номинации «лучшее художественное произведение года», получил Михаил Успенский за магическую рыцарскую дилогию со смешным названием «Белый хрен в конопляном поле» (издательство «ЭКСМО-Пресс») , рассказывающую о короле Стремглаве Первом и его сыновьях. Фантаст из Красноярска вволю позабавился сам и изрядно позабавил читателей в этом своеобразном юмористическом миксе из аллюзий на современную и классическую литературу. В номинации «лучшее критико-публицистическое произведение года о фантастике или на фантастическую тему» лауреатом «АБС - премии - 2003» стал известный поэт и прозаик Геннадий Прашкевич с эссе «Малый Бедекер по HФ, или Повесть о многих превосходных вещах» (журнал «Если»). Это любопытнейшие литературные воспоминания, «записные книжки» новосибирского писателя, охватывающие широчайший круг событий и людей, так или иначе связанных с историей и становлением отечественной фантастики, остроумные наблюдения и размышления непосредственного участника этого процесса. В год своего юбилея Б. Стругацкий после восьмилетней творческой паузы сделал себе и своим читателям своеобразный подарок: именно в нынешнем году вышел (сначала в журнале «Полдень, XXI век», а потом и книжными изданиями в издательствах «Амфора» и «Вагриус») его второй сольный роман «Бессильные мира сего», изданный под псевдонимом С.Витицкий. «Бессильные мира сего» - книга предельно актуальная, полная горького сарказма, граничащего с отчаянием, но, тем не менее, оставляющая читателю надежду на перемены к лучшему… О создании романа Б.Стругацкий говорит: «Работалось очень трудно. Я уже писал об этом: словно груженый воз толкать в гору. Никакой специальной реакции читателя, естественно, не жду. Просто заранее знаю, что реакция будет (как всегда) очень разнообразная. От и до». Что тут скажешь: фантастический реализм, в котором всегда предпочитал работать живой классик, лёгких путей не предполагает… Интересна оценка Б. Стругацким тенденций и возможных путей развития современной отечественной фантастики: «Никаких существенных «взрывов» и «потрясений» я не предвижу. Будет продолжаться неторопливое поступательное движение - освоение и разработка уже открытых делянок и забоев. Ведь фантастика - жила мощная, хватит на много лет». Что касается перспектив нашей страны в целом, то писатель настроен довольно оптимистично: «Нам ничего не надо открывать заново. Все уже известно, все уже опробовано несколькими десятками очень не похожих друг на друга стран: ясно, что надо делать; ясно, как надо делать; ясно, чего надо избегать. Только очень глупый и косный народ в этих условиях откажется следовать по уже готовому, проторенному пути. А я не считаю россиян - в массе своей - ни глупыми, ни косными». В юбилейном для мэтра году издательство «Сталкер» (Донецк) выпустило дополнительный двенадцатый том собрания сочинений Аркадия и Бориса Стругацких. Двенадцатитомник АБС - это совместный проект «Сталкера» и издательства «Terra Fantastica» (Санкт-Петербург). Вот что сам Стругацкий говорит об этом: «Получилось именно то, что и было задумано изначально: самое полное, самое «каноническое», самое, я бы сказал, академическое из всех собраний сочинений АБС. Спасибо издателю - Александру Анатольевичу Воронину. Спасибо «люденам» (речь идёт о группе, занимающейся комплексными исследованиями творчества АБС (примечание В.Ларионова), вложившим в это издание и душу, и труд свой, и в первую очередь редакторам – Светлане Бондаренко и Леониду Филиппову. Спасибо художнику Алексею Нечаеву - он сделал обложку именно такой, какая виделась моему мысленному взору… И опечаток почти нет, что само по себе поразительно». Роман «Бессильные мира сего» вошёл в 12-ый том наряду с письмами Бориса Стругацкого к Борису Штерну, предисловием Аркадия Стругацкого к «Сказанию о Ёсицунэ», воспоминаниями современников об Аркадии Натановиче и очерком-монографией Войцеха Кайтоха «Братья Стругацкие» (перевод с польского Владимира Борисова). Кстати, Светлана Бондаренко, под общей редакцией которой выходит данное собрание сочинений АБС, утверждает, что на двенадцатом томе оно не закончится, планируются и другие дополнительные тома… Семидесятилетие Б.Стругацкого, практически совпавшее с 300-летием города на Неве, отмечалось в рамках заседания очередного Семинара, который не был специально посвящён юбилею – мэтр не любит пышных торжеств. Борис Натанович улыбается: «Юбилеи надо перетерпеть». Чествование именинника началось только после того, как семинаристы выполнили обязательную программу – прослушали и обсудили доклад Владислава Гончарова «Если выпало в империи родиться…». Бориса Стругацкого поздравляли друзья, коллеги-писатели, представители администрации Санкт-Петербурга. Дошла очередь и до многочисленных учеников знаменитого фантаста – действительных членов и участников его Семинара, которые заранее договорились, что поздравление-приветствие должно содержать цитату из произведений братьев Стругацких и фразу-цитату, услышанную лично от самого Бориса Натановича. Всё это должно было быть соответствующим образом обыграно. Воображением и юмором подопечные мастера отечественной фантастики не обделены, поэтому действо получилось сногсшибательное. Иногда в зале стоял громовой хохот, а иногда хотелось смахнуть слезу, вышибаемую проникновенным выступлением очередного оратора. Происходящее фиксировали на плёнку журналисты и представители нескольких TV-компаний. В финале юбиляра, восседавшего в кресле-троне, обитом алым бархатом, увенчали лавровым венком и вручили ему подарки. В одном из своих интервью я спросил у Б.Стругацкого: «Что бы вы посоветовали молодым (не обязательно писателям)?» Борис Натанович ответил: «Я не люблю давать советы. На самом деле, они никому не нужны. Умный в советах не нуждается, а глупый - все равно не сумеет ими воспользоваться…». Мне кажется, мэтр немного лукавит – советов молодым (и не только им) он надавал предостаточно. Нужно просто почаще открывать книги братьев Стругацких…
Послано - 18 Окт 2003 : 19:07:40
Самое первое произведение которое я прочел было "Трудно быть богом" - оно мне так полюбилось, что потом был прочтен "Пикник на обочине"... и пошло... Я прочел почти все самое известное.
Дайте толкиенутикам точку опоры и они её извратят.
Послано - 30 Марта 2004 : 14:15:55
Стругацкие были и остаются актуальными... может быть, даже, К СОЖАЛЕНИЮ, остаются. Ибо Тоталитаризм умер, но Авторитаризм жив и снова поднимает голову. А от "авто" до "тотал"... Типун мне на язык... но вряд ли я ошибаюсь.
А "Град обреченный" - это по своему уникальная вещь. Исполненный глубокого философского смысла теарт абсурда... Когда-нибудь я, наверное, перечитаю книгу и переосмыслю, а пока живу ощущением того, что, будь я писатель, хотел бы и сам Творить так, как Творили эти два Мастера...
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 31 Марта 2004 : 03:14:36
Аллюзии, аллегории...
То, что Стругацкие использовали, как модель, стало судьбой страны. Меняет окраску, проходя чуть не через все цвета радуги, режим - и так же меняется окраска граждан. Нет, однозначного соответствия цвету властей нет, но зависимость, всё таки, очень сильна...
Послано - 07 Мая 2004 : 14:47:02
Кто-то сказал, что у книги нет конца. В ней и начала особо нет. Когда я еще ничего из Стругацких не читал, спросил у друга о чем пишут? Он был озадачен, а потом сказал: вот представь - идет человек по улице (от куда и почему он идет неизвестно) потом переходит на противоположную сторону и на этом книга заканчивается... Что-то в этом есть. Не исток, не цель, а сам процес перехода улицы...
Цитата: вот представь - идет человек по улице (от куда и почему он идет неизвестно) потом переходит на противоположную сторону и на этом книга заканчивается... Что-то в этом есть. Не исток, не цель, а сам процес перехода улицы...
По-моему это уж слишком упрощенно. Для АБС всегда важен был не процесс, не действие, а идея и ее воплощение. Вот для меня в чем главное отличие книг АБС от всех других? Почти любого другого автора дочитал книжку - и все. Ну конечно, можно ждать продолжения, всякие там новые похождения... (добавьте на выбор: Сварога, Варяга, Ведуна, Волкодава, ... имя им легион), часто даже с нетерпением, интересно ведь пишут, гады, жаль медленно. Но разгорится ли спор, как когда-то, до ругачки, до драки почти, как после «Жука в муравейнике» - а прав был Сикорски? Кто такой Абалкин? А что бы ты сделал на его месте? И не просто – замочил бы не с левой, а с правой, да еще мечом/бластером/заклинанием добавил, чтоб вообще прахом пошли! А по большому счету – что бы ТЫ сделал, если б от ТЕБЯ зависела судьба всего человечества – куда оно пойдет, или счастье всех людей, или судьба одного несчастного Малыша? И вот так почти после каждого их произведения. Это были дествительно два МАСТЕРА!
Послано - 10 Мая 2004 : 15:20:05
Markshor На вопросы Стругацких, общих ответов быть просто не может. Каждому и правда приходится искать и свой личный ответ - да ещё перед собой же его обосновывать.
1. Лев Абалкин. Отличный парень, вот только в разведке всяким пакостям обучился. Ведь, хоть КОМКОНом назови, суть от этого не меняется. Обычный разведчик КОМКОНА должен уметь в любую мерзость без приказа не вмешиваться, становясь, таким образом, невольным соучастником. Прогрессор... спецназ, он и есть спецназ. Дальних последствий своих действий рядовой не видит, а видит - грязь и кровь...
Для меня тут вопрос совсем не по Достоевскому встал. Не Абалкин - или безопасность. Если Лев чем-то опасен - то только как потенциальный агент Странников. Попытки противодействия которым нелепы вовсе не потому, что сверхцивилизация, априори, гуманна, а просто потому, что смысла её действий не понять - а значит, не только силу, но и хитрость им противопоставить не удастся...
2. Малыш... Сложно его, как обычного человека рассматривать. Он - симбионт негуманоидов. Его интересы от их интересов не отделить. А уж коли они изоляционисты и мешать никому не собираются - так пусть живут себе, как хотят...
3. Собственно Град. Наставники, Эксперементы, -измы всякие. У меня к таким делам(а не книгам) отношение резко отрицательное. Я не путаю декларированных целей с реальными, а чужих целей - с моими. Так что, когда нет реальной возможности очередному -изму противодейтсвовать активно, просто ограничиваюсь глуповским бунтом. Ради всяких там "благодетелей человечества", я не готов не только свой кусок хлеба отдать, но даже и соседский :-).
Послано - 11 Мая 2004 : 03:09:46
Mat Я в общем-то не собирался искать или задавать вопросы по "Жуку", или "Малышу", или "Пикнику"... Тут действительно каждый для себя решает, кто и почему прав, и что нужно было бы сделать. Просто привел как пример, чем для меня (думаю и многих других тоже) отличаются книги Стругацких от почти всех остальных. Я их люблю именно за то, что после их книг возникают такие вопросы.
При этом я не говорю, что они лучше, или хуже - этот спор бессмысленный, все равно, как спорить кто лучше: Чехов или Саббатини. Они разные, каждый по своему хорош, каждый на своего любителя.
Ну а что касается "Града"... Эксперименты, -измы... бунтовать против них можно в принципе, а вот как бунтовать, если сам вдруг очутился там. Если эксперимент на тебе: сможешь чему-то научиться, на своих же ошибках, подняться действительно на другую ступень развития? Или так и будешь вечно крутиться, как в старом анекдоте: "суббота- воскресенье, аванс-получка"...
Послано - 11 Мая 2004 : 08:19:41
Mat: Удивительно, что никто так и не заметил ответа, _явным_ образом прописанного в тексте: Воронин точно понимает, что такое наставник. Наставник - _совесть_ человека. Вот какая есть у него совесть - такой и Наставник. Он просто озвучивает то, что сам человек по этому поводу думает. Посему в начале романа Наставник говорит совсем не те слова, что в конце его.
"Вы настолько одиноки, братики мои, что у вас и врага нет". Есть только мир, свернутый в трубочку, и кривое зеркало души перед каждым.
А третья часть (странствия Воронина с Кацманом) скомкана просто мучительно. Явно не шла она у авторов, и они решили - а! И так сойдет - и бросили в нее пригоршню идей, не разворачивая их в действия и картинки. Плохой симптом. Это та болезнь, из которой впоследствии выросли все книги Витицкого - "беспомощные и беспощадные"...
Послано - 11 Мая 2004 : 13:11:56
helix Поставил некто, скажем голлографическое отражение того, что считал сущностью человека, перед ним(прототипом) - и наблюдал, что получится. Я вот так, в детстве, перед попугаем зеркальце ставил. Забавно было... Мне. А ему - каково?
Голлограмму и назвали "Наставник". Я бы, скорее назвал "Наставником", или "Экспериментатором" того, кто эту голлограмму включил...
Послано - 11 Мая 2004 : 15:13:52
Мне кажется, что "Град обреченный" скорее уж Чистилище, чем Ад. Люди живут не намного хуже, чем на земле, как-то устраиваются ;)
А по поводу того, что "критика совка" сейчас не прочитывается -- она действительно не прочитывается. Ну и ладно. Хуже, что в самой книге какие-то намеки уже не то что не понятны, а как-то неинтересны.