Мир-то - магический. Эдакое магическое мироздание, миры между Логрусом Хаоса и Узором/Лабиринтом Порядка. Законы миров зависят от преобладающей Силы.
В магическом, да ещё - теософском (Змея с Единорогом, дуализм такой) смысле всё объясняется как бы просто. Чему запрещено гореть - то и не горит. Всё! Воля божеств же.
С физикой да химией - не в пример хуже. Как отдельные факты - как хочешь, так и объясняй. Реакция окисления - не изрядно экзотермическая, а может даже - эндотермическая. Без катализаторов, а то и внешнего вливания энергии проходить не будет. Тчк. Но - это "само по себе". А вот когда мы вспоминаем, что животная биохимия протекает без существенных изменений, что в этих мирах могут жить люди из нашего мира, вот тут-то научным объяснениям полная техномагия и приходит. Т.е., в совокупности факты объясняются разве виртуальностью мира. Вроде, Шумил такое и писал.
Да, читал у Шумилова. У него - виртуальная реальность по мотивам реальной книги. И даже там есть развитие идей Желязны, типа пошёл по отражениям и нашел стол с бластером, поймали колдуна и связали руки и т.д.
Что касается магии, она же, как принято описывать, работает по своим, но всё же законам... То есть если есть некое "заклинание", которое тушит порох, оно же и на другие сферы влиять должно.
Мне как раз и интересно, можно или нет то, что раскидал Желязны на страницах серии про Амбер, собрать в подобие непротиворечивой концепции.
Что касается магии, она же, как принято описывать, работает по своим, но всё же законам... То есть если есть некое "заклинание", которое тушит порох, оно же и на другие сферы влиять должно.
Кому - должно? Магические системы, это не математика и не физика с химией нашего мира. Они - разные!
В случае Амбера-Хаоса, мы имеем эдакий дуалистический объективный идеализм. С божественной магией. Принцы Амбера, чтобы перемещаться по Отражениям - буквально должны концентрироваться на образе Лабиринта/Узора.
Таким образом, субъекты запрета на порох/бензин - практически наверняка божества-творцы этого мироздания. А магия - божественная, и вероятно ещё и концептуальная. Что божество/его инструмент полагает "порохом" - не взрывается. С бензином - "глупей", там что - и спирт не горит? При запрете на дизельное и карбюраторное топливо-то. Впрочем, запрет может быть непосредственно на типы двигателя. Да ещё не "такие - не работают", но "только эдакие - могут работать". Повторяю, для понимания аналогия с виртуальным миром - самое то.
Эйнштейну не нравилось, что "богу квантовой механики - каждый раз приходится бросать кости". Но мы-то знаем, что в тварных (созданных, виртуальных) мирах код - реально может каждый раз гонять концептуальные проверки. Ну там, где предполагается наличие наблюдателя. Иначе - статформулы... как мы помним из той же квантовой механики.
Терри Пратчетт вспоминается - Ноги из Глины. Хоть он там не всё формулировал явно. Но по сути, если в вашем мироздании за/вместо богохульства не следует эдакий обобщённый "удар молнии", то либо богохульство - не той системы (с) Белое Солнце Пустыни (ну, т.е., оскорбляются предубеждения ботов, а не юзеров), либо творцы вашего мироздания - невпример вменяемей, чем мы - с нашей цензурой соцсетей.