Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 

     Библиотека

Виндж Джоан / Vinge Joan

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Wren
Хранитель


Belarus
390 сообщений
Послано - 03 Сент 2003 :  23:04:48  Показать инфо об авторе  Посетить страницу Wren Посмотреть читательский профиль  Ответить с цитатой
Конкурс-рецензия

Для конкурса. Наверное, уже для сентябрьского, я думаю. В августовском и так моего много и сейчас сентябрь уже. :)) Так сказать, мой ответ Белому. :)))))
Курсивом в тексте рецензии выделена аннотация.


СТО ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА
Джоан Виндж «Снежная королева», 1980
Joan D. Vinge “The Snow Queen”, 1980

Наш Мир – не завершенье –
Там – дальше – новый Круг –
Невидимый – как Музыка –
Вещественный – как Звук.
Эмили Дикинсон

Каждая эпоха имеет свои, неповторимые черты, по которым очень легко отличить один временной промежуток от другого. Только одна эпоха сияет неизмеримо ярче, а другая превращается лишь в череду черно-белых фотографий. Иногда я думаю о том, какой временной отрезок прошлого, двадцатого, века останется в памяти потомков? И почему-то всегда склоняюсь к 50-60 годам. Ибо трудно, кажется, найти время, более противоречивое в веке минувшем, время, в которое менялись не только устои самого общества, но и ломался привычный уклад жизни, время, когда зародились росточки тех нравственных свобод, без которых немыслима современная жизнь.
Но есть, мне кажется, еще один десяток лет, который достоин внимания в веке двадцатом. Это – годы восьмидесятые. Это время декаданса, время, когда, казалось все застыло и уснуло мертвым сном, но это время, на котором, как на базисе стоит современная эпоха, ибо все, кто живет сейчас и изменяет этот мир, вышли из небытия 80-х.
Американская писательница Джоан Виндж практически неизвестна у нас в стране. Было лишь несколько спорадических изданий в начале 90-х и выпущенный издательством «Терра» целиком цикл о юноше-телепате по имени Кот. Однако, издания эти прошли практически незамеченными. И вот теперь издательство «АСТ» в своей «Золотой библиотеке фантастики» переиздало самый известный, удостоенный премии «Хьюго», роман Виндж «Снежная королева». К счастью, издало в переводе 1994 года, и этой датой, надо понимать, объясняется очень приличное качество текста, в отличие от других книг серии.
…На планете Тиамат, которая вращается вокруг двойной звезды, Смена Времен Года происходит один раз в 150 лет. Когда-нибудь, через неисчислимое количество лет, эту звездную систему поглотит черная дыра, а пока она всего лишь изменила орбиту Тиамата. И всего лишь (какая ирония!) предопределила судьбу группы земных переселенцев, прилетевших сюда на заре освоения человеком космоса.
Вселенная «Снежной королевы» – это вселенная власти Гегемонии – великой Тирании, погрязшей в кастовых предрассудках, жалкое подобие свободного содружества миров, построенное на обломках Старой Империи. Великое государство людей кануло в Лету тысячелетия назад и оставило после себя погрузившийся в варварство мир и удивительную машину – биологический суперкомпьютер, объединяющий тысячи людей на разных планетах, которые обладают возможностью доступа к огромному банку данных Старой Империи.
События книга разворачиваются вокруг одного очень важного события в жизни планеты Тиамат – Смены Времен Года. Ариенрод, Королева Зимы, всеми силами пытается изменить существующий порядок вещей и остаться у власти Летом. Ей противостоят многовековые устои Тиамата и Гегемония, не допускающая на Тиамат новые технологии…
«Снежная королева» Джоан Виндж, безусловно, - один из самых ярких камней в диадеме мировой фантастики. Нетривиальный сюжет, объемные персонажи, практически безупречное литературное исполнение, умело расставленные социальные акценты – это несомненные достоинства книги. Противостояние Ариенрод и ее двойника-антипода Мун – одно из самых удачных психологических противо-поставлений людских характеров. Быть может, оно не такое яркое, как человеческие противостояния в романах того же Питера Гамильтона, Буджолд или Карда. Но есть в противостоянии Ариенрод и Мун то, что придает неповторимое очарование истории – это отсутствие ненависти между двумя сторонами конфликта. И это объясняется отнюдь не генетической идентичностью героинь. Напротив, Виндж всячески подчеркивает индивидуальность женских характеров, которые объединяет лишь одно – стремление к совершенству, к познанию, попытка выйти за пределы означенного им судьбою круга. Не может быть настоящей ненависти между людьми, которые стремятся к одной цели, пусть и разными путями. Может быть неодобрение пути, но всегда будет понимание важности цели, которое приведет к прощению.
На шестьсот страниц текста я насчитал рекордно малое количество узловых персонажей – всего лишь около десятка вместе с главными героями. Казалось бы, при таком соотношении текста и фигур, характеры должны быть раскрыты полно, но, к сожалению, этого не произошло. Я был немного разочарован, читая последние главы книги, когда главные герои начинали устраивать маленький душевный стриптиз перед остальными в духе фантастических произведений 40-50-х годов и американских комиксов – «посмотрите, на самом деле я совсем не такой, каким вы меня представляли на протяжении всей книги». От автора, который придумал такую замечательную (я не кривлю душой) историю, и обладающего таким писательским талантом, каким обладает Джоан Виндж, я ожидал большего.
Мне остались непонятными метаморфозы, происходившие со Спарксом, хотя Виндж усердно на протяжении всей книги пыталась подвести твердое основание под шатающуюся логику истории возлюбленного Мун. Абсолютно нелогичны поступки другого узлового персонажа – инспектора Джеруши. Так и хочется крикнуть: «Не верю!». Ее нравственным терзаниям и попыткам оправдать собственные поступки посвящена добрая четверть книги. Однако, несмотря на старания автора, характер Джеруши – один из самых слабых в книге. Напротив, очень удались характеры инспектора Гундалину, робота Поллукса, его хозяйки Тор, Зведного Быка Герне, Фейт. Очень сложно сказать, почему все получилось подобным образом. Почему характеры, которым уделялось большее внимание автора, не удались. Не буду гадать. Но на одно любопытное совпадение я не могу не указать. Я знаком с другим циклом Джоан Виндж о телепате Коте. Так вот, самое интересное, это же явление в полной мере наблюдается и там.
Вот так, постепенно, мы подобрались к главному, на мой взгляд, недостатку романа. Несмотря на удачный сюжет и качественное техническое исполнение, «Снежная королева» Виндж лишена того же, чего была лишена Снежная Королева Андерсена – эмоций, сердца и души. Удивительное дело, но книга женщины-писателя практически безэмоциональна… Нет, конечно, эмоции у героев есть, на страницах бушует огонь страстей – любовь, предательство, верность, коварство. Но за этими декорациями не видно главного – не видно души человека, написавшего роман. Как будто он написан самой Снежной Королевой.
Я не зря в начале статьи вспомнил о 80-х годах. В романе Джоан Виндж как в зеркале отражается эпоха, в которую была написана эта книга. Эти особенности заметны в характерах героев, отражающих чаяния молодого поколения, пытающегося быть индивидуальным в сером мире, стремящегося к лучшему будущему. Это видно и по сюжету, в котором общество восстает из ада безвременья, как Феникс, возрождающийся из плодородного пепла исчезнувших Империй.
Читая эту книгу, я постоянно вижу перед глазами одну и ту же картину – рисунок одного из западных художников, работающих в жанре научной фантастики. …Бесконечное поле космодрома, упирающееся в небо. Чужое солнце дает жизнь пробивающейся сквозь трещины в древних бетонных плитах неземной траве; искореженные остовы некогда могучих кораблей забытых звездных держав. И молодая девушка со стильной стрижкой, одетая по моде начала 80-х годов. Ее глазами молодость смотрит на деяния давно минувших эпох, пытаясь понять, принять, простить…

© Александр Крапивников, сентябрь 2003.

Быть хорошим - это очень изматывает человека!


Отредактировано - НикитА 14 Фвр 2010 00:14:39

Yan_S
Магистр


Russia
226 сообщений
Послано - 19 Дек 2004 :  14:44:58  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Роман Джоан Виндж «Снежная королева» был признан в США лучшим фантастическим романом года и удостоен премии «Хьюго», присуждаемой Всемирными конвентами любителей фантастики, а также номинирован на премию «Небьюла».

Вот наконец-то и я прочитала роман Джоан Виндж «Снежная королева», понравилось, завязка очень хорошая, отлично прорисован мир планеты Тиамат, его жители, традиции, проблемы. Очень интересно читать про политику Летних островов и территории Зимы. В основе сюжета лежит именно природная закономерность смены Времён Года, которая происходит на планете каждые 150 лет.

Планета Тиамат полностью подвластна Гегемонии, которая дозированно и только в своих интересах, снабжает Тиамат техническими и технологическими усовершенствованиями, предметами роскоши, различными инструментами и технологиями. За это Тиамат платит «живой водой», получаемой при уничтожении меров, которая практически до бесконечности продлевает молодость.

Меня особенно впечатлила Снежная королева Ареинрод, которая правит своей страной уже 150 лет, при этом, с одной стороны оставаясь в полном душевном одиночестве, с другой стороны, она сохраняет свою молодость и достаточно часто меняет своих Звездных Быков (советников по инопланетной политике, которые должны быть обязательно инопланетянами). С одной стороны, действует она очень жестоко и недостойна сострадания, а вот с другой, она полностью одинока в своей жизни, ей не на кого положиться, все решения она принимает сама, но и ответственность за них тоже лежит только на ней.

Она уже давно разучилась мечтать, быть по-настоящему счастливой, и только появление Спаркса (юноши с Летних островов) в её дворце позволяет ей обрести всё это.

Её противоположность (хотя и её собственный клон) - Мун – сивилла (предсказательница) – очень символичная фигура в этом романе. Она олицетворяет Летние острова, она - эталон честности, справедливости, любви. Мун здесь предстаёт перед нами как обратная (глубоко скрытая) сторона самой Ареинрод. Джоан Виндж очень хорошо удалось показать именно единство и борьбу этих противоположностей, их психологические портреты. Безусловно, это одна из самых сильных сторон романа.

Совсем не понравился мне в этом романе Спаркс. Ну какой-то он совсем слабый, полностью поддающийся женскому влиянию, лишённый силы воли и своего мнения. Примеров этому масса, а именно, убивая меров (разумных существ) ради «живой воды» он сначала совсем не задумывается над этим, совершая убийства по приказу Ареинрод, а потом, осознав свою ошибку, как-то криво раскаивается (совсем это его поведение не тянет на раскаяние). Можно сказать «буквально жуёт сопли», больше это назвать никак нельзя. В романе с его стороны мной не замечено ни одного сильного поступка, всё как-то вяло…

Ещё показатель крайней несостоятельности Спаркса - это его реакция на состоятельность Мун. В тот момент, когда она стала сивиллой, а он нет, Спаркс обижается и сбегает в Карбункул, тем самым полностью, несмотря на клятву в вечной верности Мун, прерывает с ней всяческие отношения.

Удивляет вообще сам факт такой влюблённости в него и Мун, и Ареинрод. Такие самостоятельные женщины настолько сильно были в него влюблены (Мун буквально отказывается от всего, ради своей любви к Спарксу) - это просто удивляет.

Возможно, Джоан Виндж специально вводит такого слабого героя, чтобы на его фоне более ярко прорисовать характеры и конфликт Мун и Ареинрод. В этом случае – это очень грамотный ход. Но Спаркс меня напрягал весь роман.

Ещё в этом произведении достаточно качественно показана Джеруша (комиссар полиции Тиамат), одинокая женщина-карьеристка, которая постоянно доказывает себе и всем окружающим, что она может больше, чем думают о ней люди, что она на многое способна. Доказывая это, она всю жизнь остаётся одинокой и всеми нелюбимой. Её линия в романе глубоко печальна…

Очень качественно Джоан Виндж показан экс Звёздный Бык – Герне, который из-за Ариенрод стал инвалидом, но до конца любил её.

В целом, в книге постоянно чувствуется, что её писала женщина. Выдаёт это и язык, и трактовка различных событий, и акценты, расставляемые в романе. Не скажу, что это плохо, но это не должно быть так заметно. Кроме этого, роман кончается полным хэппи-эндом, хорошие побеждают плохих, влюблённые встречаются и остаются вместе, некоторые моменты, на мой взгляд, несколько подтянуты для такой развязки.

Книга вначале читается достаточно легко, действие динамично и увлекательно, но как-то с середины всё больше отдаёт типичным любовным романом. Меня это как-то покоробило.

Несмотря на некоторые лично мной замеченный недоработки, этот роман достоин того, чтобы его прочитали, т.к. в нём присутствует очень интересная, захватывающая завязка, довольно красочное и достоверное описание планеты, людей и их характеров, очень интересная любовная линия.

Yan_S

Отредактировано - Andrew on 19 Dec 2004 20:03:00

AlKom
Смотритель


Украина
1138 сообщений
Послано - 22 Авг 2018 :  23:13:00  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу AlKom  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Продолжение "Снежной королевы"

The Summer Queen
World's End

Оригинал найден !
https://nemaloknig.com/author-79628/
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5562368

+В прошлом году вышел перевод
https://fantlab.ru/edition190207
( Но все сети пока не нашел )
Зы


Причитал отзывы ...на Снежную королеву. Да реально интересно как может отличатся восприятие у разных людей.
Нет со многими я согласен. Но на мой взгляд очень многое прошло мимо первых двух отзывов. Например параллель с Фондом(Академией) Азимова
Цивилизация явным центром которой является планета Харему, а тайным "дикая" Тамиант очень напоминает вселенную Фонда

Потеряв возможность использовать "нормальный сверхсветовой двигатель" цивилизация решила "законсервировать" себя в надежде на будущее. Харему мир аристократической-технократии (Тускбу привет !) и Тамиант странный полигон некого "биологического проекта" + резервная копия знаний в виде полумистической Большой Машины и армии направляемых ей "предсказателей", замаскированный под странный реликт экзотических традиций и "простой жизни" с малой толикой привнесенных из вне знаний и технологий . Именно эти два "полюса мироздания" создают главный фундамент сюжета, так же как Фонд и Империя у Азимова.

Полет Мун на Харему вообще "системообразующая" часть сюжета. Без него, он так бы и остался в рамках эдакого Техно-Фентази.
Но заглянув в другой мир глазами Мун мы видим сюжет с совершенно другой стороны и мир Тамант, уже никогда не будет для нас странной психоделической сказкой, он словно вернет утраченный фокус и из расплывчатой кляксы вневременного "Зурбагана" станет частью гораздо более детализированного мира и вехой забытого но все еще работающего "Великого плана".

Спаркс кстати непросто юноша с "летних островов", а сын потомственного технократа с Харему. Не получив должного образования, он все равно чем-то неуловимо отличается от "потомственных простаков". И по моему именно это привлекает в нем "столетнюю девочку" Арейнорд. Но сам он попав в совершенно ирреальную ситуацию "зеркального лабиринта" просто теряется в нем. И это достаточно достоверно ! Трудно представить, что кто-то пусть и с хорошей наследственностью и "врожденно" развитым интеллектом и эмоциями сможет быть готов, к такой ситуации ."Она но не она но все равно та же", а вернувшаяся Мун только добавляет раздрай чувств и мыслей, потому что она тоже "уже не она, но все-же она, все та-же но другая" . Вообщем герою "фатально" не повезло с "главным чувством его жизни".(Зато нескучно ! ) Чуть перефразируя стихи из эпиграфа" Лабиринта отражений" можно сказать так "Выпал случай уникальный жизнь поймали отражения!"

А еще роман "Снежная королева" настоящий гимн будущему и прогрессу. Периоды стагнации не вечны ! Люди вечно будут строить свои "планы-А В С Д..." и хоть один да сработает ! Но Джоан точно подметила, начало пусть не тьмы, но определенно сумерек. Хотя кстати Рагнарок - тоже не тьма, а сумерки. (и относится к ним беспечно не стоит ) Это время когда "Прошлое становится бесконечным, отнимая место у будущего." Точнее пытается... Однако в долговременной перспективе, это только морок и иллюзия, а будущее непременно найдет новый путь ! Потому что "нет постоянства без развития", а "эпохи регресса" на самом деле только кажутся такими, до поры тая внутри новые всходы.

Реминисценции со сказкой Андерсона великолепны настолько, что их замечаешь далеко не сразу... Но все локации и персонажи присутствующие в сказке есть и в этом романе. Это особая литературная мини-игра заставляющая сразу после прочтения перечитать основные повороты сюжета и попытаться поймать ускользающее отражение сказки. Часть параллелей очевидна, часть неявна, часть вообще парадоксальна. (Например попробуйте угадать кто там "тайный советник"...)



Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра...


Отредактировано - AlKom 23 Авг 2018 16:00:13

   
Перейти к:

Ответить на тему "Виндж Джоан / Vinge Joan"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design