Послано - 01 Марта 2007 : 21:23:26
Шепелев Большое спасибо за ссылку, меня очень заинтересовала трилогия. Прочту.
Насчет же вашей реакции на книги позднего Крапивина... да, назвать "ортодоксальной" (интересно знать, какая же оценка позднего творчества Крапивина "правильная" :) так сложилось, что я критики на его книги читал крайне мало, все больше сами книги...) трудно, но все же, она мне искренне непонятна. Напишу кратко, ибо и так уже был многословен выше :) - я глубоко убежден в том, что автор НЕ оправдывает Шурку за желание мстить Лудову и ненавидеть его. Более того, именно поэтому он Шурку и "убивает". Точнее, почти убивает, оставляя надежду для остальных. Ведь параллель видна четко: Шурка спас мир несмотря на то, что по мнению Корректоров мир заслуживал уничтожения... значит, мы можем спасти его и таких как он, несмотря на то, что нет ему прощения и он (он! не мир вокруг него! Те самые ребятишки "Давай играть вместе" - это и есть как бы образ, живая частичка лучшего в этом мире) должен понести наказание... Просто эта идея настолько выкристаллизована в книге, что может показаться "черно-белой" - но в судьбе самого Шурки нет ничего черно-белого, это сложная многоцветная судьба, ведущая его по какому-то своему, особому пути.
Цитата: Шепелев Большое спасибо за ссылку, меня очень заинтересовала трилогия. Прочту.
Тогда ещё и отзыв напишите на СИ! :)
Цитата: Напишу кратко, ибо и так уже был многословен выше :) - я глубоко убежден в том, что автор НЕ оправдывает Шурку за желание мстить Лудову и ненавидеть его. Более того, именно поэтому он Шурку и "убивает". Точнее, почти убивает, оставляя надежду для остальных. Ведь параллель видна четко: Шурка спас мир несмотря на то, что по мнению Корректоров мир заслуживал уничтожения... значит, мы можем спасти его и таких как он, несмотря на то, что нет ему прощения и он (он! не мир вокруг него! Те самые ребятишки "Давай играть вместе" - это и есть как бы образ, живая частичка лучшего в этом мире) должен понести наказание... Просто эта идея настолько выкристаллизована в книге, что может показаться "черно-белой" - но в судьбе самого Шурки нет ничего черно-белого, это сложная многоцветная судьба, ведущая его по какому-то своему, особому пути. Елки, все равно много написал... :)
Да я, собственно, тоже книги. К тому же хорошей критики по Крапивину мне давно не попадалось. Безудержное восхваление/апологетика - это не критика. А с Вашей точкой зрения я не согласен. Заете почему? Потому что мир не спасся. Он преобразовался в некое Безлюдное Пространство, в котором нет места "плохим". Заете, у меня к нашей реальности масса претензий. Но я бы не хотел, чтобы нас (людей) таким вот образом делили на чистых и нечистых.
Послано - 06 Марта 2007 : 10:51:25
Люди, а что у Крапивина из последнего есть без элементов фантастики? Как думаете, "ампула" могла бы быть полноценным РЕАЛИСТИЧЕСКИМ романом? Я очень соскучилась по крапивинскому реализму...
Послано - 06 Марта 2007 : 18:28:13
Nettle, а Вы читали "Рыжее знамя упрямства"? Оно почти реалистичное...
Terminator насчет иллюстраций Медведева я с Вами, в общем-то, согласна. Поверхностные они какие-то, словно отражают одну оболочку без внутреннего содержания.
САНЯ
Цитата: А что, Крапивин - это фантастика По-моему, детские книжки.
Большинство фантастических книг Крапивина - прежде всего для взрослых...
Что касается Шурки...Мне кажеться, что автор - на его стороне (в желании отомстить, непременно убить)но вот Мир, Пустыри не только не оправдывают Шурку,но, показав ему как можно жить, убивают...Мир стал жестоким, а возможно и был жестоким с самого начала. Кого могла обмануть ласковость пространства, если на этой территории раньше располагался завод (а если по производству оружия?)
Отредактировано - Verander on 06 Mar 2007 18:30:31
Послано - 07 Марта 2007 : 09:42:05
Nettle, реалистическая была "Семь фунтов брамсельного ветра." А вообще появление новых книг очень хорошо отображает официальный сайт http://www.rusf.ru/vk/
Послано - 07 Марта 2007 : 10:30:22
Спасибо всем, кто ответил. Эти 2 книги я действительно пока не читала, но обязательно прочту. И все-таки насчет романа "Ампула Грина" — люди, вам в нем все понравилось?
Послано - 12 Марта 2007 : 14:16:33
Посидел, почитал, подумал... мне лично кажется, что в более ранних произведениях герои боролись не столько за себя, сколько за других. В первую очередь за других. В новых же герои больше решают свои личные проблемы, а остальное по ходу дела.
Цитата: Посидел, почитал, подумал... мне лично кажется, что в более ранних произведениях герои боролись не столько за себя, сколько за других. В первую очередь за других. В новых же герои больше решают свои личные проблемы, а остальное по ходу дела.
Хотя я могу быть неправ...
ИМХО - правы. Хуже того, они это делают за счёт других.
Послано - 13 Марта 2007 : 10:50:08
Вот и я о том же... Грустно, что при чтении самых поздних произведений Крапивина я не испытываю почти никаких эмоций, одно разочарования. А насчет иллюстраций: Медведев, по-моему, лучший. Вовсе не поверхностный, хотя...для кого как.
Послано - 26 Апр 2007 : 16:49:06
А я люблю перечитывать ранние произведения Крапивина. Поздние мне все не симпатичны из-за возросшего в них уровня жестокости, даже сильно возросшего. Таким героям даже сопереживать не хочется.Вот!
Послано - 29 Апр 2007 : 22:26:49
Мурысик По поводу жестокости я уже писал: жестокости стало больше не в произведениях Крапивина - в жизни стало больше жестокости! Когда-то давно, когда Крапивин только начинал писать - мир вокруг него был чище, добрее... неужели не замечаете по характеру ранних произведений? Но ведь уже в "Детях синего Фламинго" он писал о смерти, подлости, предательстве... Его всегда волновала эта тема, но одно дело - преодоление этих пороков, борьба с этими трудностями, когда тебя окружают в общем-то хорошие люди, и в парках можно гулять вечерами, и дети постарше тебя не оттолкнут, если ты выйдешь во двор поиграть... И совсем другое дело - когда жестокость стала нормой жизни. И прогулка по ночному парку граничит с самоубийством, и обратившись к детям постарше, нарвешься в лучшем случае на подзатыльники, и еще деньги отберут.
Наконец-то добрался до "Ампулы Грина". :) Прочитаю - отпишусь обязательно, и по поводу "жестокости" тоже ;)
Цитата: Мурысик По поводу жестокости я уже писал: жестокости стало больше не в произведениях Крапивина - в жизни стало больше жестокости! Когда-то давно, когда Крапивин только начинал писать - мир вокруг него был чище, добрее... неужели не замечаете по характеру ранних произведений? Но ведь уже в "Детях синего Фламинго" он писал о смерти, подлости, предательстве... Его всегда волновала эта тема, но одно дело - преодоление этих пороков, борьба с этими трудностями, когда тебя окружают в общем-то хорошие люди, и в парках можно гулять вечерами, и дети постарше тебя не оттолкнут, если ты выйдешь во двор поиграть... И совсем другое дело - когда жестокость стала нормой жизни. И прогулка по ночному парку граничит с самоубийством, и обратившись к детям постарше, нарвешься в лучшем случае на подзатыльники, и еще деньги отберут.
А я вам говорил, что не смотря на всё это жестокость в книгах позднего Крапивина не только в мире, но в самих т.н. "положительных" героях, которые с потрясающим равнодушием способны калечить чужую жизнь.
Послано - 02 Мая 2007 : 14:02:13
Порывшись в памяти, вспомнил, что несколько лет назад прочитал "Выстрел с монитора".До сих пор на полке стоит книга этого автора, вышедшая в рубрике "Библиотека приключений и научной фантастики" в 92 году. Судя по тому что из книги помню только то, что вроде как речь идёт об альтернативной истории и кажется, задействованы дети - книга меня не зацепила...
Отредактировано - Hellgion on 02 May 2007 14:03:57
Послано - 02 Мая 2007 : 14:46:47
Что было с самого начала (в зародыше - еще в нефантастических "Валькиных друзьях и парусах" и "Баркентине с именем звезды") - так это готовность детей судить взрослых. С точки зрения своих детских понятий о хорошо-плохо. Со временем оно мутировало в готовность подростков судить взрослых. Что, с одной стороны, сокращает возрастной разрыв - а с другой - у подростка голова куда менее соображает, у него гормональный взрыв. Но автор эксплуатирует это только в путь - "Острова и капитаны" читал иногда с чувством недоумения. А "Лоцман" воспринимался как злая авторская пародия на "Я иду встречать брата".
Послано - 02 Мая 2007 : 17:12:08
Значит, мне повезло. :-( После "Лоцмана" (1991, афаир) ко мне перестал приходить "Уральский следопыт", а после обещания "обозленного одноногого Данилки Вострецова" я и интересоваться перестал.
Кстати, для понимания плюсов и минусов стиля Крапивина очень рекомендую почитать выходцев из "Каравеллы" - нефантастическую Наталью Соломко ("Белая лошадь - горе не мое" и афаир "Если бы я был учителем"), и фантастического Ивана Тяглова ("Шаг на дорогу", "Круги магистра"). Они откровенно продолжили тянуть ту же лямку - подросток, причем маскулинизироонный (в случае с Соломко особенно заметно - ну нет у нее адекватных главных героев женску полу!), спасающий мир/осуждающе смотрящий на взрослых. В крайнем случае, взрослый, этакий Командор, но заметно не повзрослевший и отторгающий своих коллег в пользу круга подростков.
Послано - 03 Мая 2007 : 00:03:08
Только в бумаге. Соломко печаталась в Среднеуральском книжном издательстве - кстати, иллюстрировала ее ни много ни мало как Евгения Стерлигова. Тяглов "Шаг на дорогу" печатал в "Уральском следопыте", потом переиздался в среднеуральском же сборнике авторов ранее издавшихся в УС; "Круги Магистра" - только в УС.
Цитата: Кстати, для понимания плюсов и минусов стиля Крапивина очень рекомендую почитать выходцев из "Каравеллы" - нефантастическую Наталью Соломко ("Белая лошадь - горе не мое" и афаир "Если бы я был учителем"), и фантастического Ивана Тяглова ("Шаг на дорогу", "Круги магистра"). Они откровенно продолжили тянуть ту же лямку - подросток, причем маскулинизироонный (в случае с Соломко особенно заметно - ну нет у нее адекватных главных героев женску полу!), спасающий мир/осуждающе смотрящий на взрослых. В крайнем случае, взрослый, этакий Командор, но заметно не повзрослевший и отторгающий своих коллег в пользу круга подростков.
Тяглов - просто слишком плохо пишет. Читал пару его книг. Забыл напрочь. Но оценка книг Соломко у меня прямо противоположная.
Послано - 03 Мая 2007 : 14:27:56
Так Тяглов как раз и имитирует стиль учителя - при этом доводя до предела и сильные, и слабые стороны. Я, например, не могу назвать шедевром и крапивинские "Далекие горнисты" - он на них только учился писать.
Abs, спасибо. Я, оказывается, и "Пожарный кран № 1" читал, только не связывал его с Соломко. Афаир, он в "Пионере" был.
И с лязгом откинул верхнее веко...
Отредактировано - posadnik on 03 May 2007 14:29:19
Цитата: Так Тяглов как раз и имитирует стиль учителя - при этом доводя до предела и сильные, и слабые стороны. Я, например, не могу назвать шедевром и крапивинские "Далекие горнисты" - он на них только учился писать.
Дорогая редакция, я фигею... А можно, ради такого дела, рассказать, какие именно сильные стороны до какого предела в своём произведении довёл Тяглов. И заодно - какие именно недостатки у Далёких горнистов? Мне это крайне интересно, ибо они - одна из моих любимых вещей у ВПК.
Послано - 04 Мая 2007 : 08:40:43
posadnik,Abs спасибо большое, постараюсь разыскать, надо же составить свое мнение об этом. Что касается "Далеких горнистов", то лично меня эта книга привлекает прежде всего своей атмосферой - светлая грусть, тревожность, но с хорошим концом (надеюсь, вы поймете, что я хочу сказать) - под настроение очень перечитывать хорошо.
Послано - 04 Мая 2007 : 13:38:20
Главный минус ДГ - скомканность. Это именно торопливый сон, рассказик, ни на что не претендующий. До появления меча, сюжет разворачивается естественно. А дальше - то, что Гаррисон называл "я бросил атомную бомбу, и она жахнула". Второпях выходим из сюжета. Это чисто композиционная бага, с языком там в общем все нормально - Крапивин освоил язык еще на "Тени каравеллы" и т.п. реализме.
А Тяглов до предела довел эмоциональность. До того, что она стала ну совсем истерикой. А также нота "дети вечно спасают мир" стала у него "дети вечно спасают мир, потому что ими затыкают дыры, получившиеся у взрослых. В общем, самое пошлое аниме получилось. Хоть сейчас отдавай японцам на экранизацию.
Весьма показательна также крапивинская шпагофилия, проявившаяся в тягловских мечах, которые носит там каждый магистр (а профессия у магистра - в общем-то, - детей воспитывать!). И почти что "у меня не хватает времени, Гелька - взорви мост!" - "я не могу сейчас с вами, иди на развалины клуба, поставь там по "перевернутому небу", помнишь, как я учил...".
Цитата:А я вам говорил, что не смотря на всё это жестокость в книгах позднего Крапивина не только в мире, но в самих т.н. "положительных" героях, которые с потрясающим равнодушием способны калечить чужую жизнь.
А я тогда, пользуясь случаем, снова повторю, что таких "положительных", а по сути, непростых, но все же, героев, Крапивин недрогнувшей рукой судил - как Шурку из "Лета". И тут же взывал к нашим лучшим чувствам. Мне кажется, раньше автор безоговорочно любил своих героев, они были для него безусловно... хорошими, даже если оступились. Его поздние герои - это сложные личности. И если раньше "ядро" такой личности оставалось неприкосновенно чистым, то теперь... вот к тому и пример Шурки. И следовательно - изменилось отношение самого автора к своим персонажам. Я убежден - Крапивин их все так же любит, как и прежде. Ему просто больно оттого, что герои уж не те. Но - помните тех двух мальчиков в "Лете", которые пускали змея? Их образы - словно бы призраки прошлого. Автор как бы говорит: ТАКИЕ еще ОСТАЛИСЬ. Они ЕСТЬ. Даже если герои пошли вот такие вот непростые, а жизнь и того сложнее.
posadnik А стоит ли так "препарировать" произведения - и Крапивина, и вообще? "Шпагофилия" - аж передернуло. Скажите, вы в детстве не вытачивали себе деревянный меч? Я вот делал... И еще ДО того, как Крапивина прочел. Уж сколько нас было таких, "шпагофилов", и сколько для нас это значило. Мы играли в рыцарей, в мушкетеров - и мы были ими, в каком-то смысле...
Цитата: А Тяглов до предела довел эмоциональность. До того, что она стала ну совсем истерикой. А также нота "дети вечно спасают мир" стала у него "дети вечно спасают мир, потому что ими затыкают дыры, получившиеся у взрослых. В общем, самое пошлое аниме получилось. Хоть сейчас отдавай японцам на экранизацию.
Положа руку на сердце - не помню такого за Тягловым. Мне он как раз показался очень затянутым, мутным... Но - поскольку практически всё забыто. Может, я его совсем не понял...
Еще как стоит. Потому что не нужно учиться понимать книги, чтобы все впечатления сводить к "нра - не нра".
А у Крапивина в фантастике именно шпагофилия. Ибо изящно и мушкетеры. Шпага сама по себе у него суть символ, на который много чего накручено. Единственное исключение, что помню - палаш в "Вечном жемчуге", но он лишь подтверждает правило.
А меч я себе - делал. Я, вообще-то, последние 10 лет рукопашную и фехтовальную группу веду. И, к сожалению, ясно вижу разницу между психологией холерика с оружием (крайний случай - заяц с автоматом, явление более разрушительное, чем любой хищник) и психологией вооруженного человека, который старается оружие лишний раз не демонстрировать, потому что "достал оружие - стреляй" (с) закон уличного копа. К сожалению, наличие взрослых персонажей не отменяет агрессивности персонажей-подростков.
Кстати - как, интересно, он взвешенно относится к персонажам? Ну-ка, навскидку - "Острова и капитаны" - сцена разоблачения плагиатора, и весьма близко к ней и очень знаковая - живая баррикада перед машиной увозящей макулатуру... Если учесть, что сцена видится глазами именно школьника - да-да, автор очень взвешенно относится к детям, судящим взрослых. Он взрослых судит сам, и заранее. Для того, чтобы показать подростка-героя, он его ведет от ОДНОГО ПЛОХОГО ВЗРОСЛОГО ДО ДРУГОГО. И это реально напрягает. Нельзя столько самолюбования подростковой взвинченностью. Затягивает.
И с лязгом откинул верхнее веко...
Отредактировано - Terminator on 07 May 2007 21:57:04
Цитата:А я вам говорил, что не смотря на всё это жестокость в книгах позднего Крапивина не только в мире, но в самих т.н. "положительных" героях, которые с потрясающим равнодушием способны калечить чужую жизнь.
А я тогда, пользуясь случаем, снова повторю, что таких "положительных", а по сути, непростых, но все же, героев, Крапивин недрогнувшей рукой судил - как Шурку из "Лета".
Темрюк, Вовка с Цезарем, ГГ Дела о Ртутной бомбе. Их Крапивин судил?
Цитата: Кстати - как, интересно, он взвешенно относится к персонажам? Ну-ка, навскидку - "Острова и капитаны" - сцена разоблачения плагиатора, и весьма близко к ней и очень знаковая - живая баррикада перед машиной увозящей макулатуру... Если учесть, что сцена видится глазами именно школьника - да-да, автор очень взвешенно относится к детям, судящим взрослых. Он взрослых судит сам, и заранее. Для того, чтобы показать подростка-героя, он его ведет от ОДНОГО ПЛОХОГО ВЗРОСЛОГО ДО ДРУГОГО. И это реально напрягает. Нельзя столько самолюбования подростковой взвинченностью. Затягивает.
Это Вы, на мой взгляд, явно перегнули. В тех же "Островах и капитанах" хороших взрослых больше, чем плохих. Но дело вовсе не в пересчете, ни о чем он, по большому счету, не говорит. Взрослых в книге автор, конечно, судит - как правило, за то, что они забыли о том, что сами были детьми. А еще - за подлость. За эгоизм. За все то, чего он не любит - ни в ком. Для него это важно, потому что он не хочет, чтобы дети вырастали такими. Вас это напрягает? Меня нет.
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Послано - 07 Мая 2007 : 23:53:53
вы видели у него хоть одного ребенка, которого он судит за -эгоизм, -жестокость -самовлюбленность?
А это принципиально черты детской психологии. Так какого черта он вводит двойной стандарт? Только потому, что его первая аудитория - "Каравелла", из которой принудительно выводят по достижении 16 лет??
Послано - 08 Мая 2007 : 19:14:42
posadnik Да, видел. Условно говоря, в "плохие" могут попасть и взрослые, и дети. И в "хорошие" тоже. Честно говоря, эта претензия не кажется мне обоснованной. Герои книг Крапивина самые разные, и я помню случаи даже в ранних книгах, когда его герои - дети - совершали ошибки, порой серьезные, и потом осознавали это, и боролись не только с обстоятельствами, но и самими собой. "Взрыв генерального штаба" помните?
Цитата: posadnik Да, видел. Условно говоря, в "плохие" могут попасть и взрослые, и дети. И в "хорошие" тоже. Честно говоря, эта претензия не кажется мне обоснованной. Герои книг Крапивина самые разные, и я помню случаи даже в ранних книгах, когда его герои - дети - совершали ошибки, порой серьезные, и потом осознавали это, и боролись не только с обстоятельствами, но и самими собой. "Взрыв генерального штаба" помните?
Час от часу не легче. Это Взрыв-то - ранняя книга?
Послано - 08 Мая 2007 : 19:45:36
Шепелев Это я просто как-то сумбурно мысль оформил, извините :(.
Речь шла о том, что и в ранних произведениях, и в поздних (в частности, упомянул "Взрыв генерального штаба")... В поздних герои даже становятся сложнее, и решения, которые они принимают - тоже непростыми. К тому и был пример "Взрыва"...
Послано - 08 Мая 2007 : 20:33:23
Шепелев, вы вообще в теме? Вышел школьный (афаир) возраст - перед строем благодарят, и человек не имеет права приходить иначе как по чьему-то приглашению. В 80-е ешще было так, и не скрывалось, в 90-е - не знаю. По идее, так же.
Послано - 08 Мая 2007 : 21:14:20
posadnik Вы описываете "Каравеллу" так, будто это какая-то колония для несовершеннолетних :(
Вы уверены, что придаете этому ритуалу правильную окраску? Может, речь не о том, имеет ли человек право приходить в отряд по достижении определенного возраста? А просто - он действительно вырос, ему пора уходить, на его место придут другие ребята... Мы ведь точно также однажды переставали ездить летом в пионерлагеря, а если и приезжали позже - то уже в роли пионервожатых ;)
Цитата: Шепелев, вы вообще в теме? Вышел школьный (афаир) возраст - перед строем благодарят, и человек не имеет права приходить иначе как по чьему-то приглашению. В 80-е еще было так, и не скрывалось, в 90-е - не знаю. По идее, так же.
Нет, не в теме. Меня интересует писатель Крапивин. Педагог Крапивин меня не интересует. Я восемь лет проработал учителем в обычной средней школе. И на основании своего опыта имею претензию считать, что люди, которые используют методы на специально отобранных ребёнках педагогами вообще не являются. Вот если бы методики Крапивина работали на любых мальчишках - был бы разговор. Впрочем, я плавно ухожу в офтопик.
Tairis
Цитата: Вы уверены, что придаете этому ритуалу правильную окраску? Может, речь не о том, имеет ли человек право приходить в отряд по достижении определенного возраста? А просто - он действительно вырос, ему пора уходить, на его место придут другие ребята... Мы ведь точно также однажды переставали ездить летом в пионерлагеря, а если и приезжали позже - то уже в роли пионервожатых ;)
Можно просто зайти - как гость. Не знаю, как пионерлагери, но в школе бывшие выпускники вызывают, как правило, положительные чувства.
Послано - 10 Мая 2007 : 11:53:01
Шепелев, с высоты своих 5 лет педстажа и долгих лет работы с детьми-подростками-студентами - ничего подобного. Педагог Крапивин нужен и востребован. Просто не путайте внешкольную педагогику и школьное учительство, густо замешанное на преподавании, а уже потом - на воспитании. И работа с отобранным окнтингентом ка краз выгоднее - иначе бы не было нужно в школах никаких кружков по интересам. Куда эффективнее воздействие идет в сбитом коллективе, сбитом хотя бы общим интересом. Меня в Крапивине напрягает не "Каравелла2, а то, что книги свои он строит так, словно его читает исключительно школьный возраст. Поздние его книги для этого возраста... мнэ... мрачноваты, если не сказать чернушны. Если учесть что этот возраст не видит полутонов, то подкармливать в наше теперешнее сучье время (с) детей чернухой - значит, отбивать у них желание верить хоть во что-то светлое и доброе. Tairis После того как в детстве я читал Крапивина-беллетриста, я уже осознанно, в старших классах и инстиитуте, вычитывал его рассказы о "Каравелле" и издания "Каравеллы" о самой себе. Ибо интересовался коммунарской методикой. так вот, мера по отсечению выросших - я ее полностью одобряю. Руководитель вправе выбрать любой из двух видов подведения черты под своей работой (периода работы, естесно) - "кино" или "трамвай". Либо в конце периода работы - например, одного поколения клуба - выходят все, и потом все начинается сначала ("кино"), либо каждый, взявший от клуба что мог, уходит поодиночке. но "трамвай" продолжает ехать дальше. Если не выпускать тех, кто сформировался и вырос, ничего хорошео из этого не будет. Не знаю, нужно ли это вам - но почитайте Кордонского-Ланцберга на тему социопсихологии неформальных объединений по интересам ("Технология группы", например)
Цитата: Шепелев, с высоты своих 5 лет педстажа и долгих лет работы с детьми-подростками-студентами - ничего подобного. Педагог Крапивин нужен и востребован. Просто не путайте внешкольную педагогику и школьное учительство, густо замешанное на преподавании, а уже потом - на воспитании. И работа с отобранным окнтингентом ка краз выгоднее - иначе бы не было нужно в школах никаких кружков по интересам. Куда эффективнее воздействие идет в сбитом коллективе, сбитом хотя бы общим интересом.
Угу, при одном важном условии: не пытаться обощить этот частный опыт на общий случай. Крапивин с ранних книг его обобщал.
Цитата: Меня в Крапивине напрягает не "Каравелла2, а то, что книги свои он строит так, словно его читает исключительно школьный возраст. Поздние его книги для этого возраста... мнэ... мрачноваты, если не сказать чернушны. Если учесть что этот возраст не видит полутонов, то подкармливать в наше теперешнее сучье время (с) детей чернухой - значит, отбивать у них желание верить хоть во что-то светлое и доброе.
Здесь я солидарен. Хотя - это не единственный минус его книг.