Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »

Чигиринская Ольга

   Версия для печати
Страницы:
  1  2
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Nisa
Наблюдатель



3 сообщений
Послано - 08 Мая 2007 :  02:15:16  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Впечатления от "Сердца меча".

Книга очень богатая, даже избыточно богатая. Много героев, смыслов, культурных слоев.
Христианство, самураи, рабство, Жюль Верн... Хватило бы на многотомную эпопею.

Мне понравилось, особенно первая часть, до высадки на планету. Может, из-за ностальгии по пятнадцатилетнему капитану. Участники полета как на ладони, каждый со своим характером, историей, все яркие личности. Интересно было следить, как известная фабула Жюль Верна переносится в новые декорации, с блеском, надо сказать, переносится. Что-то осталось, что-то добавилось, что-то заиграло новыми красками. Антизвери - просто отлично. :)

Хорошая проработанность мира. Хитросплетения вавилонской политики напоминают Японию времен "Повести о доме Тайра", и сдается мне, последнего Солнце ожидает судьба утонувшего мальчика императора. Хотя не могу сказать, что разобралась с тамошней системой взаимных клятв. :(
Но иногда текст романа начинает походить на научно-популярный очерк. Очень много подробностей, всяческих сведений - просто тонешь. Это ИМХО заслоняет лучшее, что есть в романе - живых и интересных персонажей.
Отлично получился хороший человек Нейгал, пьяница, настоящий вояка, которого мучит совесть и который не находит себе оправдания, хотя все что он сделал вполне соответствует букве закона. И не случайно он сгорает заживо, как и его жертвы на Сунагиси. Можно надеяться, что свою вину он искупил.

Большинство эпизодических персонажей очень хороши. Только умирают быстро. :(

Еще одно достоинство романа -необычный главный злодей, неврастеник и шпион Моро. Про него читать всегда было интересно - гад, но яркая личность,способный на сильные чувства, рисковый, настоящий друг. Ну и жалко его, он ведь проиграет, все потеряет и будет убит Динго. Небось останется в конце один, разве что гемы его не бросят.

А вот главный герой Дик после первой части как-то разочаровал. На корабле это был вполне обычный подросток, пусть и с тараканами. В конце романа - готовый святой. Все эти глубоко символичные распятия, наречения имен, выкармливания молоком рабынь - его перестаешь воспринимать как человека и сопереживать. Орудие божье. Своих спасет, планету спасет, веру среди рабов утвердит. ( Нехорошо, конечно, но покажите мне человека, который в "Ну погоди" переживает за "правильного" зайца, а не за волка!)

Ну и остались некоторые непонятные моменты по сюжету. Например, к чему эти поиски генкомплекса, если можно клонировать уже состоявшегося пилота? Да хоть бы тех же имперцев, которых не удалось сломать. Или почему Нейгал не узнал Бет, которая похожа на мать? Особенно после разговора с Диком.


Отредактировано - nisa on 08 May 2007 03:55:14

Cassel
Ищущий Истину


USA
80 сообщений
Послано - 08 Мая 2007 :  16:04:05  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Ну и остались некоторые непонятные моменты по сюжету. Например, к чему эти поиски генкомплекса, если можно клонировать уже состоявшегося пилота?

Я так понял, что это связано с клановыми заморочками и генным законодательством. Кажется, у вавилонцев полноправным человеком может быть только естественнорожденный. А может, вавилонцы боятся вырождения пилотов в отдельную касту, отдельный клан клонов. Там же вся цивилизация стоит на сложной градации "свой-чужой". А может, дело еще в изменчивости - ведь, воспроизводя каждый раз пилота того же класса, ты не можешь рассчитывать, что в следующем поколении у тебя получится лучший.

Цитата:
Или почему Нейгал не узнал Бет, которая похожа на мать? Особенно после разговора с Диком.

Подозреваю - подумал и решил не узнавать.



Nisa
Наблюдатель



3 сообщений
Послано - 12 Мая 2007 :  04:41:43  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Я так понял, что это связано с клановыми заморочками и генным законодательством. Кажется, у вавилонцев полноправным человеком может быть только естественнорожденный. А может, вавилонцы боятся вырождения пилотов в отдельную касту, отдельный клан клонов. Там же вся цивилизация стоит на сложной градации "свой-чужой". А может, дело еще в изменчивости - ведь, воспроизводя каждый раз пилота того же класса, ты не можешь рассчитывать, что в следующем поколении у тебя получится лучший.

Устройство и законы вавилонского общества остались мне не очень ясны. Такое впечатление, что они догматики сильнее, чем имперцы, а их законодательство запутано донельзя. Хотя должны бы культивировать здравый смысл. Отсутствие пилотов много хуже любых предполагаемых потенциальных опастностей. А в следующем поколении лучший пилот может родиться и естественным путем, как происходит сейчас. Клоны этому не помеха. Разве что такая практика противоречит пресловутому "духу" Вавилона, подозрительно напоминающему дух дохристианского Рима.
Цитата:
Подозреваю - подумал и решил не узнавать.


Возможно. А то бы пришлось убить, а он не хотел.


Отредактировано - Nisa on 12 May 2007 04:48:06

Cassel
Ищущий Истину


USA
80 сообщений
Послано - 12 Мая 2007 :  10:31:08  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Пилоты не отсутствуют, их просто не хватает. И эта нехватка может являться элементом, по-своему обеспечивающим стабильность системы. Как дефицит определенных товаров в СССР. Помните бессмертный монолог Райкина?

Если автономия дома Рива зиждилась на том, что дом осуществлял большинство перевозок в пределах Вавилона - то, ясное дело, Рива будут против такого клонирования :).

Клонирование, как я понял, происходит в рамках определенного законодательства. И чтобы сделать клонированного пилота полноправным членом общества, нужно это законодательство переменить. А это чревато нарушением социального баланса.
Разработка же генкомплекса позволяет оставить социум как есть - и сохранить положение дома Рива в прежнем качестве.

Дух Вавилона не похож на дух дохристианского Рима. Он похож на дух именно Вавилона.


OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 29 Мая 2007 :  08:24:30  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Почитываю потихоньку "Меч", кажется, вчитался... Что-то мне он, по кругу, "Дюну" Херберта навевает.

-------------

OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 06 Июня 2007 :  14:29:52  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Стойкое ощущение 15-летнего капитана Ж.Верна, адаптированного японским христианским священником.
Пока нравится, хотя встречающиеся ляпы словоупотребления царапают.

-----
Dom Perignon.. "Беломор".. Шоколад бельгийский.. Курага тегеранской расфасовки.. Чай цейлонский.. Камамбер австрийского производства..
Да.. Широка страна моя родная..

(с) Макс Мах

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 06 Июня 2007 :  15:01:01  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Читаю "Сердце меча". Нахожусь где то только на 80-й странице. И это за два дня! Оооочень тяжко идет. Просто утонул в терминах и описаниях. Брошу наверное... Причем не могу сказать, что плохо все, видимо это просто очень не "моя" книга...


Все, что написано мной НЕ зеленым цветом, является личным мнением рядового Хранителя и не имеет отношения к функциям Инка
OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 06 Июня 2007 :  15:24:22  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:

Читаю "Сердце меча". Нахожусь где то только на 80-й странице. ... видимо это просто очень не "моя" книга...
Аналогично трудно, но терминология заканчивается, где-то недалеко :) Надо вчитаться - у меня книга больше месяца - прочел страниц 300 (большую часть за последние дни) и чем дальше, тем быстрей.
Есть смысл перетерпеть ;)

-----
Dom Perignon.. "Беломор".. Шоколад бельгийский.. Курага тегеранской расфасовки.. Чай цейлонский.. Камамбер австрийского производства..
Да.. Широка страна моя родная..

(с) Макс Мах

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 06 Июня 2007 :  15:59:01  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ну, попробую помучиться еще денек другой, если не пойдет, брошу...


Все, что написано мной НЕ зеленым цветом, является личным мнением рядового Хранителя и не имеет отношения к функциям Инка
Денис
Мастер Слова


Russia
2072 сообщений
Послано - 06 Июня 2007 :  16:56:46  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
vladj
И в самом деле - книга стоит того, чтобы немного потерпеть:) Хотя если пока не зацепила, прямо и не знаю...


OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 06 Июня 2007 :  17:21:12  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:

vladjХотя если пока не зацепила, прямо и не знаю...
80 стр. мало, нуна вдвое :)

-----
Dom Perignon.. "Беломор".. Шоколад бельгийский.. Курага тегеранской расфасовки.. Чай цейлонский.. Камамбер австрийского производства..
Да.. Широка страна моя родная..

(с) Макс Мах

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  12:03:59  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Прочитал где-то треть «Сердце меча» О.Чигиринской. Ребята! Я не мазохист! Я больше не могу!

Совершенно неудобоваримое чтиво. Автор литературным языком не владеет абсолютно. На редкость тяжеловесный стиль, слова как камни, фразы как валуны. Через текст буквально продираешься. Метафоричность и полет мысли отсутствует как класс.

А герои? Уй… Очень хочется узнать, за какие преференции со стороны автора, картонажная фабрика предоставила столько своей продукции для производства персонажей?
Автор пытается описать душевные метания героев, но у него ни черта не получается. Какие то надуманные внутренние монологи, бездарные экскурсы в психологию и мотивацию персонажей. Если не читать имен, то покажется, что думает один и тот же человек, отягощенный кучей комплексов, и представляющий себя в разных ситуациях.
Герои не вызывают ни малейшего сочувствия и желания сопереживать им. От гибели второстепенных персонажей не ощущаешь ничего кроме глухой досады на автора, который только таким приемом сумел поставить ГГ в экстремальную ситуацию, и хоть как то оживить действие.

Кстати о драйве. Его нет. Вообще. Фабула в книги тягуча и безвкусна, как жеванная час жвачка. Тянется и тянется. Ждешь, ждешь, когда же что-то произойдет? А вот фигушки! Только очередное бессмысленное умствование по поводу комплексов героев.

Жутко достала в тексте тема религии. Красной нитью проходит она через все душевные заморочки героев, через их мысли и поступки, при этом жутко отягощая им жизнь. Тут и там по тексту разбросаны какие то притчи о житиях святых с неудобоваримыми именами. А уж про православие с японским уклоном, я вообще молчу! Я могу понять, что автор находится в религиозном поиске, и пытается для себя что то синтезировать, но зачем же эту галиматью вываливать на голову читателя?

Резюме. Мне чудовищно жаль те погубленные деревья, чья древесина пошла на бумагу для изготовления этой макулатуры. Может, лучше бы они росли дальше и глаз радовали, а?



Все, что написано мной НЕ зеленым цветом, является личным мнением рядового Хранителя и не имеет отношения к функциям Инка
OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  13:54:49  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
vladj

Ты не прав, не умеешь переключаться :)

-----
Dom Perignon.. "Беломор".. Шоколад бельгийский.. Курага тегеранской расфасовки.. Чай цейлонский.. Камамбер австрийского производства..
Да.. Широка страна моя родная..

(с) Макс Мах

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  13:59:13  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
не прав почему?
переключаться с чего?


Все, что написано мной НЕ зеленым цветом, является личным мнением рядового Хранителя и не имеет отношения к функциям Инка
OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  14:11:05  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
не прав почему?
переключаться с чего?

Есть книги и книги, разные и равноценные. Неприятие взглядов и манеры изложения автора не делает ее плохой :)

-----
Dom Perignon.. "Беломор".. Шоколад бельгийский.. Курага тегеранской расфасовки.. Чай цейлонский.. Камамбер австрийского производства..
Да.. Широка страна моя родная..

(с) Макс Мах

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  15:06:22  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Следуя твоей логике, плохих книг вообще не бывает, поскольку под твой тезис можно подогнать вообще любую графомань.


Все, что написано мной НЕ зеленым цветом, является личным мнением рядового Хранителя и не имеет отношения к функциям Инка
OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  16:20:13  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Грубя говоря, там противопоставление принципов:
Если очень хочется - все можно
vs
иные действия/желания недостойны человека.
Восхождение, катарсис. Используются знакомые вполне мотивы.
В более телеграфной форме это постоянно вертит Никитин/Орловский.
Достоевский, в конце концов ;)

-----
Dom Perignon.. "Беломор".. Шоколад бельгийский.. Курага тегеранской расфасовки.. Чай цейлонский.. Камамбер австрийского производства..
Да.. Широка страна моя родная..

(с) Макс Мах

vladj
Инквизитор


Russia
1730 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  16:51:46  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Денис, Олег, дико извиняюсь, сорри, случайно удалил ваши сообщения... Каюсь и посыпаю голову пеплом.. Продублируйте, плиз!


Все, что написано мной НЕ зеленым цветом, является личным мнением рядового Хранителя и не имеет отношения к функциям Инка
Денис
Мастер Слова


Russia
2072 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  18:26:24  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
дико извиняюсь, сорри, случайно удалил ваши сообщения

Чисто работаем! Хоп - и нету "мнений несогласных!":)))))
Дублирую (примерно):
Цитата:
Жутко достала в тексте тема религии. Красной нитью проходит она через все душевные заморочки героев, через их мысли и поступки, при этом жутко отягощая им жизнь

Она в тексте - одна из ключевых, потому и "проходит красной нитью". В дальнейшем, как я понимаю, главгерой вообще должен будет "вывести народ гемский из земли вавилонской". А что проблем доставляет - так святые/мученики всегда непросто жили.

Добавляю:

Цитата:
От гибели второстепенных персонажей не ощущаешь ничего кроме глухой досады на автора, который только таким приемом сумел поставить ГГ в экстремальную ситуацию, и хоть как то оживить действие

ну, задача там была явно не в том, чтобы действие оживить, а в том, чтобы избавиться от персонажей, сыгравших свою роль и более ненужных. Сделано, кстати, один в один с "15-летним капитаном", но ничуть не более натянуто, чем у классика:)

Цитата:
Кстати о драйве. Его нет. Вообще

Вроде как да. И вместе с тем - событий происходит до черта. Странно, но факт.


Admin
Администратор
Xlad
Мастер Слова


Russia
1332 сообщений
Послано - 09 Июня 2007 :  23:33:03  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Xlad  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
2 vladj :
Цитата:
Прочитал где-то треть ... Ребята! Я не мазохист! Я больше не могу!

Совершенно неудобоваримое чтиво. Автор литературным языком не владеет абсолютно. На редкость тяжеловесный стиль, слова как камни, фразы как валуны. Через текст буквально продираешься. Метафоричность и полет мысли отсутствует как класс.

А герои? Уй… Очень хочется узнать, за какие преференции со стороны автора, картонажная фабрика предоставила столько своей продукции для производства персонажей?
Автор пытается описать душевные метания героев, но у него ни черта не получается. Какие то надуманные внутренние монологи, бездарные экскурсы в психологию и мотивацию персонажей. Если не читать имен, то покажется, что думает один и тот же человек, отягощенный кучей комплексов, и представляющий себя в разных ситуациях.
Герои не вызывают ни малейшего сочувствия и желания сопереживать им. От гибели второстепенных персонажей не ощущаешь ничего кроме глухой досады на автора, который только таким приемом сумел поставить ГГ в экстремальную ситуацию, и хоть как то оживить действие.

Кстати о драйве. Его нет. Вообще. Фабула в книги тягуча и безвкусна, как жеванная час жвачка. Тянется и тянется. Ждешь, ждешь, когда же что-то произойдет? А вот фигушки! Только очередное бессмысленное умствование по поводу комплексов героев.

Резюме. Мне чудовищно жаль те погубленные деревья, чья древесина пошла на бумагу для изготовления этой макулатуры. Может, лучше бы они росли дальше и глаз радовали, а?


Дико извиняюсь, но возникло впечатление, что я читаю отзыв на книгу другого автора. ;-) Они что, действительно так похоже пишут? :-)

За все советы я благодарен. Очень благодарен.Следовать я им не собираюсь, но все равно очень благодарен.

Blackfighter
Хранитель-дебютант - 2006


Russia
537 сообщений
Послано - 10 Июня 2007 :  00:17:10  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Blackfighter  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Дико извиняюсь, но возникло впечатление, что я читаю отзыв на книгу другого автора. ;-) Они что, действительно так похоже пишут? :-)

Если я правильно угадала "другого автора" (Ваш любимый кактус) - то категорически непохоже. :)

Цитата:
Автор пытается описать душевные метания героев, но у него ни черта не получается. Какие то надуманные внутренние монологи, бездарные экскурсы в психологию и мотивацию персонажей. Если не читать имен, то покажется, что думает один и тот же человек, отягощенный кучей комплексов, и представляющий себя в разных ситуациях.

Я удивлена... Я бы никогда не сказала, что можно перепутать Дика, Моро, Бет и леди Констанс, если "не читать имен". Эскурсы и монологи мне тоже показались весьма ненадуманными и достоверными. Герои довольно архетипичны (юный упертый верующий, полоумный вредитель, молоденькая посвистушка, благородная леди), но при этом отличаются друг от друга радикально.


Белыми крыльями
Не выроешь окоп,
Чтобы переждать войну...

OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 19 Июня 2007 :  16:42:15  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Прочел Сердце Меча.
Добротный и увлекательный (в основном) роман-воспитание (чувств). Вызвал аллюзии от Ж.Верна до Ф. Херберта. От 15-летного капитана до мессии (христианство). Аболиционизм/прозелитизм. Иллюстрация бесплодности прагматизма.
Адресован, прежде всего, старшим школьникам... Где бы еще таких найти? Задумывающихся о цели, средствах, принципах, морали...

------
Ты бы, милая, что-нибудь одно выбрала: или крестик снять, или трусы надеть.
(с) Макс Мах

Veronika
Ищущий Истину


Ukraine
64 сообщений
Послано - 30 Авг 2007 :  23:10:14  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
"Сердце меча" - совершенно самостоятельное произведение. Да-да, я, как и все, читала Жюля Верна, я помню сюжет "Пятнадцатилетнего капитана". Ольга взяла скелет сюжета и построила совершенно другой роман. Тот, кто не прочёл "Пятнадцатилетнего капитана", ничего не теряет при прочтении "Сердце меча" (те, кто не читал "Сильм" и "Речи Финрода и Андрет", при прочтении "ПТСР" теряют в понимании существенно). Кстати, "Сердце меча" - только первый том. Я с нетерпением жду выхода 2-части (8 глав из которой уже прочла).
Я прочла эту книгу как роман о противостоянии христианского и рационально-релятивистского мировоззрений, роман о проповеди Благой Вести в релятивистском (и в какой-то степени языческом) обществе, роман, в котором многие персонажи ищут спасения души и Царства Божия. Ну и, конечно - немаловажная линия - о первой любви . "На десерт" помещаю отзыв о романе.
РЕЦЕНЗИЯ

О. Чигиринская

"СЕРДЦЕ МЕЧА"

Путешествие на край ночи

Нет сомнений - все помнят читанную в детстве книгу "Пятнадцатилетний капитан". Пробовал ли кто-нибудь перечитывать ее во взрослом возрасте, ну, например, ребенку на сон грядущий? Ох, лучше этого не делать - сентиментальные воспоминания о детских ощущениях будут навсегда испорчены новым впечатлением: роман-то, конечно же, слабый, запредельно наивный - прежде всего с точки зрения литературного выражения. Чего стоит этот плоский как доска юнец Дик: "Миссис... (как бишь ее?) возьмите на руки маленького Джека! Том, дай руку миссис... (ну вот вылетело из головы, и все тут)"... А прелестная четверка спасенных негров, которая всегда - ну вот, ей-Богу, всегда! - всюду появляется вместе, точно жутковатый конгломерат сиамских близнецов, и самое удивительное - в том же порядке, как их снимали с плота: Том, Остин, Бат, Октеон... Хоть плачь, хоть смейся, одним словом. В общем, это хрестоматийный пример текста, так сказать, с ограниченными возможностями, годного к употреблению лишь очень неискушенной аудиторией.

Возможно ли представить, что этот бесхитростный приключенческий сюжет может обрести какие-то другие - философские, психологические, наконец идейные свойства? Кажется, что нет. Куда там! Но вот открываем толстенный роман под названием "Сердце меча" Ольги Чигиринской (М.: Форум, 2006) и становимся перед фактом: оказывается, возможно.

"Сердце меча" заимствует основу фабулы романа Жюля Верна (и даже основные имена) и использует как удобную канву для построения собственной, гораздо более сложной конструкции. И речь вовсе не о дополнительных сюжетных наворотах, хотя число ходов в новой комбинации соотносится с таковым в прежней, как алгебра с арифметикой, но дело-то как раз не в них. Дело в том, что фантастический - по всем внешним признакам - роман (а действие в нем отнесено в будущее, в космические корабли и далекие галактики) по сути, является философским, разрабатывающим запутанный клубок этических проблем.

То, что философская проблематика доступна языку фантастики, доказывать, кажется, нет нужды. Если уж на то пошло, сам жанр развился не из чего-нибудь, а прямехонько из европейского утопического романа, а то, что в ХХ веке он по большей части деградировал до развлекательного чтива, - беда не жанра, а, так сказать, человеческого фактора. Чтоб устоять, ему нужно всего-то-навсего держаться корней...

Интересно тут как раз другое. Почему теперь, когда, казалось, жанр растерял все свойства, допускающие его в пределы художественной литературы, когда самым естественным определением воплощающих его текстов выступает ярлык "коммерческий продукт", он (фантастический жанр) вдруг необъяснимым образом поднимает голову и грезит о временах былой славы? Заметим попутно, что и на анемичном теле обычной, что называется, мейнстримной литературы все отчетливей заметны всполохи странных конвульсий иррациональных и фантастических элементов. "Маскавская Мекка" Волоса, "ЖД" Быкова, "2017" Славниковой, "Рыба" Алешковского - список можно продолжать и продолжать, - все эти тексты в той или иной мере строятся на допущении, что реальность может странным образом искажаться, подчиняясь не априорно известным законам материального мира, а прихотливой кривой закона невероятностей. И это рождает подозрения, что с литературой на наших глазах происходит какая-то серьезная качественная метаморфоза. А может, не только с одной литературой. Может, даже с мировосприятием вообще.

Когда Фукуяма и иже с ним официально объявили наступивший "конец истории", соглашаться, конечно, не хотелось. Однако прошло немного времени, и виртуальность цивилизации со всеми ее шикарными спецэффектами бомбардировок и рушащихся небоскребов, перемежаемых "Гарнье", "Жиллеттом" и "пивом Клинским" на экранах из светящихся точек, установленных в удобной позиции перед диваном, чтобы созерцание происходило в ситуации максимального комфорта, стала просто бросаться в глаза. Иногда, впрочем, начинало казаться, что что-то действительно происходит, - когда в Москве взрывались дома или трупы закутанных в черное женщин завершали кульминацию самого знаменитого спектакля с участием спецслужб и отравляющих газов, а также массовки, по случайному недоразумению тоже почему-то оказавшейся восприимчивой к ядовитым веществам, в результате чего при съемках этого клипа от ремарки "ни одно животное не пострадало" пришлось отказаться.

Да, иногда казалось. Но шло время, и становилось ясно: НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. И не может произойти. Потому что происходит лишь то, в чем участвует человеческая воля. И там, где по крайней мере можно предположить такое участие. В противном случае психика начинает давать сбои в работе информационных каналов. И интерпретировать поступающую информацию как очередной хорошо сконструированный симулякр.

Средний человек в современном мире находится в ситуации перманентного парадокса между обрушивающимися на его голову лавинами неструктурированной информации и рутинной монотонностью собственной обыденной жизни, подчиненной мелким утилитарным целям: выжить и дать выжить потомству. Ничего масштабного в этой парадигме не предполагается - критерии жизненного успеха не замахиваются на экстраординарное, выходящее за рамки понятия "обеспечить". Государство - как принцип и как функционирующая система - подчинило себе среднего человека настолько, что он стал абсолютно инфантилен в выработке личных жизненных стратегий и берет за образец лишь то, что ему предлагают извне. Такой человек чрезвычайно удобен - он предсказуем почти во всех своих проявлениях и легко поддается манипуляциям. Чтобы он ненароком не взбунтовался, его непрерывно развлекают. О некоторых принципах шоу - см. выше.

Между тем средний человек существует только в больших числах как удобная единица статистики, в частной жизни мы по большей части отдельны и друг на друга не очень похожи. Потому в частной жизни нам в этом мире мнимых величин и рутинной обыденности до невозможности скучно, хоть плачь. Потому, столкнувшись нос к носу с "концом истории", мы начинаем выдумывать всевозможные ухищрения, чтобы ускользнуть из этой неприятной ситуации. Пусть незаметно, путь хоть временно и не вполне по-настоящему. На безрыбье, как известно, и что-то там соловей...

Потому современное искусство так тянется к искажениям реальности, что уж больно эта реальность однобока. К тому же все эти политические шутки со временем и пространством постепенно размывают сам образ реальности, постулируя теорию относительности прямо здесь и сейчас без всяких там сверхсветовых скоростей. Да еще ученые то ли вправду открыли, то ли это опять выверты медийных стратегий (а поди проверь!) - будто и материя не материя, а просто энергетические волны (это когда физики дорасщепляли до каких-то там очередных пределов атомное ядро) и будто психика всякого человека в известных состояниях не просто может, но непременно должна устремляться в трансперсональные области, каковые не есть ее собственная проекция, но самая что ни на есть объективная реальность (это психологи). И что-то такое уже биологи мудрят с генами, где, оказывается, зашифрована память всех предшествующих поколений, вплоть до динозавров и коацерватных капель, и будто бы даже что-то пропел один минерал...

Как тут быть искусству? Приходится непосредственно реагировать, обрабатывать открывшийся новый план мировиденья, учитывая изменившийся угол зрения на предмет. И оно реагирует - иначе какое же это было бы искусство? Тем более что традиция не просто позволяет, а прямо-таки открыто предлагает отличные образцы соответствующих литературных форм, где в основу заложено допущение произвольной вариативности реальности. Да какие завидные образцы! - "Золотой осел", "Божественная комедия", "Гаргантюа и Пантагрюэль", "Фауст", "Гулливер", "Государства Луны" Сирано де Бержерака - всего и не перечислишь... Получается, что период сугубо материалистической культуры, строго ориентированной на логику механистичной интерпретации бытия, был очень и очень недолгим. Строго говоря, этой логике полностью подчинялись лишь критический (и социалистический) реализм да служебные жанры - научная фантастика, детектив и любовный роман. На наших глазах понемногу сдают позиции и эти столпы материалистического мировоззрения. Человечество снова улавливает вибрации будоражащих воображение космических энергий.

Очень часто - так было и раньше, так есть и теперь - произвольные редакции эмпирически заданной картины мира связаны с идеей путешествий. Вообще, если разобраться, изначальное разделение областей искусства на статические и динамические, когда художественный объект есть растянутая во времени парадигма, толкает последние в сторону метафоризации перемещения во времени и пространстве как основополагающего принципа бытия. Причем внешние перемещения всегда так или иначе символизируют динамику внутреннего развития, условно говоря, "пути к себе", а этапы внутреннего, личностного движения персонажей - как правило получают дополнительное подкрепление во внешних изменениях хронотопа. Возьмем ли мы путевые заметки или роман воспитания, психологическую драму или историю любви - все они на определенном уровне абстракции начнут проявлять общие типологические черты.

Сами же по себе путешествия - будь то философические заметки, навеянные видами из окна кареты, или насыщенный приключениями и всевозможной активностью сюжет - всегда коррелируют с образом человеческой жизни, неумолимо текущей из точки рождения к точке аннигиляции. И потому нужно лишь самое небольшое усилие, чтобы философизировать тему. Собственно, для жизни всего-то и существуют лишь две универсальные метафоры - путешествие и театр. Первая, вероятно, претендует на исчерпывающую универсальность - движение, как известно, есть форма существования материи...

Теперь вернемся к нашим баранам. Пересказывать фабулу остросюжетного романа - дело, конечно, бессмысленное, и мы на себя такого бремени взваливать не станем. Отметим лишь, что поначалу автор развивает тему довольно близко к исходному материалу, забавно его обыгрывая, - превратив, например, китобойное судно в космический корабль, ведущий охоту за сгустками антиматерии, служащими основным энергоресурсом описанной цивилизации, или заменив порабощенных негров на "гемов" - генетически модифицированных людей, занимающих в Вавилоне место рабов и низведенных до положения животных, а в Империи - прокламируемо равноправных, но на деле, естественно, все равно второсортных. Империя и Вавилон - две конкурирующие государственно-идеологиеские системы, и сами их названия уже говорят о многом. Но об этом - чуть позже.

В "Сердце меча" есть все, что было в романе Жюля Верна: и пятнадцатилетний ученик пилота Дик, и та самая миссис с напрочь забытым именем, и "маленький Джек", и даже Геркулес (здесь это специально выведенный "боевой морлок" - громадина с костяным гребнем на голове и чешуйчатым хвостом и нежной душой под устрашающей личиной), спасенный с потерпевшего катастрофу корабля вместе с четырьмя "рабочими гемами" - старыми знакомцами Томом, Остином, Батом и Октеоном. (Их удивительную нерасторжимость и строго соблюдаемый порядок выхода на сцену Чигиринская иронически преобразует в понятие "рабочей ячейки", соединенной узами не только оптимальной трудовой кооперации, но и гомосексуальной связи. Наконец-то полтора века спустя картонная четверка приобрела живые человеческие свойства!) Есть даже пес - генетический гибрид собаки и кошки, "кос" - верный товарищ морлока, подобранный когда-то в одном из медвежьих углов вселенной, и есть непременный злодей, обманом пробравшийся на корабль, суперагент, преследующий цель доставить в Вавилон имперский корабль ради ценнейшего груза, о котором никто из имперцев не подозревает.

Этот груз - первый из введенных в текст "Сердца меча" новых персонажей, юная девица, приемная дочь леди Констанс (той самой миссис...), найденная на одной из отвоеванных у Вавилона планет в приюте для клонов. Впоследствии выясняется, что она - дочь вавилонской принцессы, которой предназначен династический брак с императором, и, если ее не удастся найти, самый влиятельный из кланов потеряет рычаги управления и, хуже того, вкривь и вкось пойдет вся политика и рухнет налаженная система управления.

Однако очень скоро становится ясно, что это поле Нового Армагеддона - нечто вроде шахматной доски, где разыгрывается все более усложняющаяся партия, а противники отнюдь не просты и вовсе не одномерны. Потому что за внешним авантюрным сюжетом развивается совсем другой, внутренний, сюжет диалектического взаимодействия этих самых добра и зла, каковые, как выясняется, в чистом виде в материальном мире невозможны.

Но это схема. На практике - ни прямолинейная имперская апелляция к религиозной доктрине, ни вавилонская распущенность нравов не могут служить исчерпывающей системной характеристикой. Напротив, такой характеристикой - причем для обеих систем - выступает несоответствие практики заявленной теории, когда ради утилитарных политико-экономических целей, понимаемых как способ поддержания системной стабильности, оправдываются средства их достижения. Из абстрактных категорий добро и зло неминуемо превращаются в относительные. Поэтому все персонажи оказываются заложниками непрерывной цепи принципиально неразрешимых ситуаций выбора, когда они вынуждены либо благими намерениями мостить дорогу в ад, либо наоборот. Отвлеченные понятия верности, чести, справедливости, добродетели, сталкиваясь с практикой реальной жизни, каждый раз входят в диалектическое противоречие с последствиями прямолинейного следования идеалу. Например, верность. Возникает вопрос - чему? Себе, другу, данному слову, принятым обязательствам, убеждениям, приказу, родине наконец? Если хотя бы два члена ряда становятся в оппозицию друг к другу, а такое, естественно, неизбежно, наступает этический парадокс. И парадоксы такого рода как раз составляют главный внутренний сюжет романа.

Более того, нравоучительная проповедь не подвергаемых сомнению доктрин, которые почти резонерски произносят условно "положительные" персонажи, и витиеватая логика изящных контрдоводов условно "отрицательных" чем дальше, тем отчетливее выстраиваются в систему взаимодополняющих и взаимозависимых элементов, бросающих друг на друга все больше и больше отблесков, отчего их контуры размываются и они начинают понемногу перетекать друг в друга, образуя гармоническое единство наподобие неразрывной цельности Инь-Ян.

Цепь событий выстроена таким образом, что с каждым новым сюжетным витком персонажи погружаются во все новые и новые круги ада, испытывая мученья не только нравственные, но и физические, превращающиеся для центрального героя, Дика, в настоящие пытки, известные по конспирологическим сочинениям о бесчеловечных экспериментах спецслужб. И каждый новый круг истязаний открывает герою - заданному вначале как цельный, но одномерный объект с набором усвоенных, но не верифицированных моральных установок, - все более глубокие слои собственной личности и все более усложняющуюся схему мирозданья. Насильственно вырванный из привычной и освоенной колеи бытия юный герой обречен хождению по мытарствам, путешествию на край ночи, чтобы узнать себя и пересмотреть - нет, не этические принципы, но саму возможность их прямолинейного непреложного воплощения.

Истина оказывается гораздо сложнее любой схемы, в которую ее пытается уложить человек. Путь к ней - мучителен и тернист, но только добытая нечеловеческими усилиями, она имеет смысл. Герой узнает о себе множество неприятной правды: он гораздо слабее, чем думал, и дух - такой высокий, такой свободный - вынужден подчиняться немощи измученной плоти, которая держит его, словно в плену. И - вынужден он сказать самому себе - даже самое героическое усилие не способно изменить мир.

Он узнает, что сам он несовершенен точно так же, как несовершенен окружающий мир. В точке глубочайшего отчаяния и беспредельного унижения, лишенный всего - свободы, самоуважения, дорогих людей, одежды, тепла, еды, наконец света, лишенный в конце концов даже надежды, герой открывает одну очень важную вещь: смиряясь с собой, со своим ничтожеством, со своей беспомощностью и болью, ни на что не надеясь, человек может все равно ползти вперед. Мотив, знакомый по сочинениям экзистенциалистов ("Миф о Сизифе" Камю)...

Бесконечная череда нарастающих мучений (и, заметим, никоим образом не похожих на эффектные "возвышающие" героя боевые раны, нет, это все более унизительные измывательства, вроде сенсорной депривации, голода, холода, жажды, побоев и изнасилований) отчетливо напоминает bad trip - "плохое путешествие" в измененном состоянии сознания. Самое удивительное, что и тема психоделических путешествий играет свою партию в этом странном романе. Дик - "ученик пилота" - на самом деле прирожденный пилот высочайшего уровня. Он и сам до конца не знает себе цену. Зато ее знают захватившие его враги. И все упомянутые пытки - классический brain washing, промывка мозгов, чтобы заполучить его дар и заставить его стать суперагентом другого государства.

Путешествия же в космическом пространстве осуществляются так: корабль механически движется от одной гипер-супер-что-то-там-такое зоны до другой, а сквозь сами зоны силой ментальной энергии его проводит пилот, преодолевая за один такой прыжок по несколько галактик. Подробно описана и техника пилотирования. Имеющий личный опыт психоделических вояжей может сравнить с оным данные в романе описания; не имеющих такового могу отослать, например, к любой из работ известного психолога Станислава Грофа, ну хоть к "За пределами мозга", - свободно продается в "Библиоглобусе", например. Большой, надо признать, дока по части такого рода экспериментов.

Остается отметить, что текст "Сердца меча" в высшей степени аллюзивен. Но литературные аллюзии и парафразы составляют в нем не самый существенный пласт. Главное в нем - как раз аллюзии на реальность, реальность, знакомую нам и по тому, что мы каждый день видим вокруг себя, и по сводкам международных новостей. Именно метафоризация сегодняшнего состояния мира есть основная задача этого странного фантастического романа. Самое удивительное, что, прочитав семь с половиной сотен страниц, вместо слова "Конец" с изумлением видишь "Конец первой книги". Я с нетерпением жду второй. Мне интересно, как выпутается автор из столь сложных литературных обстоятельств. В "Сердце меча" Ольге Чигиринской удалось избежать однозначных решений и готовых рецептов. Так бы хотелось, чтобы их не случилось и в следующей книге.

Мария Ремизова

"Октябрь" 2007, No5

Отредактировано - Veronika on 30 Авг 2007 23:11:33

Blackfighter
Хранитель-дебютант - 2006


Russia
537 сообщений
Послано - 31 Авг 2007 :  18:29:45  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Blackfighter  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
(не вдаваясь в детали) С ума сойти! Едва ли не в первый раз я здесь (на форуме) читаю именно рецензию, а не отзыв типа "имх". Спасибо за эстетическое удовольствие. Огромное.

Белыми крыльями
Не выроешь окоп,
Чтобы переждать войну...

Отредактировано - Blackfighter on 31 Авг 2007 18:30:14

OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 11 Марта 2008 :  22:14:18  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
На либ.ру выложена новая книга под псевдо Хидзирико Сэймэй -
В час, когда взойдет луна, 1675k. #
Аннотация:
"Начало 22-го века. После глобальной войны и глобальной экологической катастрофы, случившихся в середине 21-го века, власть на Земле принадлежит вампирам. Это "классические" вампиры по Стокеру, т. е. нежить, вступившая в союз с нечистой силой. Сложная клановая иерархия вампиров смыкается с государственной иерархией объединенной всемирной сверхдержавы - Союза Свободных Наций. Техническая и информационная мощь соединенных сил государства и нечисти такова, что, кажется, сопротивление невозможно".
--------------
Какая жалость - о вампирах, чем эти кропивцы привлекательны? Садо-мазо извращенное...

-
Потенциал дурацкой инициативы, помноженной на некритичное отношение к себе и своему представлению о действительности, неистощим (с)ред.


Отредактировано - OlegZK on 11 Марта 2008 22:15:55

Veronika
Ищущий Истину


Ukraine
64 сообщений
Послано - 13 Июля 2008 :  17:23:28  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой

На либ.ру выложена новая книга под псевдо Хидзирико Сэймэй -
В час, когда взойдет луна, 1675k. #
Замечательная книга. Я думала, что боевик-постапокалиптика-вампиры - "не моё" по определению. Граждане, я таки сильно ошибалась. Читайте, не бойтесь.


chymera
Хранитель


Ukraine
335 сообщений
Послано - 15 Июля 2008 :  08:32:25  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
OlegZK
Книга о сопротивлении власти вампиров, так что они там не очень-то привлекательны... :))))

Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное. (с) Монтень

OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 15 Июля 2008 :  09:04:42  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
chymera пишет:



OlegZK
Книга о сопротивлении власти вампиров, так что они там не очень-то привлекательны... :))))
Да, я вообще о вампирах, сама идея вампирьего апокалипсиса - такая чушь...

-
Потенциал дурацкой инициативы, помноженной на некритичное отношение к себе и своему представлению о действительности, неистощим (с)ред.

Veronika
Ищущий Истину


Ukraine
64 сообщений
Послано - 22 Апр 2009 :  02:24:43  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Кстати, книгу "В час, когда взойдёт луна" напечатали, в издательстве "Крылов". Двумя томами. Первый том - "Тёмная сторона луны".
От псевдонима отказались, указали просто всех трёх авторов: Чигиринская, Кинн, Оуэн.


Veronika
Ищущий Истину


Ukraine
64 сообщений
Послано - 11 Июля 2009 :  23:56:16  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Второй том романа назван "Вернём себе ночь".
Обложки ужасны, текст очень хорош.
Авторы заканчивают второй роман запланированной трилогии.
"Мятежный дом" (продолжение "Сердце меча") тоже прибавляется главами, но очень медленно.


Veronika
Ищущий Истину


Ukraine
64 сообщений
Послано - 19 Янв 2010 :  22:01:28  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ольга выкладывает в своём ЖЖ "Новую Тень", которую Профессор начал, но не стал дописывать. Есть 6 глав и начало 7-й. Очень интересно.

Неотразимым острием меча, Отточенного для последней битвы
Да будет слово краткое молитвы И ясным знаком -- тихая свеча.
(С.С.Аверинцев)

godar
Мастер Слова



2648 сообщений
Послано - 18 Дек 2013 :  22:42:53  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Попробовал читать это ваше Сердце меча, так и не понял на кого эта книжка рассчитана. Подростку будет скучно, а взрослому... Прочитал страниц пятьдесят и бросил. А ведь еще говорят первая часть лучшая.Что бросается в глаза так это ПГМ автора. Вот почему-то ни о Толкине ни о Льюсе сказать такого нельзя.
Плюс непонятная японщина за каждым углом. Автор хотела показать, что знает японский? Спасибо, лучше бы тогда и писала про японцев.


nurrus2
Хранитель



775 сообщений
Послано - 24 Дек 2013 :  19:41:28  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Интересно как надо читать книгу, чтобы у Чигиринско увидеть ПГМ?



godar
Мастер Слова



2648 сообщений
Послано - 25 Дек 2013 :  00:07:14  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой

Интересно как надо читать книгу, чтобы у Чигиринско увидеть ПГМ?

А уж чем нужно читать,чтобы его не увидеть...


Тема продолжается на 2 страницах:
  1  2
 
Перейти к:

Ответить на тему "Чигиринская Ольга"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design