Живетьева Инна - Стальное княжество

Есть множество авторов, чьи книги, написанные про детей и для детей, интересны и взрослым. В эту плеяду входят Паншин, Крапивин, Садов, ранний Лукьяненко. Но жанр этот талантами не оскудел, он жив и развивается. Доказательством этому служит дилогия про Стальное Княжество Инны Живетьевой.

Завязка сюжета проста и достаточно банальна – юные герои попадают в фэнтезийный мир, попадают не по своей воле – их перенес туда местный маг-дрид. Что интересно, дриды исполняют в мире Живетьевой разные функции – они создали мир, то есть они боги. Они поддерживали мир как Хранители Равновесия. Они были достаточно доступными для людей, как обычные маги. Но к описываемым событиям они уже не вмешиваются в жизнь людей. А тут вмешались. Вот и завязка одной из самых главных сюжетных линий. Правда, на мой взгляд, далеко не самой интересной…

Герои сразу попадают в рабство, что достаточно логично. Там они встречают паренька Рика из соседнего княжества. Он предлагает им сбежать в Семиречье, где герои смогут получить свободу и попытаться вернуться домой. Не ударяясь в пересказ сюжета (а он достаточно нелинеен и захватывающ), могу сказать, что в конце концов герои (в несколько поредевшем составе) оказываются перед сложным выбором. Вернуться в свой мир такими, какими стали – убивавшими, посылавшими на смерть, клеймёными, при этом обрекая мир Княжеств на постепенное угасание в пучине «равнодушия». Или остаться, привнести свежую кровь, участвовать в событиях падения границ между княжествами, жить со своими друзьями. Выбор различен. И это один их самых сильных моментов дилогии. Показаны сомнения, переживания героев, их неуверенность, слабость. В конце концов, они ещё дети, на которых возложен очень тяжёлый груз! Притом, ноша у каждого своя. Один принимает ответственность за всех Землян, заброшенных в чужой мир, другая не может разобраться в том, быть ей воином и убивать людей, либо бросить всё и постараться стать тем, кем никогда не была. Третий пытается разобраться в отношениях с девушкой, сделать выбор между дружбой и любовью.

Образы детей выписаны достаточно качественно, ярко, однако совсем не равноценно. Персонажи, погибающие в книге, особого сожаления не вызывают, возникает ощущение, что автор сознательно готовил читателя к тому, что этих героев придётся смести с доски. Если сравнить это с ощущениями, возникшими лично у меня после описания смерти Буефара и Ролона у того же Садова (сравнивать с которым мне придётся достаточно часто), то возникает впечатление, что у Живетьевой больше показаны страдания героев, но читатель не ощущает их «на собственной шкуре». Но это только по поводу смертей. В остальном эмоциональное состояние героев в разные моменты на разных этапах прописано мастерски. Неуверенная в себе, язвительная, однако глубоко нежная внутри Алька; Слава, которому приходится принять роль командира, убивать людей, зла ему не сделавших, ради спасения остальных; Влад, парень с улицы, ехидный, хулиган, в котором однако есть глубокое уважение и искренняя привязанность к скрипачу-Косте (чей образ, к сожалению в книге прописан хуже всего, даже попытка самоубийства как-то ничего особо в нём не меняет); Сима, мастер фехтования, которая отчаянно пытается разделить искусство владеть оружием и искусство убивать, девушка-воин, которая к концу уже хочет выглядеть просто девушкой. Один из самых сложных, постоянно ломаемых, изменяющихся образов – образ Алёши. В нём смешана гордость и отзывчивость, яркие чувства и желание держать всё в себе. Он не принимает никаких унижений. Для него самая страшная пытка – работа в трактире.

Но не следует считать, что всё действие, всё внимание в романах сосредоточено на наших с вами земляках. Люди княжеств очень разные, яркие, выпуклые. Даже далеко не основные персонажи имеют своих скелетов в шкафу – преданный князю сотник категорически не согласен с практикой приёма в княжеский корпус, когда поступающий должен выдержать поединок до смерти с рабом. А уж о главных героях и говорить нечего! Самый яркий, несомненно, сэт Кир. Хотя с ребятами ему отчаянно хочется быть просто Риком. Обычная достаточно проблема, часто обыгрываемая в литературе, но и здесь Живетьева поступила по-своему. Поначалу Рик страдает от одиночества, но считает его неизбежным злом, которое надо пережить, если он хочет походить на своего отца и быть хорошим князем. Но время идёт и его отношение к жизни, дружбе, чести (а дружба и честь хорошо обыграны в упоминаниях о святом Вакхе) меняется. Он узнаёт, что чтобы стать великим князем, ему необходимо предать друзей. Рик делает это, но вскоре узнаёт, что отец его пошел на другую жертву для государства – оправдал убийцу своей жены и матери Рика. Этого мальчик принять уже не может. Происходит полное переосмысление жизненных ценностей, притом происходит тяжело, с болью…

Боль Рика и других детей облегчает Талем. Молодой, рано поседевший ведун великолепно читает людские души, он понимает ВСЁ. Детям с ним не всегда легко – ведь у него могут тоже быть свои собственные проблемы. Однако он всегда готов пожертвовать собой ради защиты княжеского сына и его друзей. Талем указывает детям на ошибки, помогает их исправить, помогает лучше разобраться в себе. Он же становится причиной того, что одна из девушек решит остаться… В принципе, его Роль достаточно схожа с ролью Мастера в «Рыцаре Ордена» Садова. Учитель, наставник, друг, с которым можно говорить обо всём, без такого героя не могла обойтись детская книжка.

Но по структуре и по сюжету «Стальное Княжество» больше похоже на другую книгу Сергея – на «Цену победы». Ведь вспомните: группа детей с достаточно ярко выраженным лидером попадает на средневековую планету, ищет возможность вернуться домой, пытается обустроить быт. Но Живетьева пишет более мягко, не так безнадёжно, несмотря на все те описания издевательств над рабами. Вот эти описания, думаю, один из достаточно слабых моментов книги – их слишком много. Понять, что жилось ребятам Ласка плохо, можно было прочитав десяток а не сотню страниц. Из несколько недоделанных моментов могу указать на достаточно мало раскрытые образов Леры, Маши и Кости. Видимо, их посчитали недостаточно интересными, ведь вплотную читатель сталкивается с ними только в начале и в конце дилогии. Ситуация с Лерой не столь безнадежна, но всё равно оставляет желать лучшего. Также в книге достаточно неприятных ляпусов вроде повторения оборота «в сторону» в одном небольшом предложении. Редакторы могли поработать и лучше.

Но несмотря на все эти маленькие моментики, книги «Цена Свободы» и «Рунный След» остаются образцами отличной детской литературы, которой зачитываются и взрослые. Следить за приключениями и за развитием детей действительно интересно. Мы сопереживаем героям, даже закрыв страницы книги, мы вспоминаем ещё долго Славку и Симу, Альку и Алёшку, Машку и Рика, Влада и Леру… Книга про детей настолько интересна взрослым, что от неё трудно, почти невозможно оторваться. В общем, удачи Инна! Пишите ещё… А я буду читать.

Хранитель Фдучинар
29.01.2007