Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »

Discuss!

   Версия для печати
Страницы:
  1  2  3
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
аk23872
Хранитель



873 сообщений
Послано - 07 Июня 2014 :  16:14:04  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Falcony


борьба противоположностей и синтез, выдающий некую середину

Это какая-то самиздатовская диалектика.


Falcony
Смотритель



2717 сообщений
Послано - 09 Июня 2014 :  08:15:19  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Falcony Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
а вот что писал тов. Снегов по поводу массовой литературе. Причем давольно давно:



Наше время — эпоха массовой информации и массовой стандартизованной и облегченной культуры. Массовая культура, третья родительница современной фантастики, не могла не наложить на нее свои родимые пятна. Очень сложная проблема — генезис и характеристика того впечатляющего явления, которое называется «современная фантастика».

Главным для первой зрительной видимости эпохи НТР были великие достижения научно-технического прогресса. Фантастика постаралась пошире отразить эту зримую суть эпохи. Современная фантастика, собственно, и народилась как художественное выражение гигантского переворота в материальной базе общества. Не только рассказы, но и повести, и длинные романы избирали своими темами то специфически новое, что принесла НТР. Книги заполнялись описанием открытий, изобретений, технических переворотов и выворотов, полетов в дальнее пространство и иные времена — прошлое и, еще чаще, будущее. Даже мелкие технические изобретения безудержно вводились в повествование, иные произведения от этого превращались в слегка беллетризованные технические статьи и очерки. А для удобочитаемости сюжет обильно сдабривался лихими приключениями, чаще всего связанными с неполадками и авариями техники. Люди в таких произведениях были не личностями, тем более — не героями, только именами. Роботы, наполнявшие подобные художественные творения — для фантастического антуража, в реальном быту роботов все же пока было меньше, чем на страницах, — часто выглядели индивидуализированней, чем командующие ими люди.

И поскольку сюжеты всех подобных фантастических произведений основывались на описаниях результатов великих научных свершений, то и вся литература была поименована научной фантастикой. Несколько позже, для пристойности, в научной фантастике произвели внутреннее не то реальное разделение, не то простое переименование: научная фантастика ближнего прицела и научная фантастика прицела дальнего. Предполагалось, что в «ближней» фантастике разрабатываются сюжеты малых открытий и изобретений, и потому эта «ближняя» литература не очень-то, собственно, литературна и не очень фантастична и вообще с искусством имеет мало общего. Зато фантастика прицела дальнего трактует большие научно-технические новинки и потому устремлена в будущее — значит больше простора для фантазии, больше возможности стать искусством на простой информации. Хрен, однако, не слаще редьки.

Массовая культура с ее общедоступностью и стандартностью — духовная пища однородна для всех и потому охотно поглощается всеми — определила первоначальное огромное увлечение научной фантастикой. Этот, в сущности, информативный род литературы отвечал всеобщей жажде информации. В каждом новом произведении было что-то новое по части открытий, изобретений, находок, сбывшихся предвидений, еще не сбывшихся перспектив. Игнорировать такие творения в дни всеобщего поклонения новизне было практически невозможно. И ширились, и ширились границы тем, использующих техническую и научную новизну. И умножались груды книг, захватывающих читателя не мастерством изложения, не личностями героев, не великими страстями, не глубокими раздумьями, а лишь какой-либо новизной в сюжетном антураже. Читательский спрос требовал в эпоху технической революции материала для растущего творческого воображения, для ответа о возможности дальнейших открытий, изобретений, находок, в общем — для описания и прогноза всяческих достижений. Научная фантастика стала не только модной, но и массовой литературой со всеми недостатками массового продукта — стандартизацией сюжетов и героев, облегченностью и поверхностностью художественного письма. Начавшись как новое явление в литературе, она неумолимо превратилась в чтиво, литературу второго, если не третьего художественного разряда.

Некоторое оживление в научной фантастике произвело постепенно накапливавшееся в обществе противодействие научно-техническому прогрессу. Если все происходило в общественной жизни и не совсем по третьему закону механики Ньютона — действие точно равно противодействию, — то, во всяком случае, действие порождало свое противостояние. Сперва это совершилось в сфере социальных, а не технических революций — возможно, потому, что первые происходили много раньше вторых. Великая революция большевизма оказала огромное влияние на всю мировую историю. Она прежде всего ужаснула властителей капитализма картиной того, что произойдет и с ними, если они не примут действенных мер — и притом незамедлительно, пока и у них не разразилась гроза. На западе после 1917 года шло торопливое перераспределение богатств и общественного влияния в пользу общественных низов и представлявших их партий и профсоюзов. А затем в том же направлении стала действовать и научно-техническая революция, многократно увеличившая материальные блага в обществе. Новые люмпен-пролетарские революции стали невозможны. Ленин в своей книге «Империализм как высшая стадия капитализма» провозгласил, что наступающие годы — эпоха империалистических войн за передел мира и пролетарских революций. Войны возникали и после его смерти, но скорей национальные, а не империалистические. А передел мира свершился совершенно обратный тому, какой он предсказывал, — великие державы не оттяпывали одна у другой колонии, а постепенно отделывались от своих собственных, ставших для них лишь обузой. И в тех главных странах, где особенно многочислен и силен был пролетариат, с каждым годом слабели, пока вовсе не стерлись позывы к социальным катаклизмам.

И еще одно важное следствие имела совершившаяся у нас большевистская революция. Она заставила не только вглядываться со страхом в то, что происходило у нас, но и задумываться над тем, какое сложится будущее, если наша революция победит и распространится повсеместно. И будущее при глубоком анализе представилось невеселым. Так появился новый вид художественной литературы — романы-предсказания, романы-предупреждения. Сюжетно это была чистая фантастика, философски — деловой прогноз будущего. И писали эти романы, пока еще уникумы, настоящие художники и мыслители. Так появились «Этот новый дивный мир» Хаксли, «Мы» Замятина, «1984» Оруэлла. Каждая из этих книг стала заметной вехой в современной фантастике. И они были по-своему научны, хотя вряд ли кто причислил бы их к создававшейся в то время научной фантастике.

Все более усиливающееся противодействие вызвал и бурно нараставший технический прогресс. Научно-техническая революция не только вызвала на свет великое множество адептов, клокочущих от энтузиазма, но и скрытых, а потом и заявивших о себе открыто противников. Уже применение во Второй мировой войне массы технических новинок, приведших к гибели 50 миллионов человек на фронте и в тылу, вызвало у мыслящих людей негодование и опасение. А появление зловещего ядерного оружия, уничтожение двумя небольшими бомбами — всего около пяти тонн весом каждая — двух полумиллионных городов вызвало в мире психологический шок: восхищение перед мощью разума, создавшего такие невероятные массы убийственной энергии в крохотном объеме, и ужас от того, что эта энергия способна и дальше совершенствоваться и применяться на гибель всему человечеству либо — в лучшем случае — отдельных стран, ставших объектом нападения. А последовавшие затем аварии на атомных реакторах, катастрофа в Чернобыле, ставшие известными данные о влиянии радиоактивного заражения на жизнь и гены быстро вызвали массовую истерику у народа, форменную ненависть ко всему, что вызывает к действию скрытую ядерную энергию либо как-то связано с ней. Величайшее из технических достижений — освобождение внутриядерной энергии — внезапно стало объектом ненависти, а не восхищения. НТР недолгое время виделась сладостным ликом божества, доброжелательно открывающего сияющие пути в райское техническое блаженство. Ныне огромная часть человечества замечает лишь свирепые клыки, которые распахнули на него высшие успехи техники. Наступила парадоксальная пора. Энергетическое будущее общества заключается в использовании ослепительных возможностей широкого использования потенциальной энергии атомного ядра. А мечущееся в истерике общество стремится судорожно подавить ногами то самое, что несет ему грядущее богатство и комфорт.

И, быстро отвечая новым потребностям эпохи, научная фантастика метнулась от неумеренного восхваления достижений науки и техники к столь же неумеренному осуждению их успехов. Валом повалили рассказы, повести, романы и пьесы-предупреждения. Всячески расписывались те недостатки, те провалы, те, наконец, ужасы, которые несет с собой дальнейший технический прогресс. Модой стало не восхвалять прогресс, как было еще недавно, а все свирепей, все изощренней хулить его. На апологетов будущего смотрели как на недомысленников — даже желторотые писательские юнцы, только пробующие себя на бумаге и ничего важного не создавшие и даже вообще не умеющие создавать. Все их художественные усилия направлялись на то, чтобы выискать в нашей жизни — особенно грядущей, это было всего легче, ибо черт ее знает, какой она будет, эта грядущая жизнь, — что-нибудь, достойное хотя бы простой ругни, а всего лучше — верх успеха — внушающее омерзение и ужас. Вот смотрите, честно предупреждаем, что вас ждет, — таков был боевой клич этих творцов литературы, в большинстве так и не сотворивших ничего литературно важного. (В этом круге особняком стоят по своим художественным достоинствам «Письма мертвого человека» В. Рыбакова.)

В хлынувшем потоке «книг предупреждения» таилось два имманентных недостатка, которые неизбежно должны были проявиться. И проявление их привело к нынешнему, все усиливающемуся оскудению этого литературного направления.

цитата из
http://flibusta.net/b/354420/read

Сергей Снегов "ФЕНОМЕН ФАНТАСТИКИ"



Отредактировано - Falcony 09 Июня 2014 08:16:00

Lana
Мастер Слова


Ukraine
3587 сообщений
Послано - 09 Июня 2014 :  20:55:32  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
аk23872
Айфон - это тоже массовый продукт. Те же левисы, вид сбоку. Штамповка, извините, вполне распространенная среи всяческих нищебродов, считающих себя средним классом, а то и высшим.
Вы бы про Верту сразу спрашивали.

Все может быть, а может и не быть...

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 09 Июля 2014 :  00:21:51  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Давайте ещё кое-что почитаем:
http://www.odnako.org/blogs/russkiy-uzhas-i-russkaya-mechta-pochemu-ih-uzhe-ne-nado-iskat/
Моменты, которые меня зацепили, я специально выделил.
Вы с этим согласны?


Русский Ужас и Русская Мечта. Почему их уже не надо искать

Уважаемые читатели! Российское государство рухнуло в течение трех первых суток после начала Международными Миротворческими Силами операции «Свобода России». Куда-то делись президент и премьер. Ракеты при этом так и не взлетели. Никто не объявил, что власть передается такому-то человеку, Генеральному штабу, какому-нибудь чрезвычайному комитету — но ее просто не стало. По городам тут же появились мародёры. Колонны натовской бронетехники рвутся к Смоленску и Москве… И в этот момент Россия начала просыпаться: на планете Земля нет ничего более страшного, чем разъяренный русский человек.

Вышеприведённые цитаты — надёрганы мной из свежей книги в жанре боевой фантастики. Книжка (очень хорошо написанная, кстати) была завершена осенью прошлого года. Писатель — 40-летний питерский врач — детально нарисовал атаку цивилизованного мирового сообщества на нашу страну 17 марта 2013-го.

Поскольку этого нападения в реальности пока не произошло, давайте используем время с толком и поговорим о двух очень важных вещах — о Русской Мечте и Русском Ужасе.

...Есть такая штука, как русская боевая фантастика нулевых. Жанр это сверхпопулярный, но по коллективному бессознательному решению т.н. Культурных Кругов признанный мусорным, несерьёзным. Культурные Круги предпочитают захватывающие бытовые драмы из жизни столичного миддл-класса. Я говорю о серьёзной литературе, в которой все эпические битвы происходят в школьном детстве, все трагедии — в кухне и на шашлыках, все смерти — инфантильные суициды, а виноватым оказывается почему-то государство.

Словом, это всё литература серьёзная. А боевая фантастика — литература несерьёзная. Этого понять нельзя, это нужно запомнить.

Но нам с вами отечественной боевой фантастике нулевых, уважаемый читатель, надо низко поклониться. Всей: и хорошо написанной, и плохо написанной, и написанной просто ужасно.

Низко надо поклониться авторам всех Древних, всех майоров Бывалых, всех героев-попаданцев. Создателям образа усреднённого сурового парня в тельнике с несложившейся семейной жизнью, который хранится в текущей российской жизни как военный билет в серванте — и в час икс срабатывает по своему прямому назначению. Надо поклониться альтернативщикам, десять лет поворачивавшим вспять ход Первой мировой, предотвращавшим Вторую и водружавшим красное знамя на развалинах Белого Дома. Сталинистам, монархистам, военным диктатурщикам.

Поклониться им надо потому, что они — кто от чистого сердца, кто тупо работая на «целевую аудиторию» — отпахали все последние лет 15 за русскую фабрику грёз. Это они были Русским Голливудом, Киностудией им. Горького и им. Довженко, Мос- и Ленфильмом. В дурацкое время, когда сами русские голливудцы пилили государственное бабло, снимали на оставшееся какую-то некачественную чушь и мечтали быть взятыми в голливуд настоящий, к геополитическому противнику — русские боевые фантасты занимались делом: они переводили в слова и буквы народное сознание.

И они сформулировали на современном языке два главных (для самостоятельной культуры) понятия: Русскую Мечту и Русский Ужас.

Русская Мечта может показаться отсутствующей, аморфной и несформулированной только тому, кто всю жизнь одних татьян толстых с дмитриями быковыми и глуховскими читал, уверенный, что кроме них в русской литературе есть только карманные детективы. А для читателя русских боевых фантастов с Русской Мечтой нет никаких проблем.

Русская Мечта, если коротко — это когда мы самые лучшие. Не просто первые — а на самом деле лучшие. Когда мы чемпионы мира по всем видам спорта, и ещё у нас самое справедливое и человечное государство. И ещё у нас лучший кинематограф, лучшая наука и медицина и даже (это в самых смелых мечтах) автопром. И наша армия — настолько самая сильная, что в мире благодаря ей царит настоящий мир, когда никто никого не грабит и не насилует — потому что мы не даём. Ведь мы носители настоящей цивилизации — не просто самой передовой и самой сильной, но ещё и самой доброй. И путь к возвращению этой доброты русская боевая фантастика нарисовала самый естественный — через возвращение народу и государству силы. Нарисовала на нескольких уровнях сразу — от бульварного до возвышенно-историософского.

И та же боевая фантастика — якобы мусорная и маргинальная — со звенящей чёткостью сформулировала Русский Ужас.

Если коротко — это когда русского государства нет, а по русской земле шастают иноземные захватчики вперемежку с собственной бандотой и творят что хотят. (Тот факт, что первый известный певец Русского Ужаса — татарин Беркем, лишний раз подчёркивает, насколько этот кошмар у всех национальностей нашей Родины общий).

Почему, кстати, боевые фантасты мечту и ужас народа сформулировать сумели, а Серьёзные Литераторы нет? Тут, думается, всё просто. Боевые фантасты всего лишь размазаны по стране и её социально-профессиональным слоям более разнообразно, чем прозябающие в одном-единственном столичном гетто Серьёзные Литераторы. Боевые фантасты, хочешь не хочешь, не зависают всю жизнь среди своих, а вынуждены контактировать с кем попало. И поэтому боевые фантасты, как ни смешно, ближе к реальности. Они её лучше наслушались и приняли всерьёз. А Серьёзные Литераторы, даже если чего-то и услышали в поезде или прочли в сети — уважать сигналы от реальности не умеют. И воспринимают их в ряду того, что вычитали и придумали сами. Как мозаику из «цитат и смыслов».

…Так вот — к чему я это всё. Мусорная несерьёзная литература аккумулировала актуальные тревоги и чаяния времени настолько эффективно, что сейчас они местами на наших глазах проламываются в жизнь в виде осознанной необходимости.

Во всяком случае, читая сегодня книжку годичной давности, описывающую разгул оборонсервиса в армии и предательское исчезновение элит в трудную для страны минуту, — автоматически вспоминаешь, что в нынешнем 2013-м армию всё же реанимирует глава МЧС, а лучшие лица элиты, измученные параноидальным шпиономанским режимом, одно за другим решают не возвращаться в Россию из очередной зарубежной побывки.

И если государство действительно делает шаги в сторону недопущения Русского Ужаса — то есть своего исчезновения — то можно предположить и другое.

Вдруг боевые фантасты окажутся правы и по части Русской Мечты. Ну вдруг. Она ведь тоже — необходимость, просто ещё не совсем осознанная.

…Но это уже будет другая история.

С уважением, Andrew.

Ведьмак
Мастер Слова


Россия
2681 сообщений
Послано - 09 Июля 2014 :  00:57:52  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
В политику затянет. Мож ну ее?!


Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 09 Июля 2014 :  13:50:23  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Не, не затянет )))

Мне интересно, народ, как вы считаете, низкопробные фантбоевички действительно отражают Русскую национальную идею?
Или автор статьи допустил необоснованные упрощения?

С уважением, Andrew.

posadnik
Альтернативный хранитель года - 2007


Russia
1339 сообщений
Послано - 01 Авг 2014 :  15:43:57  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу posadnik Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
в общем и целом, ничего нового здесь я не прочитал.
Третий или четвертый виток все той же темы, заявленной олдевскими "Фантами для фэна" и дивовской статьей про опережающий спрос.
В данном изводе за горизонтом маячит еще и старый умный Переслегин, "Кризис перепотребления, или два критика равны одному топору". Даже комплексы одни и те же - Переслегин не оставляет камня на камне от Перумова но автоматически именует его талантливым, а Олди выдают список новых появившихся ИМЕН, из которых более половины - дебютанты.

И с лязгом откинул верхнее веко...

Mat
Мастер Слова



12042 сообщений
Послано - 05 Авг 2014 :  19:02:31  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой

Русский Ужас и Русская Мечта. Почему их уже не надо искать

Это - ужас и мечта землянина. Вообще-то. Как минимум ;)

Герберт Уэллс написал свою Войну Миров несколько раньше рождения Беркема Аль Атоми, вам (мн.ч.) не кажется? Я не поклонник глубоко вторичной печатной продукции этого жанра. Но в экранизациях, мы видим сей "земной ужас" вновь и вновь.
Да, в РФ, Рыбаков воспел что-то вот эдакое, с инопланетными крысами - ещё до лихих нулевых, до Беркема.
А раньше - АБС: Гадкие Лебеди - первая, жёсткая версия вертикального прогресса, Улитка на Склоне - феминистическая версия, Пикник на Обочине - потенциально-инопланетная (хотели б - в миг оккупировали не только "Зоны"), Жук и Волны - поздние "вторжения странников", зрелые версии вертикального прогресса.

Над "добрым ура-милитаризмом" издевался Хайлайн. А в экранизациях, элемент издёвки свели к минимуму, подвергнутое автором осмеянию - в серьёз воспели, в сущности. Это - о "земной мечте".
И снова. От Аэлиты и до тех же АБС с их прогрессорами, "земную мечту" отлично несли "на острие штыка" в космос и в России. Со своей, пролетарской спецификой, разумеется. Вот здесь, Аэлита вероятно - обошла качественные зарубежные образцы, стала в чём-то приоритетной. Странно - после Уэллса и Верна-то.



Тема продолжается на 3 страницах:
  1  2  3
 
Перейти к:

Ответить на тему "Discuss!"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design