Маргарет Этвуд. Орикс и Коростель

«Орикс и Коростель» самая свежая на данный момент книга канадской писательницы Маргарет Этвуд. Вышедшая за рубежом в 2003 году, она всего спустя один год обрела свою русскоязычную интерпретацию. Надо заметить, что такой короткий срок продвижения на наш рынок этой книги не может не радовать душу и сердце любителей хорошей литературы. А все потому, что Этвуд писательница уникальная. Она в равной степени признана и в мире Большой литературы и в гетто по имени Фантастика. С одной стороны, Маргарет лауреат престижной Букеровской премии, а «Орикс и Коростель» пробилась в её шорт-листе (пятой из книг писательницы). С другой стороны, у неё есть Arthur C.Clarke Award, номинация на Nebula и множество других, более мелких номинаций и премий.

Новая книга вышла подстать репутации автора. Кажется, отсутствуй у Этвуд вкус, её можно было бы запросто рекомендовать создателям киноэпопеи «Обитель зла» в качестве сценаристки. Уничтоженную вирусом цивилизацию она бы смоделировала куда лучше людей, имеющихся сейчас в наличии у Пола Андерсона. Уверен. И рецензируемая книга это с блеском подтверждает.

На выжженном эпидемией североамериканском побережье пасется (в прямом смысле этого слова по причинам травоядности) племя новое – незнакомое. Этих людей в рамках сложнейшего и секретнейшего эксперимента вывел Коростель. Коростель - лучший и, похоже, единственный друг Снежного человека – последнего (по крайней мере он сам так думает) оставшегося в живых из людей прежних. Снежный человек считает, что несет за детей Коростеля ответственность и выступает для них и пастухом, и пастырем, вводя в этот чудесный мир. Эдем. Вселенную до грехопадения.

Одновременно с этим, Снежный человек вспоминает свою жизнь от самого детства, пытаясь разобраться в причинах разрушения старого порядка и своей причастности к этому. Вторая часть «Дептфордской трилогии» Робертсона Дэвиса построена по схожему принципу. В ней запутавшийся в себе после смерти отца герой проходит курс психоанализа, а читатель становится безмолвным соглядатаем бесед героя и доктора. Этвуд пошла в этом приеме на еще большую минимизацию и спроецировала роль интерпретатора речей героя на читателя, вынужденного под конец вынести герою приговор. Причем монолог героя не допускает однозначной трактовки событий и после финала остается множество вопросов. Неоднозначность же во всем. В образах героев, в их поступках, мыслях, желаниях. И каждый понимает в меру собственной испорченности.

Несмотря на наносную чернушность, которая, видимо, отпугнет моралистов, книга читается очень легко. И в этом огромная заслуга Этвуд. Она умудряется детерминировать общий замысел на множество занимательных подисторий, которые, не влияя на отменное качество конечного продукта, приковывают внимание к каждой странице. Отсюда на образ главных героев постоянно накладываются тени. Так Коростель помимо в меру безумного ученого, в какой-то момент примеряет на себя одежды творца, а Снежный человек оказывается в шкуре Ноя. Только получится ли у них победить человеческое естество в этой модифицированной версии потопа? Получится создать существо покорное судьбе и одновременно обладающие зачатками свободы воли? Вопросы, повисшие в воздухе.

Или Коростеля можно рассматривать как выкристаллизованное вместилище всех прагматичных черт человека, в то время как Снежный человек сочетает в себе черты обратные. Для простоты назовем это романтизмом. Если теперь идентифицировать Орикс с Землей, то история того, как два мужика из-за бабы мир погубили, видоизменяется в миф о матушке-природе, которая хоть и любит всех своих созданий, взаимностью пользуется только у романтиков, а прагматики из зависти к такой гармонии её убивают. Чтобы не досталась она никому. Вот такие эгоисты.

Остается написать только одно. После прочтения та же зависть возникнет и у вас. Зависть к тем, кому только предстоит открыть эту книгу.

Хранитель Лёлик
27.10.2004